Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ОБОЛОЧКИ СПИННОГО МОЗГА.




Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Оренбургская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации

Кафедра анатомии человека

 

АНАТОМИЯ ОРГАНОВ

ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Учебное пособие

 

Оренбург - 2013

 

УДК 611.81

Л.М.Железнов, О.Т.Вепринцева, В.Г.Титов, Д.Н.Лященко, Э.Н.Галеева

АНАТОМИЯ ОРГАНОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ. Учебное пособие. – Оренбург, 2013. – с.

В пособии представлены оригинальные аннотированные схемы срезов различных отделов спинного и головного мозга, проводящих путей центральной нервной системы, составленных на основе многолетнего опыта преподавания этого раздела анатомии на кафедре, пакет тестовых заданий, контрольные вопросы по лекционному материалу. Дан перечень таблиц и других наглядных пособий, на которых студент должен уметь найти и показать конкретные анатомические образования.

Учебное пособие предназначено для студентов 1 курса лечебного, педиатрического, медико-профилактического факультетов и факультета клинчисекой психологии.

Рецензенты:

 

Чемезов Сергей Всеволодович, д.м.н., профессор, заведующий кафедрой оперативной хирургии и клинической анатомии им. С.С.Михайлова ГБОУ ВПО «Оренбургская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения России

Гелашвили Павел Алексеевич, д.м.н., профессор, заведующий кафедрой морфологии и патологии НОУ ВПО «Медицинский институт РЕАВИЗ», г.Самара.

Учебное пособие рассмотрено и рекомендовано к печати РИС ОрГМА

 

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

 

ЦНС – центральная нервая система

ГМ – головной мозг

СМ – спинной мозг

ЧМН –черепно-мозговые нервы

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение.............................................. Цель изучаемой темы  
2. Спинной мозг. Внешнее и внутреннее строение. Топография. Оболочки спинного мозга  
3. Ромбовидный мозг. IV желудочек. Проекция ядер черепных нервов на поверхность ромбовидной ямки  
4. Средний мозг. Перешеек ромбовидного мозга. Промежуточный мозг. Базальные ядра и белое вещество полушарий головного мозга. Свод. III желудочек.  
5. Рельеф коры больших полушарий головного мозга. Корковые концы анализаторов. Обонятельный мозг. Боковые желудочки. Оболочки головного мозга. Циркуляция цереброспинальной жидкости.  
6. Проводящие пути головного и спинного мозга. Экстрапирамидная система.  
7. Контрольные вопросы к лекционному материалу  
8. Приложение (схемы и аннотации):  
9. Поперечное сечение спинного мозга  
10. Схема двух сегментов спинного мозга  
11. Схема формирования спинномозгового нерва  
12. Топография серого и белого вещества спинного мозга  
13. Топография серого и белого вещества продолговатого мозга  
14. Топография серого и белого вещества моста  
15. Топография серого и белого вещества среднего мозга  
16. Проекция ядер черепных нервов на дорзальную поверхность ствола мозга (ромбовидную ямку и средний мозг)  
17. Базальные ядра белое вещество полушарий  
18. Ассоциативные волокна полушарий  
19. Комиссуральныеволокна полушарий  
20. Основные борозды, извилины и корковые концы анализаторов I и II сигнальных систем верхнелатеральной и медиобазальной поверхностей полушарий.  
21. Классификация проводящих путей  
22. Сознательные и бессознательные афферентные проводящие пути. Формирование медиальной петли  
23. Сознательные и бессознательные эфферентные проводящие пути. Экстрапирамидная система  
24. Тестовые задания  
25. Эталоны ответов к тестовым заданиям  
  Рекомендуемая литература (основная и дополнительная)  

ВВЕДЕНИЕ

Изучение анатомии органов центральной нервной системы является неотъемлемой частью изучения анатомии человека и позволяет приступить к рассмотрению крайне важных в клиническом отношении разделов неврологии – черепных нервов, вегетативной нервной системы и вопросов иннервации как внутренних органов, так и сомы. Описание анатомии центральной нервной системы в доступной учебной литературе различными авторами трактуется неоднозначно и отличается значительными и излишними подробностями. Представленный материал практически не затрагивает вопросов внешнего строения головного и спинного мозга, а скомпонован в схемы для удобства изучения внутреннего строения головного и спинного мозга.

 

Цель изучаемой темы – сфомировать целостное представление о внутреннем строении головного и спинного мозга и проводящих путях.

Целью изучения данного направления является формирование профессиональных компетенций заявленных в ФГОС третьего поколения для специальностей:

«Лечебное дело», «Педиатрия»
ПК-1 способность и готовность реализовывать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками.
ПК-16 способность и готовность анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки физикального состояния организма взрослого человека и подростка для своевременной диагностики заболеваний и патологических процессов.
«Медико-профилактическое дело»
    ПК-29 способностью и готовностью к проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, защите населения в очагах особо опасных инфекций, при стихийных бедствиях и различных чрезвычайных ситуациях
    ПК-31 способностью и готовностью к разработке, рекомендациям к использованию и оценке эффективности профилактических стратегий, отдельно или в сотрудничестве с другими специалистами для обеспечения эффективного контроля.
«Клиническая психология» (дисциплина по выбору)
  ПК-7 умение самостоятельно проводить психодиагностическое исследование в соответствии с исследовательскими задачами и этикодеонтологическими нормами, обработку и анализ полученных данных (в том числе, с применением информационных технологий.), интерпретировать результаты исследования
  ПК-16 умением квалифицированно проводить психологическое исследование в рамках различных видов экспертизы (судебно-психологической, военно-психологической, психолого-лингвистической, медико-психолого-социальной),анализировать его результаты, формулировать экспертное заключение, адекватное задачам экспертизы и запросам пользователя.
«Стоматология».
  ПК-21 способность и готовность анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма человека различных возрастных групп для своевременной диагностики заболеваний и патологических процессов.
ПК-26 способность и готовность анализировать роль биологических факторов развития болезней, генотипические и фенотипические проявления наследственных болезней, генетические основы врожденных нарушений челюстно-лицевого аппарата. Владеть современными методами исследования генетики человека, принципами медико-генетического консультирования; объяснять характер отклонений в ходе развития, способных привести к формированию вариантов, аномалий и пороков.

 

 

Тема занятия: СПИННОЙ МОЗГ, ВНЕШНЕЕ И ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ.

ОБОЛОЧКИ СПИННОГО МОЗГА.

 

Контрольные вопросы

1. Общие сведения об анатомии нервной системы (нейроны и их морфологические разновидности, классификация нервной системы, понятие о ядрах и ганглиях, сером и белом веществе центральной нервной системы, нервах и проводящих путях).

2. Внешнее строение спинного мозга (форма, борозды, утолщения).

3. Скелетотопия спинного мозга (правило Шипо).

4. Корешки спинного мозга (передние и задние, их проводниковый состав, спинальные ганглии).

5. Оболочки спинного мозга, межоболочечные пространства и их содержимое.

6. Внутреннее строение спинного мозга:

а) топография серого вещества (передние, задние, боковые рога, центральное

промежуточное вещество, ядра и их функциональная характеристика),

центральный канал спинного мозга;

б) топография белого вещества (задние, боковые, передние канатики, передняя мозговая спайка). Проводящие пути канатиков спинного мозга и их функциональная характеристика. Классификация проводящих путей;

в) понятие о сегментах и отделах спинного мозга.

7. Схема простой соматической рефлекторной дуги (рефлекторного пути), ее

звенья.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных