ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Культура Крымского ханства. Роль сельзжукизма в развитии татарского искусства в XIII-XIV веке.В XIII в. в Тавриде татары застали большие художественные традиции и высокую культуру средиземноморской группы народов, издавна ее населявших. В процессе постепенного оседания, изменения ферм хозяйства, мирного труда и общения с новыми соседями: греками, готами, аланами, татары невольно стали втягиваться в общее течение большой средиземноморской культуры и, принеся с собою зачатки древнеазиатской культуры, через 75 лет по вступлении в Тавриду, к концу XIII в., настолько выросли в культурном и экономическом отношении, что к этому времени у них в Тавриде появляются большие культурные центры: Крым23, Кырк — нынешний Эски-Юрт(?)24 с большим количеством выдающихся монументальных и художественных сооружений, связанных с общемусульманской культурой на Востоке. Художественная культура крымских татар распадается на несколько периодов, в зависимости от преобладающих культурных влияний: а) Ранний период — золотоордынский (XIII-XV вв.). Решающее значение имела культура ислама, которая шла от арабов — первых учителей татар-мусульман — из Египта, Ирака, Персии, Малой и Средней Азии25. Период этот является чрезвычайно важным, ибо он совпадает с моментом политического могущества золотоордынского государства и его части — Крымского юрта, экономического его процветания и мощного напора мусульманскойкультуры на кочевников-скотоводов. В этот период были созданы наиболее яркие монументальные сооружения. Судя по результатам новейших исследовательских работ 1924-28 гг., художественная промышленность этого периода носила следы определенного подъема: надгробные памятники с рельефной орнаментацией и прекрасно высеченными, сочно скомпонованными надписями, бесчисленные обломки глиняной и фаянсовой посуды с тонкой росписью и высокого качества поливой, ювелирные изделия, предметы из меди с чеканкой, гравировкой и серебряной насечкой26, рукописные книги с тонкими орнаментальными заставками, позолотой27, монеты и так далее, найденные во время археологических разведок и раскопок на территории древних городищ Эски-Юрта (Кырк), Эски-Крыма, Чуфут-Кале (Кырк-Ер), нам ясно говорят об этом28. б) Следующий исторический период— турецкий, с середины XV и до конца XVIII в. На памятниках этого периода чувствуется сильное влияние турок-османов и итальянцев. Тогда был создан целый ряд прекрасных монументальных сооружений гражданского и культового порядка: ханский дворец в Бахчисарае, дурбе Хаджи-Гирая, Зынджирлымедресе в Салачике (Бахчисарай), ханская мечеть в Евпатории, Такие-хан-джами в Карасу-базаре и так далее29. К этому периоду сформировались и укрепились национальные кустарные производства, получило оформление цеховое устройство кустарей-ремесленников, сложилась школа поэзии и народной музыки. в) Третий период совпадает с моментом присоединения Крыма к старой России, с конца XVIII до начала XXвека. Потеря самостоятельности Крыма, последующий политический и социально-экономический гнёт над массами со стороны царских чиновников, помещиков, своего духовенства, беев (князей) и мурз вызвали паралич в области народного творчества. Монументальное искусство к этому времени гибнет. За этот период не воздвигалось ни одного сооружения, имеющего какое-либо историко-художественное значение. Оставалась только кустарнаяпромышленность, которая обслуживала нужды внутреннего быта татар и имела небольшое промышленное значение. В бытовой плоскости остались цеховые организации, и то только потому, что в структуре их были элементывоздействия шариата — правовых норм, изложенных в Коране, и большая доля пропаганды мусульманского духовенства30. В Крыму существовали цехи: пастухов, земледельцев, пекарей, поваров, ткачей, кожевенников, каменотесов, плотников, кузнецов, торбочников, литейщиков-чеканщиков, горшечников, штукатуров и так далее31, число их доходило до 5032. Каждый цех существовал, как особая организация с своим выборным органом и писаным уставом селеф-наме33 — правила предков. Все цехи объединялись в общий союз Эснаф, во главе коего стоял выборный глава Эснаф-баши и вместе с ним религиозный протектор — накыб, который должен был происходить из сейидов, то есть потомков Магомета по линии его дочери Фатимы — жены халифа Али. На имя сейидов давались крымскими ханами особые ярлыки34 в подтверждение их прав на это звание. Благодаря тому, что в структуре цехов существовал религиозный контроль и в них не было элемента политического, старая государственная власть России не трогала их и смотрела на них сквозь пальцы. Вместе с этим, ни государство, ни тогдашние земства не обращали внимания на национальные кустарные промыслы и ничего не делали для того, чтобы им помочь наладить сбыт, создать сырьевоеобслуживание, кооперировать, хотя в некоторых губерниях старой России шаги помощи кустарям со стороны земств предпринимались35. Кустарные промыслы Крыма в течение всего XIX и начала XX вв. были предоставлены самим себе, вследствие этого замкнулись в тесные рамки национальных традиций, и для них остались неизвестными всякие технические достижения времени и рациональная организация труда. Все станки и орудия производства до Октябрьской революции не изменились, оставаясь в виде застывших архаических пережитков. Продуктивность была весьма низкой, благодаря тому, что все делалось ручным способом; затрачивая на производство много рабочей силы, кустарь не мог продавать своей продукции наверняка, ибо рынок сбыта был ограничен Крымом и только южной частью Украины; на ярмарках в Каховке и Алешках крымские кустари сбывали некоторую часть своей продукции. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|