Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Возрастная анатомия

1. Организм целостная система. Организм состоит из отдельных частей: органов, тканей, клеток и осуществляет жизнедеятельность при условии взаимодействия всех составных частей. Организм построен по иерархическому принципу, когда каждая часть подчинена для выполнения функций более высшим системам регуляции. Из молекул состоят органоиды. Из органоидов состоят клетки. Из клеток состоят ткани. Из тканей состоят органы. Из систем органов - организм.

2. Нервная и гуморальная регуляция организма. Нервная регуляция осуществляется нервной системой посредством нервных импульсов электрической природы, передаваемых к органам по нервам. Гуморальная регуляция осущ-ся посредством химических веществ. Одним из таких веществ является гормон. Гормоны - это биологически активные вещ-ва, вырабатываемые железами внутренней секреции в кровь и способные изменять функции органов. Железы внутренней секреции образуют эндокринную систему.

Вопросы для сравнения Нервная регуляция Гуморальная регуляция
Регулирующая система Нервная система Эндокринная система
Органы, вход-е в состав Нервы, головной и спинной мозг Железы внутренней секреции
Действующий фактор Нервный импульс Гормон
Природа действующего фактора Электрическая природа Химическое вещество
Способ передачи к органам По нервам Через кровь
Скорость продолжит-и регуляции Мгновенно кратковременно Медленно продолжительно

3. Закономерности роста и развития(неравномерность, гетерохронность…).Рост –это количественные изменения в орг-ме, характеризующиеся увеличение массы и размеров всего орг-ма и отдельных органов. В основе роста – деление клеток и увеличение их кол-ва. Развитие – это качественные преобразования в организме заключающиеся в совершенствовании органов и систем. Развитие это такой процесс, при кот. простые количественные изменения ведут к коренным качественным. Рост и развитие идет неравномерно периоды усиления сменяются периодами замедления и наоборот. Наиболее интенсивный рост и развитие в 1-й год жизни. Затем происходит снижение и снова увеличение интенсивности в период полового созревания. Различают хронологический и биологический возраст. Хронологический – это кол-во лет, дней, часов, прожитых чел-ком от момента рождения до момента обследования. Биологический- определяют по спец-ым критериям: сроки смены зубов с молочных на постоянные, начало и окончание полового созревания; ассификация скелетов. Расхождение хронологического и биологического возраста бывает до 5 лет. Гетерохронность – разновременность роста и развития. Органы и системы развиваются в разное время: какие-то раньше, какие-то позже. Первые два года жизни преимущество имеет нервная система, кот. Обеспечивает адаптацию к среде. Противоположность этому – половая система созревает в 11 -16 лет. Имунная система совершенствуется к 12 годам. Реализация генетической информации происходит в процессе развития. Сначала действуют видовые гены обусловливающие развитие признаков человека, как вида. Затем действуют гены приводящие к развитию индивидуальных признаков. Челов-кая популяция имеет гены обусловливающих развитие наследственных болезней. Есть такие болезни, к которым передается предрасположенность. На развитие таких болезней большое влияние оказывает среда. Правильный образ жизни яв-ся профилактикой таких заболеваний. Путем влияния среды можно скомпенсировать ущерб нанесенный болезнью. Акселерация это ускорение темпа роста и развития ребенка по сравнению с темпом предыдущих поколений (60-70 г.). децелерация – обратный процесс- замедление роста и развития (в 80-е акселерация завершилась, в 90-е наступила децелерация). Снижение двигательной активности (гиподинамия) считается причиной децелерацией современных детей и подростков.

4. Значение нервной системы. Общий обзор строения. Нервная система по строению подразделяется на центральную и периферическую. К центральной относятся головной и спинной мозг, к периферической – нервы. По функциям Н.С. подразделяется на соматическую и вегетативную. Соматическая регулирует работу скелетных мышц и обеспечивает чувствительность тела. Вегетативная- регулирует работу внутренних органов и подразделяется на симпатический и парасимпатический отделы. влияние парасимпатической Н.С. усиливается во время отдыха, что приводит к накоплению энергии. Влияние симпатической Н.С усиливается во время активной деятельности это приводит к мобилизации энергетических ресурсов, кот. Затрачиваются на деятельность.

 

 

5. Нервная ткань. Нейрон, его строение и виды. Строение нерва. Нервная ткань состоит из клеток и межклеточного вещества. В свою очередь клетки состоят из нейронов основные функции которых – возбуждение и проведение нервного импульса. Межклеточное вещ-во состоит из нейроглии, функции которой: трофическая(питать и забирать продукты обмена; защитная; опорная). По дендритам возбуждение проводится к телу нейрона, по аксону- от тела. Виды нейронов:!. афферентные или чувствительные – осуществляют прием информации и передачу в ЦНС.2. эфферентные(двигательные) передают сигналы от ЦНС к рабочим органам. 3. Вставочные нейроны переключают сигналы от афферентных на эфферентные. Отростки нейронов образуют нерв.

6. Рефлекс – основа деятельности нервной системы Рефлекторная дуга. Рефлекс – это ответная реакция организма на раздражение из внешней или внутренней среды, осуществляющееся нервной системой. Рефлекторная дуга это путь состоящий из цепей нейронов по которому передается нервный импульс при осуществлении рефлекса. Рефлекторная дуга состоит из 5 компонентов: раздражитель действует на рецепторы, это вызывает формирование нервного импульса. Нервный импульс по чувствительному нейрону проводится в ЦНС, где через вставочные нейроны переключается на двигательные нейроны. По двигательным нервам нервный импульс проводится к рабочему органу, который выполняет реакцию.

7. Строение и функции спинного мозга. Спинной мозг расположен в позвоночном канале. на уровне каждого позвонка отходят спинномозговые нервы, соединяющие спинной мозг с органами. Спинной мозг состоит и серого и белого вещества. Серое вещество расположено внутри, образовано телами нейронов и выполняет рефлекторную функцию. Белое вещ-во расположено снаружи, образовано отростками нейронов, функция проводящая. Рефлекторная функция спинного мозга заключается в регуляции рефлексов: простых двигательных(сгибание), рефлексов пищеварительных, рефлексов мочеполовой системы…все рефлексы безусловные, но управляются сознанием. Проводящая функция спинного мозга заключается в проведении в восходящем направлении к головному мозгу и вниз от головного мозга, т. о. спинной мозг связывает головной мозг с телом.

8. Строение головного мозга. Функциональное значение продолговатого, среднего, промезжуточного мозга и мозжечка. Ствол головного мозга – это продолжение спинного мозга. От ствола Г.М. отходят 12 пар черепно-мозговых нервов ствол головного мозга имеет такое-же строение как и спинной: серое вещество внутри, белое снаружи. Функции те-же: серое вещество выполняет рефлекторную функцию, белое –двигательную (проводящую). Внутри больших полушарий и мозжечка находится белое вещество, серое тонким слоем покрывает поверхность больших полушарий, этот слой называют кора больших полушарий.

(Продолжение темы в распечатке лекций)

10. Сенсорные системы.Классификация. Общий план строения. С.С. это специализированная система органов предназначеная для восприятия информации из окружающей среды или внутренней среды организма и осуществления анализа данной информации. С.С. подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние воспринимают и анализируют информацию из внутренней среды организма. Это важно для сохранения гомеостаза, т.е. относительного постоянства среды организма(температура тела, давление, сахар крови).при нарушении гомеостаза в организме включаются механизмы по его восстановлению. Внещние С.С. воспринимают информацию из внешней среды 5-тью органами чувств и они яв-ся единственным источником информации об окружающей действительности. (I.)Рецепторы С.С. воспринимают раздражение и(II).по нервному пути проводят возбуждение в(III.) корковое ядро ЦНС где происходит его анализ.

11. Специализация, адаптация, тренировка сен. систем. Специализация это восприятие и анализ только адекватных раздражителей(фоторецепторы- свет, терморецепторы-тепло,холод, механорецепторы - давление).Адаптация- приспособление к сильным раздражителям. адаптация позволяет С.С. работать на достаточно широком диапазоне условий (при разной освещенности). Тренировка - это способ увеличения раздражительной особенности С.С. Она увеличивается путем прибавления к ней повышенных требований. Тренировка происходит естественным путем, когда чел-к встречается с разнообразными раздражителями. Тренировке способствуют специальные занятия и профессиональный труд.

12. Строение глаза. Восприятие зрительных раздражителей. К оптическим системам глаза относится прозрачные частицы глаза пропускающие световые лучи: 1.роговица; 2. Зрачок; 3. Хрусталик; 4. Стекловидное тело. Световые лучи отраженные от предмета проходят через оптическую

систему глаза и попадают на сетчатку в результате на сетчатке формируется изображение предмета (такое как есть) обратное, уменьшенное. В области этого изображения раздражаются фоторецепторы и формируется нервный импульс возбуждения, оно по зрительному нерву проводится в ЦНС. Где происходит анализ. Условие четкого видения – лучи отраженные от точки после преломления в хрусталике фокусируются в точке на сетчатке.

13. Аккомодация глаза. Возрастные особенности аккомодации. Аккомодация это изменение преломляющей силы хрусталика благодаря изменению его кривизны. Акком-я обеспечивает четкое видение на разном расстоянии - чем больше кривизна хрусталика тем больше преломление. Возрастные особенности: у детей до 7 лет зрение дальнозоркое, однако дети хорошо видят и вблизи за счет высокой аккомодации. Хрусталик у детей более эластичен и может приобретать почти шаровидную форму за счет чего и обеспечивается четкое видение на близком расстоянии. Увеличение кривизны хрусталика связано с напряжением глаза, значит, глаза утомляются вовремя работы на близком расстоянии (чтение, письмо). Глаза у детей утомляются значительнее, чем у взрослых за счет дальнозоркости, поэтому для предупреждения близорукости необходимо соблюдение гигиенических норм и правил. Чередование видов деятельности связанных с напряжением зрения с расслябляющими.

14. Иммунитет как защитная реакция организма. Специфический и неспецифический иммунитет. Иммунитет – защитная реакция организма, развившаяся в ответ на внедрение в организм чужеродных агентов направленное на сохранение биологической целостности и индивидуальности организма.

Иммунная реакция направлена на уничтожение антигена. Антигены это клетки, ткани, жидкости, органы других живых организма. Внедряются в организм искусственным и естественным путем. естественный путь через органы дыхания, пищеварения, кожу, слизистые. Искусственный путь – при медицинских манипуляциях: переливании крови, вакцинации, трансплантации органов. Антигены могут появляться в организме в рез-те мутации. Неспецифический иммун-т обусловлен следующими веществами: 1. Лизоцим- бактерицидное вещество, выделяемое клетками кожи и слизистых уничтожает бактерии.2. Интерферон –противовирусное вещество. 3. Комплемент крови – группы защитных белков, уничтожающих антигены в крови. 4. Макрофаги – клетки функционируют в крови и тканях, поглощают вирусы и бактерии. Неспецифический иммун-т направленна уничтожение любых антигенов и врожденный у чел-ка. Специфический иммунитет – более сильная защита. Действующий фактор:1. Т - лимфоциты(клетки) 2. Антитела, вырабатываемые В - лимфоцитами. Специфичность в том, что в ответ на прникновение в организм антигенов образуются определенные Т - лимфоциты и антитела. Они уничтожают тот антиген, в ответ на который образовались и никакой другой. Когда в организм проникает другой антиген, образуются другие тела.

32 Гигиена зрения. Освещение.
К мерам профилактики заболеваний глаз дошкольников прежде всего относится строгое соблюдение правил личной гигиены: частое мытье рук с мылом, частая смена личных полотенец индивидуального пользования, наволочек, носовых платков. Существенное значение имеет и питание, степень его сбалансированности по содержанию пищевых веществ и особенно витаминов.
Освещение помещений. Динамика работоспособности и зрительных функций оказывается в равных уровнях освещенности более благоприятной при люминесцентном освещении, нежели при освещении лампами накаливания. Освещение учебных помещений наиболее благоприятно влияет на зрительные функции и работоспособность тогда, когда оно равномерно рассеянно. Неравномерное естественное и искусственное освещение отрицательно влияет на зрительные функции и снижает работоспособность детей.
Окраска помещения, мебели и оборудования в светлые теплые тона при одной и той же мощности источников света намного повышает уровень освещенности помещений и уже этим оказывает положительное влияние на зрительные функции и работоспособность.
Естественное освещение комнат, учебных кабинетов и других основных помещений считается достаточным, когда коэффициент естественной освещенности на наиболее удаленном от окна месте достигает 1,75-2%.

29 Физиолого-гигиенические обоснования режима дня в дошкольных учреждениях
Правильный режим дня — это рациональное чередование различных видов деятельности и отдыха, что имеет большое оздоровительное и воспитательное значение. Правильно организованный режим дня благоприятствует сохранению относительно высокой работоспособности организма в течение длительного времени. Регулярность отдельных режимных моментов и их чередование обеспечивают выработку определенного ритма в деятельности организма.
Профилактика: строго проводимый режим с самого раннего возраста, правильный педагогический подход к ребенку. Широкое использование оздоровительных мер воздействия воздушные и солнечные ванны, купание, хвойные и соленые ванны, обтирания, обливания, занятия физической культурой, максимальное пребывание на свежем воздухе, достаточный гигиенически полноценный ночной сон, дневной сон.
Если изо дня в день повторяется ритм в часах приема пищи, сна, прогулок, разных видов деятельности, то это благоприятно влияет на состояние нервной системы и на то, как протекают все физиологические процессы в организме. Замечено, что отсутствие правильного режима дня в выходные дни отражается на состоянии ребенка в детском саду в понедельник: чувствуется некоторая утомленность, вялость (или, напротив, повышенная возбудимость), малыш склонен значительно больше поспать днем, чем в остальные дни. 30. Сон восстанавливает силы ребенка и функциональное состояние клеток коры головного мозга. Дети дошкольного возраста должны спать в сутки не менее 12-13 часов. Дети 2-7 лет спят один раз в день, после обеда, в помещении или на свежем воздухе.Полноценность сна (его глубина) в большой мере зависит от организации и условий, в которых сон протекает. Гигиенические условия сна предусматривают прежде всего широкий доступ свежего воздуха.Укладывать детей на отдых нужно в одно и то же время, предусмотренное в режиме дня. Это обеспечит быстрое засыпание детей. Важно правильно организовать подготовку детей ко сну. Если же детей укладывают спать в групповой комнате, то вся подготовка проводится в отсутствие детей, когда они находятся на прогулке. При этом помещение тщательно проветривают, чтобы удалить поднявшуюся пыль и сменить воздух.Кровати целесообразно ставить на некотором расстоянии (примерно 50 см одну от другой); постельные принадлежности каждого ребенка должны иметь индивидуальную метку.Один раз в две недели все постельные принадлежности следует выбивать и проветривать на открытом воздухе, а белье — менять. Снятую перед сном одежду дети складывают на стулья. Когда дети спят, взрослым надо соблюдать тишину, говорить тихо, спокойным голосом, требуя того же и от детей.Очень важно следить за правильным положением детей во время сна. Лучше, если ребенок спит на спине. Если ребенок засыпает и спит на боку, то надо периодически (в течение 2-3 дней один раз) переносить подушку с одного конца кровати на другой, чтобы дети привыкали спать на разных боках.Нельзя разрешать детям спать, свернувшись «калачиком», поджимая ноги к животу.

31. Правильно организованное питание детей преддошкольного и дошкольного возраста в условиях ДОУ является важным фактором в формировании роста и развития ребенка, его здоровья не только на данный момент, но и в будущем. Организация питания независимо от типа дошкольного учреждения и времени пребывания в нем ребенка должна базироваться на следующих принципах: правильная организация режима питания; адекватная энергетическая ценность пищевых рационов (не менее 70 %), соответствующих энерготратам детей; сбалансированность рациона по всем необходимым пищевым ингредиентам (белки, жиры, углеводы, витамины, макро- и микроэлементыДети должны получать питание 4 раза в сутки с интервалами между приемами пищи не более 4 ч. Завтрак составляет 25 % от суточной энергетической ценности рациона, обед — 35 %, полдник — 15 — 20 %, ужин — 25 %. На завтрак следует давать каши, овощные пюре или другие плотные блюда, а также горячие напитки: чай с молоком, кофе, какао, на ужин лучше молочно-овощную пищу при ограниченном количестве жидкости. Обед должен включать в себя первое жидкое блюдо, второе — преимущественно мясное или рыбное, а третье — сладкое блюдо. В течение одного дня однородные блюда не должны повторяться. Перед едой дошкольники отправляются в туалетную мыть руки Первые блюда в момент раздачи должны иметь температуру около 70 °С, вторые — не ниже 60 °С, холодные блюда и закуски (салаты, винегрет) — от 10 до 15 °С. Во время приема пищи надо создать спокойную доброжелательную обстановку и поддерживать у детей хорошее настроение, так как состояние нервной системы ребенка сказывается на его аппетите. Не следует проявлять нетерпения, если дети едят медленно, запрещать им во время еды обращаться с просьбой к товарищам или взрослым, постоянно делать замечания. Это отвлекает, нервирует детей и снижает их аппетит. Во время еды дети не должны спешить, отвлекаться, играть веденными приборами, набивать полный рот пищей и разговаривать при этом и т. п. Воспитатель учит их пользоваться салфеткой. Малышам перед приемом пищи надевают нагрудники, для старших ставят на стол стакан с бумажными салфетками.

Гигиена кожи

Со второго года жизни детям начинают прививать гигиенические навыки по уходу за своим телом: правильно умываться, мыть руки перед едой и при всяком их загрязнении (после игры с песком, общения с животными, после посещения туалета, перед едой и т. д.), причесываться.

Ребенку коротко стригут ногти, следят за их чистотой. Многие дети не умеют правильно вытираться — они даже не разворачивают полотенце, а вытирают лицо, руки, скомкав полотенце. Необходимо привить навык правильно вытираться, приучить ребенка ничего не делать второпях. Ребенок должен сам уметь вычищать нос. Почистить уши для него еще сложно, потому что он может поранить барабанную перепонку. Туалет уха дошкольника должны проводить родители.

Перед отходом ко сну ребенок должен помыть ноги, желательно холодной водой — это не только важная гигиеническая процедура, но и процедура закаливающая. Необходимо обратить внимание, чтобы у ребенка была своя расческа, которая должна храниться в индивидуальном ящике.

Волосы у девочек должны быть заплетены.

 

33. Гигиена органов дыхания включает соблюдение режима дня, занятия физкультурой, закаливание, лечение болезней, ослабляющих детский организм (анемия, рахит, гипотрофия), достаточно свободная одежда, не стесняющая движения грудной клетки, массаж, хорошая вентиляция помещений стимулируют воздухообмен и кровоток в легких, способствуя профилактике воспалительных явлений. Необходимо обратить внимание как дышит ваш ребенок. Правильное дыхание — через нос. При носовом дыхании воздух, прежде чем попасть в гортань, бронхи и легкие, проходит через узкие и извилистые носовые пути, где очищается от пыли, микробов и других вредных примесей, увлажняется и согревается. При дыхании через рот затрудняются нормальный ритм и глубина дыхания, а прохождение воздуха в легкие в единицу времени уменьшается. Большое значение имеет отсутствие резких колебаний температуры воздуха и пищи. Не следует выводить детей из сильно нагретых помещений или после горячей ванны на холод, разрешать пить холодные напитки или есть мороженное в разгоряченном состоянии. Надо следить за тем, чтобы дети длительное время громко не разговаривали, не пели, не кричали и не плакали, особенно в сырых, холодных и пыльных помещениях или на прогулках в сырую и холодную погоду.

 

36. Закаливание в ДОУ предполагает не только закаливающие процедуры, а целый комплекс мероприятий, осуществляемый в повседневной жизни. Это соблюдение воздушного режима, регулярное проветривание помещений, поддержание температуры воздуха в пределах нормы. Сюда входит и одежда детей, обеспечивающая тепловой комфорт. Проведение утренней гимнастики, физкультурных занятий в спортивной форме при температуре воздуха 17—18°, общие воздушные ванны длительностью 3—5 мин (во время переодевания ко сну) — вот каждодневное закаливание воздухом. Его эффективно дополняют обязательные прогулки в любую погоду в одежде, не стесняющей активную деятельность. Прогулки в холодное время года два раза в день, летом три раза. К ним следует еще добавить физкультурные занятия на воздухе.

При закаливании воздухом во время прогулки важно, чтобы ребенок не был пассивным. Положительная эмоциональная настроенность, двигательная активность, речевые и звуковые реакции — все это повышает общий тонус его нервной системы, а вместе с тем и весь уровень жизненных процессов, обмена веществ.

Вода по сравнению с воздухом является более сильным средством закаливания, так как обладает большей теплопроводностью и теплоемкостью. Закаливающий эффект дают ежедневные водные процедуры, если дети приучены по утрам мыть руки до локтя, уши, шею, верхнюю часть груди, а перед ночным сном умываться, мыть ноги или лучше принимать душ.

Специальные формы закаливания водой следует начинать с местных процедур с последующим переходом к общим (обливание, душ, купание). Начальная температура воды должна быть близкой температуре кожи тех участков тела, которые будут подвергаться ее воздействию.

 

 

35. главную роль в формировании правильной осанки играют воспитание и систематические физические упражнения. В детстве легко вырабатываются положительные навыки, поэтому формировать правильную осанку нужно еще до школы. Мебель - стол, стул - должна соответствовать росту ребенка. Уже с 4-летнего возраста надо приучать детей правильно сидеть, стоять, не сутулиться во время ходьбы. Холодные обтирания не только закаляют, но и способствуют повышению тонуса мышц. Большое значение имеет правильное питание с достаточным содержанием полноценных веществ - белков, витаминов, минеральных веществ.С началом обучения особое внимание взрослых должно быть обращено на создание ребенку благоприятной рабочей обстановки - для выполнения школьных домашних заданий, для чтения, компьютерных игр и любых других занятий. Прежде всего, необходимо позаботиться, чтобы ребенку было удобно сидеть, а для этого надо подобрать мебель, подходящую по росту. Проверить это просто: крышка стола должна быть на 2-3 см выше локтя сидящего ребенка, сиденье стула - на уровне коленного сустава. Если ребенок пишет правой рукой, естественный свет через окно должен падать слева. Настольную лампу также нужно ставить в левом углу стола, оптимальная лампочка для нее - 75 Вт. Для профилактики возникновение плоскостопия нужно придерживаться некоторых правил: 1) Полезная зарядка. Чтобы мышцы укреплялись и нормально развивались им нужна нагрузка в виде ежедневной гимнастики. Комплекс упражнений делают раз в день, который состоит из: разминки (ребенок должен походить несколько минут по комнате сначала на пятках, затем на носочках, постепенно увеличивая темп);усадить ребенка на стул и попросить его попеременно разгибать и сгибать пальцы на ногах, при этом вращая ступнями; на пол положить лист бумаги и сказать ребенку, чтобы он его хорошо помял босыми ногами, а потом пальцами ног, пусть поднимет скомканный комок с пола;пусть малыш пальцами ног почаще поднимает с пола карандаши, детали конструктора, маленькие игрушки; положить на пол мячик и попросить малыша его покатать сначала одной ножкой, затем другой (мячики нужно использовать разных форм);очень полезно походить босой ногой по неровной поверхности, к примеру, по земле или траве. 2) Спорт. Для лечения и профилактики плоскостопия лучше всего подойдет плавание. 3) Профилактический массаж при плоскостопии - способствует улучшению кровообращения, тонизирует мышцы. 4) Лечебные ванны. Очень полезны каждодневные теплые ванны с морской солью.5) Правильная обувь. Чтобы стопа при ходьбе не деформировалась и принимала физиологическую форму, нужно правильно подбирать обувь. Детская обувь должна защищать ножку малыша от ударов, не препятствовать нормальному, естественному развитию мышц стопы и придавать устойчивость. Она должна быть сделана из натуральных материалов, легкой, с жесткий задником, с супинатором и маленьким каблучком.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Внешний покров тела человека. | Становлення надкласу Риби.


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных