ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Основные определения. Типы данных.Познакомимся с основными понятиями языка. Алгоритм – четкая последовательность действий, необходимая для решения задачи. Программа – алгоритм, записанный на языке программирования. Алфавит языка – набор элементарных символов, используемый для составления программ. Алфавит содержит: 52 буквы латинского алфавита (строчные и заглавные); арабские цифры (0-9); специальные символы: знаки математических действий (+ – * /), знаки пунктуации (.:,; " `), скобки ([ ] () { }), знак пробела, знаки отношений (< > =) Идентификатор (имя) – имя какого-либо элемента программы, которое должно удовлетворять следующим требованиям: • длина имени не должна превышать 63 символа, • первым символом не может быть цифра, • переменная не может содержать пробел; • имя не должно совпадать с зарезервированным (служебным) словом, • прописные и строчные буквы воспринимаются одинаково. Зарезервированные (служебные) слова – это слова, использующиеся только по своему прямому назначению. Их нельзя использовать в качестве переменных, так как они выполняют определенную смысловую нагрузку. Примеры зарезервированных слов: AND, GOTO, PROGRAM, ELSE, IF, RECORD, NOT, ARRAY, REPEAT, UNTIL, BEGIN, IN, SET, END, CASE, CONST, USES, INTERFACE, STRING, LABEL, THEN, OF, DIV, TO, VAR, DO, TYPE, WHILE, DOWNTO, FILE, FUNCTION, PROCEDURE и другие. Переменные (Var) – вид данных, который может изменять свое значение в ходе программы, описывают переменные после зарезервированного слова Var. Константы (Const) – вид данных, который является постоянным на всем протяжении выполнения программы, описывают константы после зарезервированного слова Const. Комментарии – некоторая запись, служащая для пояснения программы, которая записывается в фигурных скобках. Типы данных. Для временного хранения информации в операторах памяти машины в языке Паскаль используются константы и переменные. Они могут быть различных типов: · целых чисел (см. ниже); · действительных чисел (real); · символьный тип (char); · строковый (string); · логический (boolean); · сложные (комбинированный (record), множественный (set) и другие). Целые типы:
Над целыми типами определены такие операции: 1. "+" - сложение; 2. " * " - умножение; 3. " - " вычитание; 4. div - целочисленное деление; 5. mod - получение остатка от целочисленного деления. Вещественные типы: Вещественные типы представляются с некоторой точностью, которая зависит от компьютера. Вам необходимо знать, что вещественный тип разделяется на несколько типов, но использовать мы будем вещественные данные только типа Real, которые занимают 6 байт, имеют диапазон возможных значений модуля от 2.9Е-39 до 1.7Е+38 и точность представления данных – 11...12 значащих цифр. Примечание. Несмотря на то, что в Turbo Pascal имеется широкий выбор вещественных типов, доступ к некоторым из них (single, double, extended) возможен при особых режимах компиляции. Особое положение в Turbo Pascal занимает тип comp, трактующийся как вещественное число без экспоненциальной и дробной частей. Он сохраняет 19 - 20 значащих цифр и знак числа. В то же время comp полностью совместим с любыми другими вещественными типами. В языке Паскаль числа могут быть представлены в двух видах: с фиксированной точкой и плавающей запятой. Числа с фиксированной точкой изображаются десятичным числом с дробной частью, которая может быть и нулевой. Например, 27.9, 5.00 Такие большие числа как 137.000.000 можно записать в виде чисел с десятичным порядком . Такие числа имеют вид mEp. Здесь m - мантисса; E - признак записи числа с десятичным порядком; p - степень числа 10. Получится 1.37Е+8. Такие числа, представленные с десятичным порядком и называются числами с плавающей точкой. Например,
Компьютер, по умолчанию, представляет действительные числа в виде чисел с плавающей точкой. Такое представление чисел не очень нравится пользователям. Поэтому мы будем “заставлять” компьютер выдавать действительные числа в более привычном варианте следующим образом: R:m:n, где R – действительное число, m – количество позиций, отводимых для целой части, n – количество позиций, отводимых для дробной части. Например, если мы хотим вывести на экран число Chislo с фиксированной точкой, причем знаем, что для вывода целой части этого числа достаточно 7 мест, а вывод дробной части ограничим сотыми, то мы запишем вывод так: Write (Chislo :7:2) Символьный тип (char) Значениями данного типа является множество всех символов компьютера: русская или латинская большая или маленькая буква, цифра, знак препинания, специальный знак (например, "+", "-", "*", "/", "", "=" и др.) или пробел " ". Каждый из символов имеет уникальный номер от 0 до 255, т. е. внутренний код, который возвращает функция ORD. Символьная константа или символьная переменная - любой символ языка, заключённый в апострофы. Например, Var Simvol: char; Строковый тип (string) Значением строковой величины является строка переменной длины (быть может пустая). Строковая константа или строковая переменная представляет собой произвольную последовательность символов, заключенную в апострофы. Например, Var Stroka: string; Логический тип (boolean) Логический тип данных часто называют булевым по имени английского математика Д. Буля, создателя математической логики. В языке Паскаль имеются две логические константы TRUE и FALSE. Логическая переменная принимает одно из этих значений и имеет тип Boolean. Для сравнения данных предусмотрены следующие операции отношений: <, <=, =, <>, >, >=. А также существуют специфичные для этого типа логические операции OR - или; AND - и; NOT - не. При проверке некоторых условий результат операции может быть истинным или ложным. Например, 3>5 ложь. Более подробно этот тип данных мы рассмотрим при изучении условного оператора. Сложные типы К сложным или структурированным типам относятся массивы, записи, множества, которые требуют специального изучения и здесь рассматриваться не будут. Задание. Откройте новый файл. Создадим программу, в которой опишем несколько переменных разного типа, введем в них значения и выведем на экран. Program TipDann; Uses Crt Var Chislo1: Integer; Chislo2: Real; Simvol: Char; Stroka: String; Logika: Boolean; Begin ClrScr; Chislo1:=12; Chislo2:=Chislo1*2; Chislo2:=Chislo2/5; Simvol:=‘d’; Stroka:=‘Строчка’; Logika:= Chislo1> Chislo2; WriteLn (‘Вывод значений:’); WriteLn (‘Значение переменной Chislo1: ’,Chislo1); WriteLn (‘Значение переменной Chislo2: ’,Chislo2:5:2); WriteLn (‘Значение переменной Simvol: ’,Simvol); WriteLn (‘Значение переменной Stroka: ’,Stroka); WriteLn (‘Значение переменной Logika: ’,Logika); End. Внимательно рассмотрите каждую строчку программы. Обратите особое внимание на описание переменных: Chislo1 – переменная целого типа, Chislo2 – действительного, Simvol – символьного, Stroka – строкового, Logika – логического. Далее в основной программе идет присвоение переменной Chislo1 целого числа 12, переменной Chislo2 – целого числа 24. Обратим внимание, что переменной действительного типа Chislo2 присвоено целое число; никакой ошибки нет, т. к. множество целых чисел является подмножеством множества действительных чисел. Следующая строчка еще более интересная: переменной Chislo2 присваивается значение той же переменной, только деленной на 5. Такое присваивание используют в программах, если предыдущее значение этой переменной уже не понадобится и для более рационального использования описанных переменных. Для того чтобы переменной символьного типа присвоить какой-либо символ (например, d), надо этот символ записать в апострофах (знак «’»). Аналогично поступают с переменными строкового типа (смотри следующую строку программы). А про переменные логического типа мы знаем, что им можно присваивать только два значения: True и False. В этой программе мы присвоим значение результата сравнения двух переменных, здесь оно будет равно True. А теперь выведем присвоенные значения на экран. Задание. Измените значения переменных и проанализируйте результаты выполнения программы. Сохраните программу на дискете под правильным именем в соответствующем каталоге. Распечатайте программу. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|