ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Занятие 1. Понятие рекурсии.Рекурсия (от латинского recursio - возвращение) – это такой способ организации вычислительного процесса, при котором процедура или функция в ходе выполнения составляющих ее операторов обращается сама к себе. Для того, чтобы такое обращение не было бесконечным, в тексте подпрограммы должно быть условие, по достижению которого дальнейшего обращения не происходит. таким образом, рекурсивное обращение может включаться только в одну из ветвей подпрограммы. В языке Паскаль нет никаких ограничений на рекурсивные вызовы подпрограмм, необходимо только понимать, что каждый очередной рекурсивный вызов приводит к образованию новой копии локальных объектов подпрограммы и все эти копии, соответствующие цепочке активизированных и не завершенных рекурсивных вызовов, существуют независимо друг от друга Рекурсия достаточно широко применяется в программировании, что основано на рекурсивной природе многих математических алгоритмов. А также Вы должны знать, что любой рекурсивный алгоритм можно преобразовать в эквивалентный итеративный (то есть использующий циклические конструкции). В больших и сложных программах иногда приходится заменять рекурсию на итерацию. Дело в том, что рекурсия связана с многократными вызовами процедур, а это несколько менее эффективно при выполнении по сравнению с использованием циклов. Однако рекурсивные версии программ, как правило, гораздо короче и нагляднее. Хорошей иллюстрацией механизма рекурсии является функция для вычисления факториала натурального числа. Вспомним, что факториалом числа называется произведение всех натуральных чисел от 1 до этого числа включительно: N! = 1*2*3*... *(N-2)*(N-1)*N 1! = 1 0! = 1 Сначала покажем обычную не рекурсивную функцию для вычисления факториала, которая реализует итеративный алгоритм вычисления: Function NonRecFact(N:integer): LongInt; Var i: integer; {переменная цикла } Res: LongInt; {результат} Begin Res:= 1; for i:= 1 to N do res:= Res*i; NonResFact:= Res; End; Вторая функция использует рекурсивные обращения, что делает ее гораздо компактнее, и основана на очевидном соотношении: N! = (N-1)!*N Иными словами, чтобы получить значение факториала от числа N, достаточно умножить на N значение факториала от предыдущего числа: Function RecFact(N:integer): LongInt; Begin if N <= 1 then ResFact:= 1 else ResFact:= N* ResFact(N-1); End; Полностью программа, вычисляющая факториал числа, будет выглядеть так: Program Rekurs; Var N: integer; F: Longint; {- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -} Function RecFact(N:integer): LongInt; Begin if N <= 1 then ResFact:= 1 else ResFact:= N*ResFact(N-1); End; {- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -} Begin writeln('Введите число N > '; read(N); F:= RecFact(N); writeln('Для числа ',N,' значение факториала равно ',F); End. После запуска программы на экран выводится запрос "Введите число N > ", затем с клавиатуры считывается введенное значение и в выражении F:=RecFact(N) вызывается функция RecFact с параметром-значением N. В подпрограмме-функции проверяется условие N<=1. Если оно выполняется, то функции ResFact присваивается значение 1 и на этом выполнение подпрограммы завершается. Если условие N<=1 не соблюдается, то выполняется вычисление произведения N*ResFact(N-1). Вычисление произведения носит рекурсивный характер, так как при этом осуществляется вызов функции ResFact(N-1), значение которой вычисляется, в свою очередь, через вызов функции ResFact, параметром которой также будет функция ResFact, и т.д., до тех пор пока значение формального параметра N не будет равно 1. Так как базовая часть описания рекурсивной функции ResFact определяет значение ResFact для N=1, равным единице, то рекурсивные вызовы функции ResFact больше не выполняются, а наоборот выполняется вычисление функции ResFact для чисел, возрастающих от 1 до N, причем функция ResFact всякий раз возвращает значение, равное произведению очередного числа на факториал от предыдущего числа. Последнее возвращение результата вычисления функции ResFact присвоит переменной F значение произведения всех чисел от 1 до N, т.е. факториал числа N. Итак, при выполнении рекурсивной подпрограммы осуществляется многократный переход от некоторого текущего уровня организации алгоритма к нижнему уровню последовательно до тех пор, пока не будет получено тривиальное решение поставленной задачи. В нашем примере решение при N=1 тривиально, т.е. ResFact=1. Затем осуществляется возврат на верхний уровень с последовательным вычислением значения функции ResFact. Задание. Введите текст рассмотренной выше программы и запишите файл на диск под соответствующим именем, а затем откомпилируйте его. После того, как компиляция закончится успешно, задайте для просмотра в окне отладчика переменные N, F. Установите видимыми одновременно окна редактора с текстом программы и окно просмотра. Исполните программу в пошаговом режиме с заходом в функцию и пронаблюдайте за изменением значения переменной N при рекурсивных вызовах функции ResFact. Задание. Напишите программы, демонстрирующие выполнение рекурсивного и итеративного алгоритма для задач: 1. На печать выводится сказка “О попе и его собаке” определенное число раз. ("У попа была собака, он ее любил. Она съела кусок мяса – он ее убил. В землю закопал, надпись написал...) 2. Напишите рекурсивный алгоритм нахождения степени числа. ах=ах-1*а, а0=1 Занятие 2. Примеры задач рекурсивного решения в текстовом и графическом режимах. Задача 1. Нахождение n-го члена арифметической прогрессии (an=a1+d*(n-1)-формула n-го члена арифметической прогрессии). Program Progressiy; Var a1, d, k: real; n: integer; {- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -} Function Arif (a1, d: real; n: integer): real; Begin if n = 1 then Arif:= a1 else Arif:= Arif(a1, d, n - 1) + d; End; {- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -} Begin writeln('Задайте первый член прогрессии'); readln(a1); writeln('Задайте разность арифметической прогрессии'); readln(d); writeln('Арифметическая прогрессия ', Аrif(a1, d, n): 4: 2); End. Задание. Составьте программу a) нахождения n-го члена геометрической прогрессии, б) нахождения суммы членов арифметической прогрессии, в) нахождения суммы членов геометрической прогрессии, г) нахождения n-го члена ряда Фибоначчи. Задача 2. Вложенность квадратов. Program KaparovS; Uses Crt, Graph; Var x, y, x1, y1, x2, y2, x3, y3, n, d, a, b: integer {- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -} Procedure Pic(x, y, x1, y1, x2, y2, x3, y3, n, d: integer); Var k, j: integer; Begin if n >=1 then begin Line(x, y, x1, y1); Line(x1, y1, x2, y2); Line(x2, y2, x3, y3); Line(x3, y3, x, y); j:= x; k:= y; x:= (x1-x) div 2 + x; y:= (y1-y) div 2 + y; x1:= (x2-x1) div 2 + x1; y1:= (y2-y1) div 2 + y1; x2:= (x3-x2) div 2 + x2; y2:= (y3-y2) div 2 + y2; x3:= (j-x3) div 2 + x3; y3:= (k-y3) div 2 + y3; Pic(x, y, x1, y1, x2, y2, x3, y3, n-1, d); end; End; {- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -} Begin ClrScr; write ('Введите количество повторений: '); readln (n); x:= 0; y:= 0; x1:= 400; y1:= 0; x2:= 400; y2:= 400; x3:= 0; y3:= 400; a: Detect; InitGraph(a, b, 'D:\TP7\BGI'); ClearDevice; Setcolor(Green); Pic(x, y, x1, y1, x2, y2, x3, y3, n, d); readln; CloseGraph; End. Задание. Наберите программу и просмотрите ее действие. Дополните программу комментарием. По желанию улучшите алгоритм. Творческое задание. Придумайте и решите задачу на демонстрацию рекурсии в графическом режиме. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|