ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Познания взаимодействия человека со средойСистемность результатов Деятельности Системность результатов Системность познания взаимодействия человека со средой
Рис. 1.1. Структурная модель системности мира
В настоящее время системный подход применяется в самых различных областях общественных, естественных и технических наук, в практике социального планирования и управления, при решении крупных и сложных социально-экономических проблем, при подготовке и реализации разнообразных целевых программ и т. п. Основные направления развития системного подхода хорошо
сформулированы в уставе "Общества исследования в области общей теории систем" (Society for General Systems Research), созданного в 1954 г. в США: • исследование изоморфизма понятий, законов и моделей в различных областях науки для их переноса из одной дисциплины в другую; • способствование построению адекватных теоретических моделей для тех областей науки, в которых они отсутствуют; • минимизация дублирования теоретических исследований в различных научных областях; • содействие выявлению единства науки путем установления связей между специалистами разных наук. Системный подход является общим теоретико-методологическим основанием для разработки проблем системного анализа.
1.2. Цели системного анализа Системный анализ — это научное направление, связанное с разработкой методологии решения проблем прикладного характера. Системный анализ как методология претендует на то, чтобы выполнить роль каркаса, объединяющего все необходимые методы знания и действия для решения проблем. С практической стороны системный анализ есть система методов исследования или проектирования сложных систем, поиска, планирования и реализации изменений, предназначенных для ликвидации проблемы. С методологической стороны системный анализ является прикладной диалектикой, так как реализует идеи диалектики применительно к конкретным практическим задачам, особенность которых состоит в необходимости выявления причин их сложности и устранения этих причин. С методической стороны системный анализ отличается междисциплинарным и над дисциплинарным характером и вовлечением в работу как неформальных, эвристических, экспертных методов, так и, по возможности, строгих формальных математических методов. Особенностью системного анализа как метода исследования является его организационно-управленческий аспект, реализуемый при организации целевых программ. При формировании цели (целей) программы одним из основных требований является как можно более четкое и строгое определение (формулировка) проблемы. Для этого необходимо исключить возможность ее двусмысленного понимания, изучить вопрос о применимости (там, где это необходимо и возможно) качественных оценок и критериев, оценить
расхождение между реально существующей ситуацией и желаемой (требуемой). Здесь необходимы не столько конкретные научные знания в какой-либо области, сколько научные методы подхода к решению проблемы. После того, как проблема осмыслена и структурирована на основе этих методов, решается вопрос о том, специалисты каких областей науки и техники должны быть привлечены к разработке программы. Системный анализ в своей практической направленности чаще всего имеет дело не с конкретными знаниями, а с метазнаниями (знаниями о знаниях), с помощью которых осуществляется организация управления знаниями. Системный анализ опирается на самые общие системные представления, такие как: • система и подсистема (проблема и подпроблема, цель и подцель); • система и среда; • входы и выходы системы; • цели системы; • функции и свойства системы; • условия и средства достижения целей; • качество системы или эффективность ее функционирования (деятельности). Специалисты по системному анализу подчеркивают два обстоятельства. Первое — очевидную практическую направленность системного анализа (в отличие от теоретической направленности системного подхода). В этом смысле системный анализ выступает как один из важнейших путей сближения науки и практики, все более широкого и разностороннего практического применения результатов и методов, характерных для научного мышления. Второе — это то, что системный анализ является в той же мере наукой, как и искусством, что в нем интуиция и здравый смысл, а также оценочные, качественные суждения столь же важны, как и строгие количественные расчеты. Теория системного анализа должна быть в основном описанием деятельности специалистов по системному анализу и в_значительно меньшей степени_(лишь косвенно) заниматься объектом деятельности. Основное содержание системного анализа заключено не в формальном математическом аппарате, описывающем "системы" и "решения проблем", и не в специальных математических методах, например, оценке неопределенности, а в его концептуальном, т. е. понятийном аппарате, в его идеях, подходе и установках. Системный анализ относится к нормативной методологии, которая
не базируется на ряде постулируемых положений (аксиом), как это имеет а отчасти на категориях: связь, свойство, процесс, функция, качество, познания и др. Логическая структура системного анализа весьма развита. Она по необходимости включает и аспекты познания действительности (проблемной ситуации) и аспекты воздействия на нее. (рис. 1.2). Как нормативная методология системный анализ устанавливает базовую номенклатуру функций, которые должны быть выполнены для решения проблемы, т е. постулирует структуру процесса, выполняемого организацией, в отличие от традиционного подхода к организации, который постулирует ее административную структуру (т.е. организация должна строиться вокруг методов выполнения функций, а не наоборот). Рассматривая организацию как подсистему системы достижения цели (т.е. решения проблемы), системный анализ совершенно по-новому "освещает" деятельность человека в организации. Мышление и деятельность человека в такой организации приобретает системный характер. Овладение системной методологией дает отдельному лицу понимание того, что "должно быть", ясное ощущение необходимости коллективной работы и потребность совершенствования методов работы организации, а также четкое понимание своего места и роли в этой работе. Люди, обладающие "системными представлениями", получают возможность договориться относительно изменения организации при использовании новых методов или изменении целей организации. Дисциплина поведения отдельных лиц и коллективов приобретает новые свойства на базе системного мышления. Она позволяет весьма эффективно выявлять и устранять предвзятость, некомпетентность, недобросовестность и неаккуратность. Появляется возможность выяснить причины разногласий, так как все элементы процесса решения проблемы становятся демонстрируемыми (ощутимыми). Известный американский ученый в области системного анализа Л. Оптнер отмечал, что "освоение методологии системного анализа делает практически неизбежным возникновение такой ситуации, когда руководители сознательно требуют разработки усовершенствованных методов для улучшения работы организации, ученые с пониманием действительного содержания задачи разрабатывают эти методы, а руководители и сотрудники всячески способствуют внедрению этих методов и обеспечивают их квалифицированное применение".
уровня формализации моделей
Рис. 1.2. Связь системного анализа с другими научными направлениями
Глава 2. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|