Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Журналист как профессиональный субъект массово-информационной деятельности.




Журналист – гражданин, осуществляющий сбор, обработку инф. и подготовку материалов для редакции зарегистрированного СМИ, и связанный с редакцией трудовым договором.
1) Ж. м.б. только гражданин осуществляющий деятельность по обработке инф.
2) Ж. – гражданин, который сотрудничает с зарегистрированным СМИ, но также ж. признается тот, кто взаимодействует со СМИ, для которого регистрация не требуется.

3) Ж. – гражданин, связанный юридическими отношениями средакцией на основании трудового договора, авторского или действующего по поручению.

Поскольку труд. деят. возможна с 14 лет, то с этого возраста возможен статус журналиста.
Закон о СМИ закрепляет комплекс прав и обязанностей журналистов, при этом права и обязанности возникают в связи с получением информации, а также по-поводу взаимодействия журналиста и редакции.
При получении информации журналист в праве:

Получать и искать информацию
При распространении инф. журналист в праве:
· Проверять достоверность
· Высказывать свои мнения и суждения в материалах
· Распространять материалы под псевдонимом/ анонимно
При взаимоотношении с редакцией ж. может отказаться от выполнения задания и в праве снять свою подпись с материала, если в результате проверки, исказилась его позиция.
Журналист при получении инф. обязан:
· Предъявлять редакционное удостоверение
· Получать согласие на использование съёмки
· Обеспечить конфиденциальность источнику инф., либо авторизовать сообщение, полученное впервые.
При распространении инф. ж. должен проверять:
· Достоверность
· Не распространять слухи под видом достоверной информации
· Ж.должен уважать право других лиц
В отношениях с редакцией ж.обязан:
· Соблюдать устав
· Предупреждать редактора о возможных претензиях
· Обязан отказать от задания, если это противоречит закону.
Журналист НЕ должен осуществлять сбор инф. по заданию иных лиц, не являющихся редакцией СМИ.
Деятельность ж. основывается на принципах свободы поиска и распространения инф., однако он не должен злоупотреблять своими правами и свободой СМИ.
В случае нарушения чужих прав и интересов ж. может быть привлечён к юр. ответственности.
Соотношение понятий «свобода», «необходимость» и «ответственность» применительно к журналисткой деятельности. Социальная, гражданская, юридическая, этическая ответственность журналиста.
1. Этическая ответственность журналиста.
Во-первых, этот вид ответственности имеет два вектора. Личный - т.н. самоцензура. Корпоративный - различные принципы профессиональной этики, зафиксированные в Декларациях, Кодексах и т.п. При этом следует понимать, что ни Кодексы профэтики, ни особенно самоцензура не имеют юридической силы. (Студент ошибочно приравнивает Кодекс этики к закону, к другим Кодексам.)
Во-вторых, за нарушение этики у журналиста могут (иногда) возникать муки совести (1), журналист м.б. исключен из корпоративного союза и осуждаем коллегами (2), ему грозит общественное порицание (3). Это три основных вида наказания, за нарушение этической ответственности.
В-третьих, основные принципы изложены в Декларация принципов поведения журналиста Международной Федерации журналистов. Кодексы этики могут сущетсвовать как на уровне территориального образования, так и на уровне отдельного издания, редакции и т.п.
2. Социальная ответственность.
Тесно связана и с этической, и с гражданской. Принципиальное отличие - это ответственность перед обществом в целом. Журналист отвечает за слова, за материалы перед людьми. Общество требует от журналиста объективности, адекватности, оперативности и пр, и пр., и пр. При этом очевидно, что некоторые принципы будут совпадать с тем, что зафиксированно в Кодексах профэтики. Потому что журналистам "надоело" всё время выслушивать от общества одни и те же замечания, и они собрались и зафиксировали это всё в кодексах. При этом, сама по себе социальная ответственность нигде не закреплена как таковая. Это всего лишь представления общества об идеальном журналисте.
3. Гражданская ответственность журналиста.
"Независимость средств массовой информации и гражданская ответственность журналистов – непременное условие поддержания общественного согласия при решении социальных и политических задач, расширения поддержки проводимых реформ, направленных на формирование гражданского общества, а также для создания действенного механизма обратной связи"
Итак, гражданская ответственность журналиста - это его ответственность как гражданина перед государством и гражданами. Журналист обязан иметь гражданскую позицию. Журналист должен помогать формированию гражданского общества. Материалы должны воспитывать чувства патриотизма, любви к Родине и пр., и пр., и пр.
Журналистика как творчество. Журналистика пронизана творчеством, она есть творчество по определению. Журналисту приходится принимать решения в конкретных условиях, опровергая схемы, устойчиво бытовавшие в социальной практике и в общественном сознании, так или иначе – создавать новое.
Начало творческой активности журналисту дают информационно-управляющие связи человека и его окружения, позволяющие получить, удержать, накопить, переработать информационные сигналы среды, превратив их в информационный продукт.
Риски профессии: В профессии журналист есть как плюсы, так и минусы. Положительными моментами есть гонорары, творческая реализация, возможность познакомится с разными интересными личностями. Можно столкнуться и с неприятностями. Иногда предстоит работать в горячих точках; косвенно отвечать за популяризацию мнения, что все журналисты — представители жёлтой прессы. В области средств массовой информации профессиональная культура – это как хранилище стандартов, стереотипов, «памяти» журналистского сообщества, так и творческое своеобразие, индивидуальность мастера, умение ломать привычные нормы и создавать новое. В конечном виде профессиональная культура переплавляется в весь образ жизни журналиста, его мировосприятие, поведение, в то, как он исполняет социальные роли в системе информационных структур.
Ни один человек не может приобрести необходимые ему знания о мире, опираясь только на свой непосредственный опыт. Для всесторонней ориентации индивида, коллектива, общества служат сведения, накопленные человечеством за всю его долгую историю и непрерывно дополняемые сегодня. Информация, возникающая в процессе освоения мира людьми является социальной. Более высокая ступень взаимодействия человека с действительностью – это создание социальной информации, информационных продуктов.
В журналистском творчестве стремление к созданию нового, оригинального неотделимо от выполнения жестких обязанностей, заданий. Творчество журналиста ограничено жесткими законами и заключено в четко очерченные хронологические рамки.
Т.о., специфика журналистского творчества обусловлена особенностями продукта журналистской деятельности – журналистской информацией.
Специфика журналистской информации состоит в единстве духовного (информационного) и соцально-управленческого начал. Специфика – секреты мастерства, которые мастер передает ученику, некая профессиональная мудрость, полученная ранее и постоянно приумножаемая (или приходящая в упадок). Руководствуясь ею, редакторы и руководство газеты решают, какая статья – хорошая, а какую надо отвергнуть как “скучную”. Эта культура диктует им, какие темы считать интересными, а какие – нет. Она также создает моральную атмосферу в газете и, таким образом, несет куда большую ответственность за царящую в редакциях этику, чем все теоретические заповеди. Эта культура определяет, что больше всего ценится в журналистах, и то, что в их работе важнее всего. Это умение добывать ценные новости, точнее, это “чутье на новости” – способность увидеть значимое и интересное там, где иные могут их проглядеть, либо, в худшем случае, искусная техника подачи обыденного под видом необычного.

Социальная значимость профессии в обществе: Так исторически сложилось, что журналист — это социально значимая профессия. Человек получает информацию с открытых источников. За её поступление, достоверность несёт ответственность журналист. Журналист — это посредник между происходящим и читателями.
В социально-управленческом отношении журналистскую информацию характеризует (по Г.В. Лазутиной):
Т.о., журналистская информация соединяет в себе документальную обоснованность сведений, их осмысление с позиций социальных интересов, свидетельства личного восприятия автором наблюдаемых событий. Кроме того, по Лазутиной, журналистская информация должна содержать новость, быть оперативной, актуальной, соответствовать потребностям аудитории, быть интересной, полезной и понятной читателям.
Социальна информация производится в процессе человеческой деятельности, отражает факты с точки зрения общественной значимости и служит для общения между людьми и достижения ими своих целей, обусловленных их социальным положением. Создание информационных продуктов есть творчество. В потоке информации, циркулирующей в обществе, выделяется журналистская информация. Журналистская информация по своей значимости и распространенности, может быть, самая социальная.
Модель личности журналиста: профессиональные, социально гражданские, нравственные, психологические и социально-демографические характеристики.
Журналистское произведение в аспекте его воздействия на читателя обладает следующими особенностями: вносит в сознание читателя информацию о нравственных нормах и требованиях общества, в котором он живет; специфическими средствами воздействует на эмоционально-нравственного читателя, расширяя сферу его нравственных чувств; ориентирует читателя на усвоение моральных норм, и тем самым определяет активность его позиции в решении любых жизненных проблем и ситуаций.
Институтом массовой коммуникации факультета журналистики СПбГУ был проведен экспертный опрос руководителей различных СМИ. И вот какие наиболее важные профессиональные качества они выделили (в порядке убывания):
- Грамотность, эрудиция, широкий кругозор, стиль.- Универсализм.- Настойчивость, умение «достать материал», оперативность.- Готовность обучаться, расти профессионально.- Практические навыки журналиста.- Талант.- Коммуникабельность.
- Профессиональная этика, порядочность.- Жизненный опыт.- Интуиция.- Правовая «подкованность».







Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных