Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Становление системы партийно-советской журналистики в 1921-1928 гг.




После окончания гражданской войны в стране сложилась тяжелая социально-экономическая ситуация. Разруха, разорение, нищета требовали скорейшего восстановления экономики, промышленности, сельского хозяйства. Политика «военного коммунизма» как форма командно-административной системы управления привела страну на грань катастрофы. Продразверстки, попытки почти полного огосударствления крестьянских хозяйств настраивали огромные массы людей против большевиков. Недовольство проявлялось и среди рабочих, жизненный уровень которых снизился примерно в 3 раза. Дело дошло до забастовок в городах и мятежей в деревне. Кронштадтский мятеж показал, что зерна конфликта проникли в армию. Пролетарских революций в развитых странах Запада, на которые очень рассчитывали большевики, не произошло. Глубокие перемены требовались во всех сферах общественной жизни, внутренней и внешней политики. Начало новой экономической политике (нэпу) положил X съезд партии, проходивший в марте 1921 г. Пропаганда нового курса, разъяснение его основных задач были поставлены в качестве приоритетных направлений деятельности журналистики. Но пресса оказалась не готовой для выполнения новой роли. Слабая материально-техническая база, низкий профессиональный уровень были типичным явлением, особенно для местных изданий, которые фактически служили «привеском к разным учреждениям». Публикации часто носили декларативный характер, страницы газет и журналов были заполнены многочисленными официальными документами, пропагандистскими статьями, написанными сухим «канцелярским» языком, а также «пустейшим говорением». Одним из путей решения проблемы профессиональной подготовки кадров стало открытие осенью 1921 г. Государственного института журналистики. Следующим важным шагом являлось утверждение в январе 1922 г. государственной сети газет на территории РСФСР. Создание госсети означало унификацию местной прессы по единому плану, обеспечение полного партийного контроля над развитием ее структуры. Государственная сеть включала 232 газеты, которые по типам распределялись следующим образом: 158 губернских (в том числе 20 крестьянских и 11 комсомольских) и 74 уездных. На национальных языках должна была выходить 51 газета. Периодические издания, не включенные в сеть, подлежали закрытию, и только в исключительных случаях и при условии самоокупаемости разрешалось их существование. Как правило, для губернии предусматривалось три издания: массовая производственно-политическая газета, партийный орган и официальные «Известия» губисполкома. Области и центры, особенно важные в хозяйственном и политическом отношении, могли иметь две ежедневные газеты – одну для руководителей партийно-советских организаций и одну массовую. После введения платности газет 15 декабря 1921 г. в стране интенсивно начал развиваться кризис печати, который был определен как тягчайший. Перевод прессы на хозрасчет и самоокупаемость для многих изданий оказался губительным. Если в январе 1922 г. в РСФСР выходило свыше 800 местных газет, то уже в августе их осталось только 299. Общий тираж периодики к августу сократился более чем в два раза. В результате кризиса не только уезды, но и многие губернии и области остались без своих изданий. В числе причин ухудшения состояния партийно-советской печати была и появившаяся благодаря оживлению частного предпринимательства конкуренция со стороны негосударственных издательских структур. В течение первого года нэпа в Москве возникло 220 частных издательств, в Петрограде – 99. Во многих крупных городах страны начали свою деятельность новые или возобновили работу старые, имеющие еще дореволюционную историю, частные издательские предприятия. В качестве одного из основных направлений борьбы с кризисом стало активное усиление руководства печатью со стороны партии, достижение постоянного и всестороннего влияния на деятельность всех редакций. В частности, редакторы газет были включены в соответствующие партийные комитеты, в губкомах и обкомах организованы подотделы, а затем отделы печати, которые осуществляли контроль, инструктирование и общее руководство периодическими изданиями. Впервые было выдвинуто требование обязательной подписки членов партии на партийные газеты, а впоследствии этот принцип был распространен и на беспартийных – «не менее одной газеты на 10 крестьянских дворов», «ни одного рабочего и красноармейца, не читающего газеты». Активные меры, и в первую очередь материально-финансовая поддержка изданий, привели к тому, что уже через год было отмечено существенное улучшение качества периодической печати – «сухая протокольная хроника уступила место живой популярной заметке, очерку, обзору и бытовому фельетону». Значительно выросли количественные показатели: весной 1923 г. в стране выходило около 530 газет с разовым тиражом около 2 млн. экз. Большое внимание стало уделяться дифференциации и типизации, т.е. выработке каждым изданием своего «лица», соответствующего его назначению и аудиторной группе. В резолюции XII съезда партии был сформулирован принцип дифференциации печати: «Для каждого основного слоя читателя необходимо создать особый тип газеты. Имея целую систему газет, партия должна более или менее точно распределить между ними сферу деятельности так, чтобы каждая газета ориентировалась по преимуществу на определенный слой массы читателей». В постановлении оргбюро ЦК РКП(б) от 1 декабря 1924 г. «О типе рабочих и крестьянских газет» указывалось, что «основными типами газет являются рабочая, обслуживающая рабочего читателя, и крестьянская – для обслуживания крестьянства». В этот период издавались всесоюзные газеты «Беднота», «Батрак», «Крестьянская газета» – для крестьян, «Труд», «Рабочая газета» – для рабочего читателя. Так как внутри крестьянства существовали значительные социальные различия, «Беднота» была переориентирована на передовые слои этого класса – активистов и коммунистов, «Батрак» – на деревенский пролетариат, а «Крестьянская газета» стала массовой. Соответственно «Труд» был предназначен для передовой, а «Рабочая газета» для широкой массы читателей. Губернские и уездные газеты были по преимуществу рабочими или крестьянскими. По представлению ЦК РКСМв 1922 г. в 13 крупнейших центрах страны начали издаваться комсомольско-молодежные издания. А после создания в 1925 г. «Комсомольской правды» печать комсомола приобретает четкие признаки системы, элементы которой развиваются в полном соответствии с установками и указаниями партии. В эти же годы были заполнены многие типологические «ниши», в частности увидела свет центральная массовая газета Красной Армии «Красная звезда» (1924), начала издаваться центральная советская газета для детей «Пионерская правда» (1925). В начале 20-х годов возникло и такое новое явление в отечественной журналистике, как фабрично-заводская печать, которая впоследствии стала называться многотиражной. В 20-е гг. в развитии отечественного радио начинается новый этап – этап массового вещания. Быстрыми темпами шло строительство новых радиостанций, форсировались научные разработки в радиотехнической области, руководство страны принимало все меры для быстрейшего развития и удешевления продукции советской радиопромышленности. Партийные организации активно занимались распространением радиоприемников в массах. С конца 1920 г. начали устанавливаться громкоговорители в рабочих и красноармейских клубах, домах крестьянина, избах-читальнях. В 1923 г. по Московскому радио была передана первая лекция, начали проводиться радиоконцерты, а с 1925 г. введена регулярная передача боя часов со Спасской башни в Кремле. Осенью 1926 г. вышел в эфир первый номер радиогазеты, которая стала основной формой общественно-политического вещания в 20-х годах. Идет активная дифференциация передач по аудиторному признаку: появляются «Крестьянская радиогазета», «Рабочая радиогазета», затем радиогазеты для комсомольцев, пионеров, красноармейцев и т.д. Как правило, готовились они журналистами из соответствующих печатных изданий. До июля 1925 г. функции центрального информационного агентства Советского государства по-прежнему выполняет РОСТА, структура которого постоянно расширяется и усовершенствуется. Его отделения действуют в республиках и губерниях, корреспондентские пункты охватывают все крупнейшие города страны, столицы ведущих стран мира. 10 июля 1925 г. Президиум ЦИК и СНК СССР утвердил положение о Телеграфном агентстве Советского Союза (ТАСС), на которое было возложено «распространение по всему Союзу ССР и за границей политических, экономических, торговых и всяких других, имеющих общий интерес, сведений». После этого РОСТА стало агентством Российской Федерации, а в 1935 г. было ликвидировано с передачей его функций ТАСС. рабселькоровское движение в СССР, участие широких масс трудящихся путём выступлений в печати, по радио и телевидению в управлении делами общества, одно из действенных проявлений трудовой и политической активности советских людей. Добровольные помощники советской прессы в своих корреспонденциях вносят практические предложения, способствующие улучшению работы предприятий и учреждений. С каждым годом усиливается общественное значение материалов рабселькоров, в них нередко ставятся общегосударственные вопросы, вокруг которых возникают дискуссии и таким образом находит выражение передовое общественное мнение. В приветствии журналу «Рабоче-крестьянский корреспондент» (1974) ЦК КПСС сформулировал задачи Рабселькоровское движение на современном этапе «Рабочие и сельские корреспонденты призваны и впредь умело пропагандировать достижения героев пятилетки, широко показывать передовой опыт социалистического соревнования за выполнение и перевыполнение плановых заданий, остро критиковать недостатки и добиваться их устранения, настойчиво бороться за введение в действие резервов народного хозяйства». Сразу же после окончания гражданской войны, когда тысячи представителей русской интеллигенции оказались за рубежом, начали издаваться многочисленные русскоязычные газеты и журналы. Различные политические группы издавали за границей в общей сложности свыше трех тысяч периодических изданий. Эмигрантская периодика выходила в разных городах Европы, в частности, в Риге – «Сегодня» (под редакцией М.А. Ганфмана), в Варшаве – «За свободу» (основана Б.В. Савинковым), в Константинополе – «Константинопольское эхо» (издавалась И.М. Василевским), в Белграде – «Новое время» (редактор М.А. Суворин) и т.д. Основными центрами эмигрантской прессы являлись Париж и Берлин. Наиболее авторитетным деятелем русскоязычной журналистики в Германии был И.В. Гессен, председатель Союза русских журналистов в Берлине, редактор издательства «Слово», организатор издания «Архив русской революции». Основное его детище – ежедневная политическая газета «Руль» (1920–1931 гг.) кадетского направления, которая являлась одним из крупнейших изданий русского зарубежья. Здесь же с 1 февраля 1921 г. начал выходить журнал «Социалистический вестник» – орган русской социал-демократии, организованный Ю.О. Мартовым (в дальнейшем издавался в Париже, Нью-Йорке, просуществовал до 1965 г.). А.Ф. Керенский выпускал свою газету «Дни» с 1922 по 1925 гг. в Берлине, а затем она была переведена в Париж. Программа газеты «Дни» предусматривала независимость от каких-либо партий и течений. К числу наиболее известных и авторитетных парижских изданий русского зарубежья относится газета «Последние новости» (1920–1940 гг.) республиканско-демократического направления, которая редактировалась сначала М.А. Гольштейном, а с весны 1921 г. и до самого закрытия – П.Н. Милюковым. Газета «Возрождение» (1925–1940 гг.), выходившая на первом этапе под руководством П.Б. Струве, имела правоцентристское направление и отличалась крайним антисоветизмом. Между этими двумя изданиями велась ожесточенная полемика по всем политическим вопросам и, прежде всего, о степени ответственности за то, что произошло в России

 

Интернет – издания в системе журналистики

 

Особую группу формируют сегодня онлайновые СМИ – предприятия, распространяющие контент в цифровой интерактивной среде Интернета. Они могут рассматриваться одновременно как часть группы электронных СМИ, поскольку во многом действуют по тем же экономическим, организационным и профессиональным принципам, что и телевидение и радиовещание. С точки зрения медиаэкономики важнейшим положением является разделение секторов производства и распространения. С другой стороны, Интернет является техническим каналом для распространения разного рода содержательных продуктов – контента. Для многих предприятий традиционных СМИ он выступает своего рода инфраструктурой, предоставляющей постоянно обновляемые новости, дополнительную аналитическую информацию, иллюстративный материал. Не случайно, поэтому многие информационные агентства используют Интернет в качестве нового технологического канала распространения своих материалов. Во-вторых, инфраструктуру СМИ составляют те предприятия, которые обеспечивают медиапредприятиям постоянный приток денег, – рекламные агентства и агентства «паблик рилейшнз». Эти типы предприятий обеспечивают «стыковку», связь индустрии свободного времени, в которой самое важное место занимают средства массовой информации, и маркетинговых коммуникаций, являющихся важной частью любой рыночной экономики. Однако значение рекламы и системы связей с общественностью для медиаиндустрии определяется не только их финансовой ролью, но и тем, что произведенные рекламными и PR -агентствами материалы также составляют важнейшую часть содержания СМИ. Средство есть сообщение, – сказал почти полвека назад выдающийся канадский исследователь М. Маклюэн, подчеркивая, что каждый медиаканал распространяет характерный только для него тип содержания. Современная медиаиндустрия, опираясь на развивающуюся инфраструктуру и технологический прогресс, расширяет традиционные представления о медиасистеме, так как производство содержательной или рекламной основы для СМИ становится все более самостоятельным и экономически важным процессом. Интернет доводит этот процесс до совершенства: пользователь получает любой тип медиаконтента через самый современный и самый далекий от традиционных СМИ канал. Однако в развитии современных медиа еще не наступил тот момент, когда все традиционные СМИ интегрируются и сольются в один канал. Следовательно, рассматривая экономику современных СМИ, мы по-прежнему будем анализировать все секторы, которые составляют.

Одним из ключевых понятий при информатизации общества стало понятие «информационные ресурсы», толкование и обсуждение которого велось с того момента, когда начали говорить о переходе к информационному обществу. Этому вопросу посвящено довольно много публикаций, в которых отразились и разные мнения и определения, и разные научные школы, рассматривающие эти понятия. Современные информационные ресурсы существуют в различных форматах и технологиях: от традиционных библиотечных фондов, до онлайновых БД, интегрирующих российского пользователя в мировое информационное пространство. Мировой рынок информационных услуг представлен различными секторами, в которых имеются различные интернет-ресурсы в виде сайтов и порталов. Типизация интернет ресурсов может идти по многим основаниям и иметь разные цели. Но, в конечном счете, интернет ресурс рассматривается как инструмент коммуникации и на первое место выходит способ организации контента (содержания сайта), а не его техническое воплощение. В системе высокой конкуренции СМИ формируются специальные службы пиар компаний и рекламных служб, которые позволяют продвигать товары и услуги различных компаний. А так же заниматься положительным позиционированием различных брендов.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных