ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
По характеру связи с внешней средойЛюбая система существует в определенной среде, от которой она отделена границей. В своем жизненном цикле система взаимодействует с внешней средой, что выражается в воздействии среды на систему и воздействии системы на среду. Интенсивность этого взаимодействия может меняться в довольно широком диапазоне: от слабой, практически не влияющей на функционирование системы, до очень сильной. Австрийский ученый Людвиг фон Берталанфи (1901 — 1972 гг.) в известной работе " Общая теория систем " (1968 г.) ввел понятия "открытых" и "закрытых" систем. Открытыми он назвал системы, которые в процессе своего жизненного цикла обмениваются со средой массой, энергией и информацией. Закрытые (изолированные, замкнутые) системы такой способностью не обладают. Особенность замкнутых систем состоит в том, что для них выполняется второй закон термодинамики, который проявляется в виде
роста энтропии. Напомним, что энтропия характеризует меру неопределенности состояния системы (меру хаоса): чем больше мера неопределенности, тем больше энтропия. В открытых системах тоже наблюдается рост энтропии (старение, разрушение, износ), однако, в отличие от закрытых систем, в них имеет место и снижение энтропии, которое проявляется в сохранении и развитии уровня их организации (увеличении меры сложности), т. е. проявляются закономерности самоорганизации. Такое свойство открытых систем называют негэнтропией, им обладают все высокоорганизованные системы. Иногда это свойство поддается измерению. Например, у человека можно измерить уровень любознательности (школьный потенциал) или оценить меру избыточности биохимической энергии живого вещества биосферы, которая является (по Л.Н. Гумилеву) основой познавательной и преобразующей деятельности.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|