ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Особенности изучения служебных частей речи в I-VI классах.Несмотря на разнообразие образовательных программ, все они знакомят и содержат изучение понятия «части речи». Программы русского языка построены концентрически, ступенчато для того, чтобы содержание для учащихся было доступным, также, чтобы знания по языку были обширные и навыки устойчивыми. В начальных и средних классах сначала учащихся знакомят со всеми частями речи, а после переходят к изучению каждой из указанных лексико-грамматических групп. Это позволяет сравнить части речи на всех этапах их изучения и тем самым более четко выделить основные стороны формируемых понятий. Части речи в курсе русского языка изучается как морфологический и синтаксический материал, параллельно друг другу. Не будем изъяснять содержание программ по русскому языку для начальной и средней школы. Нам необходимо рассмотреть только те положения программы, которые имеют отношение к теме «Служебные части речи» и установить уровень программных требований в отношении знаний у учащихся по данной теме и определить критерии осуществления их учащимися I-VI классов. Кроме того, в условиях существования вариативных программ по русскому языку для учителя трудность состоит в том, что сложно сориентироваться и правильно выбрать необходимое содержание. В первом классе вводятся грамматические понятия о частях речи, которые носят подготовительный, пропедевтический характер при изучении грамматики. «Второй класс является центральным в формировании понятия «часть речи»»(с. 256, Рамзаева Т.Г. Уроки русского языка в 1 классе. - М.: Просвещение, 1991.-121с.). Во втором классе вводят первоначальные понятия о частях речи, изучают некоторые существенные признаки частей речи. Изучение служебных слов во втором классе предполагает различие предлога и приставки; наблюдение за сочинительными союзами; составление словосочетаний с союзами и предлогами по заданной схеме; предлоги и их принадлежность к самостоятельным частям речи. В том числе раздельное написание частицы «не» с глаголами к концу второго класса, учащиеся должны знать предлоги, союзы, и различать самостоятельные и служебные части речи и производить их разбор в пределах программного материала. Основной методический принцип, используемый во втором классе: изучение частей речи на синтаксической основе, т.е. в строе словосочетаний и предложения. Изучение частей речи постоянно связывается с работой по анализу и составлению словосочетаний и предложений, по введению в речь детей предложений различных конструкций. В третьем и четвертом классе повторяются и углубляются знания о морфолого-синтаксической стороне каждой части речи; о связи между однородными членами предложения и сложном предложении с помощью союзов. Предлоги изучаются в третьем классе при изучении темы «склонение имен существительных и личных местоимений», а также при различении и противопоставлении приставок и предлогов. В разграничении, в различении частей речи учащиеся могут руководствоваться следующими критериями: 1) Лексическое значение слова; 2) Роль в предложении, синтаксическая функция; 3) Наличие тех или иных категориальных признаков (сочинительные или подчинительные); 4) Неизменяемость(союзы, предлоги, частицы - неизменяемы), (с. 237-238 Львов М., Борецкий В., Сосновская О. Методика преподавания русского языка в начальных классах. - М.: Изд. Центр «Аркадия», 2000. - 472 с.) Учащиеся изучают союзы в сложных предложениях факультативно (без терминологии). Следует отметить, что программы для начальных классов по русскому языку не предусматривает специального ознакомления учащихся с делением частей речи на самостоятельные и служебные, но практически учитель обращает внимание детей на признаки, по которым части речи делятся на группы. Например, учащиеся узнают, что имя существительное, глагол, наречие, имя прилагательное, местоимения, всегда являются членами предложения, а такие слова, как предлог, частица и союз членами предложения не являются. Специфика изучения служебных частей речи в 5 классе заключается в том, что часть материала является повторением изученного в начальной школе. Такое положение обязывает учителя к строжайшему соблюдению преемственности в обучении. В пятом классе дается уже понятие части речи как самостоятельные и служебные, сообщаются их значение в русском языке и предполагается их различать. Включается в содержание программы изучение сочинительные и подчинительные отношения между словами в словосочетании и средства их выражения; сочинительные и подчинительные отношения между частями предложения и роль союзов в выражении сочинительных и подчинительных отношений между частями сложного предложения, также раздельное написание частицы «не» с глаголами. Уже в шестом классе, при повторении изученного материала, мы вводим представление о «сочинении и подчинении», углубляются знания о морфолого-синтаксических признаках союза и предлога; о связи между частями сложного предложения и средства их выражения с помощью сочинительных и подчинительных союзов. Исходя из анализа образовательных программ русского языка для I-VI классов, следует отметить, что учебная программа в первом классе построена на представления, а в последующих классах на уровне усвоения системы научно-теоретических понятиях о частях речи, их взаимосвязи и условиях их проявления.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|