Главная
Популярная публикация
Научная публикация
Случайная публикация
Обратная связь
ТОР 5 статей:
Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия
Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века
Ценовые и неценовые факторы
Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка
Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы
КАТЕГОРИИ:
|
ОБОЛОЧКИ СПИННОГО МОЗГА.
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Оренбургская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Кафедра анатомии человека
АНАТОМИЯ ОРГАНОВ
ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
Учебное пособие
Оренбург - 2013
УДК 611.81
Л.М.Железнов, О.Т.Вепринцева, В.Г.Титов, Д.Н.Лященко, Э.Н.Галеева
АНАТОМИЯ ОРГАНОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ. Учебное пособие. – Оренбург, 2013. – с.
В пособии представлены оригинальные аннотированные схемы срезов различных отделов спинного и головного мозга, проводящих путей центральной нервной системы, составленных на основе многолетнего опыта преподавания этого раздела анатомии на кафедре, пакет тестовых заданий, контрольные вопросы по лекционному материалу. Дан перечень таблиц и других наглядных пособий, на которых студент должен уметь найти и показать конкретные анатомические образования.
Учебное пособие предназначено для студентов 1 курса лечебного, педиатрического, медико-профилактического факультетов и факультета клинчисекой психологии.
Рецензенты:
Чемезов Сергей Всеволодович, д.м.н., профессор, заведующий кафедрой оперативной хирургии и клинической анатомии им. С.С.Михайлова ГБОУ ВПО «Оренбургская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения России
Гелашвили Павел Алексеевич, д.м.н., профессор, заведующий кафедрой морфологии и патологии НОУ ВПО «Медицинский институт РЕАВИЗ», г.Самара.
Учебное пособие рассмотрено и рекомендовано к печати РИС ОрГМА
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
ЦНС – центральная нервая система
ГМ – головной мозг
СМ – спинной мозг
ЧМН –черепно-мозговые нервы
СОДЕРЖАНИЕ
1.
| Введение..............................................
Цель изучаемой темы
|
| 2.
| Спинной мозг. Внешнее и внутреннее строение. Топография. Оболочки спинного мозга
|
| 3.
| Ромбовидный мозг. IV желудочек. Проекция ядер черепных нервов на поверхность ромбовидной ямки
|
| 4.
| Средний мозг. Перешеек ромбовидного мозга. Промежуточный мозг. Базальные ядра и белое вещество полушарий головного мозга. Свод. III желудочек.
|
| 5.
| Рельеф коры больших полушарий головного мозга. Корковые концы анализаторов. Обонятельный мозг. Боковые желудочки. Оболочки головного мозга. Циркуляция цереброспинальной жидкости.
|
| 6.
| Проводящие пути головного и спинного мозга. Экстрапирамидная система.
|
| 7.
| Контрольные вопросы к лекционному материалу
|
| 8.
| Приложение (схемы и аннотации):
|
| 9.
| Поперечное сечение спинного мозга
|
| 10.
| Схема двух сегментов спинного мозга
|
| 11.
| Схема формирования спинномозгового нерва
|
| 12.
| Топография серого и белого вещества спинного мозга
|
| 13.
| Топография серого и белого вещества продолговатого мозга
|
| 14.
| Топография серого и белого вещества моста
|
| 15.
| Топография серого и белого вещества среднего мозга
|
| 16.
| Проекция ядер черепных нервов на дорзальную поверхность ствола мозга (ромбовидную ямку и средний мозг)
|
| 17.
| Базальные ядра белое вещество полушарий
|
| 18.
| Ассоциативные волокна полушарий
|
| 19.
| Комиссуральныеволокна полушарий
|
| 20.
| Основные борозды, извилины и корковые концы анализаторов I и II сигнальных систем верхнелатеральной и медиобазальной поверхностей полушарий.
|
| 21.
| Классификация проводящих путей
|
| 22.
| Сознательные и бессознательные афферентные проводящие пути. Формирование медиальной петли
|
| 23.
| Сознательные и бессознательные эфферентные проводящие пути. Экстрапирамидная система
|
| 24.
| Тестовые задания
|
| 25.
| Эталоны ответов к тестовым заданиям
|
|
| Рекомендуемая литература (основная и дополнительная)
|
|
ВВЕДЕНИЕ
Изучение анатомии органов центральной нервной системы является неотъемлемой частью изучения анатомии человека и позволяет приступить к рассмотрению крайне важных в клиническом отношении разделов неврологии – черепных нервов, вегетативной нервной системы и вопросов иннервации как внутренних органов, так и сомы. Описание анатомии центральной нервной системы в доступной учебной литературе различными авторами трактуется неоднозначно и отличается значительными и излишними подробностями. Представленный материал практически не затрагивает вопросов внешнего строения головного и спинного мозга, а скомпонован в схемы для удобства изучения внутреннего строения головного и спинного мозга.
Цель изучаемой темы – сфомировать целостное представление о внутреннем строении головного и спинного мозга и проводящих путях.
Целью изучения данного направления является формирование профессиональных компетенций заявленных в ФГОС третьего поколения для специальностей:
«Лечебное дело», «Педиатрия»
| ПК-1
| способность и готовность реализовывать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками.
| ПК-16
| способность и готовность анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки физикального состояния организма взрослого человека и подростка для своевременной диагностики заболеваний и патологических процессов.
| «Медико-профилактическое дело»
|
ПК-29
| способностью и готовностью к проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, защите населения в очагах особо опасных инфекций, при стихийных бедствиях и различных чрезвычайных ситуациях
|
ПК-31
| способностью и готовностью к разработке, рекомендациям к использованию и оценке эффективности профилактических стратегий, отдельно или в сотрудничестве с другими специалистами для обеспечения эффективного контроля.
| «Клиническая психология» (дисциплина по выбору)
|
ПК-7
| умение самостоятельно проводить психодиагностическое исследование в соответствии с исследовательскими задачами и этикодеонтологическими нормами, обработку и анализ полученных данных (в том числе, с применением информационных технологий.), интерпретировать результаты исследования
|
ПК-16
| умением квалифицированно проводить психологическое исследование в рамках различных видов экспертизы (судебно-психологической, военно-психологической, психолого-лингвистической, медико-психолого-социальной),анализировать его результаты, формулировать экспертное заключение, адекватное задачам экспертизы и запросам пользователя.
| «Стоматология».
|
ПК-21
| способность и готовность анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма человека различных возрастных групп для своевременной диагностики заболеваний и патологических процессов.
| ПК-26
| способность и готовность анализировать роль биологических факторов развития болезней, генотипические и фенотипические проявления наследственных болезней, генетические основы врожденных нарушений челюстно-лицевого аппарата. Владеть современными методами исследования генетики человека, принципами медико-генетического консультирования; объяснять характер отклонений в ходе развития, способных привести к формированию вариантов, аномалий и пороков.
|
Тема занятия: СПИННОЙ МОЗГ, ВНЕШНЕЕ И ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ.
ОБОЛОЧКИ СПИННОГО МОЗГА.
Контрольные вопросы
1. Общие сведения об анатомии нервной системы (нейроны и их морфологические разновидности, классификация нервной системы, понятие о ядрах и ганглиях, сером и белом веществе центральной нервной системы, нервах и проводящих путях).
2. Внешнее строение спинного мозга (форма, борозды, утолщения).
3. Скелетотопия спинного мозга (правило Шипо).
4. Корешки спинного мозга (передние и задние, их проводниковый состав, спинальные ганглии).
5. Оболочки спинного мозга, межоболочечные пространства и их содержимое.
6. Внутреннее строение спинного мозга:
а) топография серого вещества (передние, задние, боковые рога, центральное
промежуточное вещество, ядра и их функциональная характеристика),
центральный канал спинного мозга;
б) топография белого вещества (задние, боковые, передние канатики, передняя мозговая спайка). Проводящие пути канатиков спинного мозга и их функциональная характеристика. Классификация проводящих путей;
в) понятие о сегментах и отделах спинного мозга.
7. Схема простой соматической рефлекторной дуги (рефлекторного пути), ее
звенья.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|