ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Византийское влияние на развитие архитектуры средневековой ТаврииВлияние Византии (а затем и Константинополя) особенно проявилось в строительстве храмов. Основным видом внутреннего пространства в культовых зданиях стал купольный или центрический вид. Купол с барабаном — один из характерных признаков византийской архитектуры и ее существенное конструктивное достижение. Между куполом и опорой устраивался цилиндрический объем — барабан, в стенах которого оставляли проемы. Эта конструкция позволила расширить внутреннее пространство зданий, убрав громоздкие стены. Декоративно-орнаментальные элементы на фасадах вводились ограничено (например, чередование горизонтальных полос красного кирпича с каменными плитами). Интерес к декорированию фасадов возрастает при использовании узорчатой кирпичной кладки. Внутренние поверхности византийских храмов облицовывались: своды — мозаикой из стеклянной смальты, стены — мраморной мозаикой, полы — мраморным мощением. 38.Церковь Иоанна Предтечи в Керчи – уникальный памятник средневекового Крыма Одним из памятников древней архитектуры и истории Керчи является храм Иоанна Предтечи, расположенный в центре города возле площади Таврической (в прошлом – площади Ленина). Храм хорошо сохранился и является одной из самых древних церквей Крыма. Храм Иоанна Предтечи – это уникальный памятник византийского зодчества, классифицирующийся как крестово-купольный храм, выполненный в традициях восточно-христианской архитектурной школы. Наиболее близкие аналогии памятника существовали в азиатских областях Византийской империи и ее столице – Константинополе. Церковь Иоанна Предтечи представляет собой четырехстолпный крестово-купольный храм, увенчанный плоским куполом. Купол при помощи парусов опирается на крестообразные своды, которые поддерживаются четырьмя крестчатыми в плане столбами. Всю конструкцию несут на себе четыре мраморные колонны с византийско-коринфскими капителями, взятыми из более раннего храма. Древняя (восточная) часть храма сложена из чередующихся рядов белого камня и плоского кирпича (плинфы), образующих характерную для византийских построек полосатую бело-розовую кладку. Такой строительный прием, кроме своей художественной привлекательности, имеет чисто конструктивное назначение – антисейсмическое. Предполагают (т.к. до сих пор идут споры о точной дате), что храм был построен в VIII-IX веке. Подтверждением тому служит греческая надпись на одной из колонн, поддерживающих свод храма: «Здесь покоится раб Божий, сын Георгия. Преставился месяца мумия 3 (дня) часа 10 (в лете) от Адама 6260 (от Р. X. 752)». В кладке храма обнаружены амфоры VIII–IX века, которые использовали в качестве голосников. О храме Иоанна Предтечи говорится в надписи так называемого «Тмутараканского камня», хранящегося в Эрмитаже: «В лето 1576 г, Бениндикта 6 Глеб князь мерил море по лёду от Тмутараканя до Кърчева 10000 и 4000 сажен». В те далекие времена храм стоял у самого берега моря. Строители придали храму необычный и потому незабываемый облик. Стены они возвели из белых известняковых блоков, чередующихся с рядами красного кирпича. Это крестово-купольный трехапсидный храм с полусферическим куполом на высоком барабане. Он был освящен в честь святого Иоанна Предтечи и Крестителя Христова. Во время существования Крымского ханства XV-XVIII века многие христианские храмы были обращены в мечети. Сия участь не миновала и храм Иоанна Предтечи. В 1774 году Керчь вошла в состав Российской империи, и церковь вновь стала православным храмом. В документах того времени она именуется «греческой церковью» без посвящения святому. В начале XIX века появилось нынешнее название храма: «Церковь усекновения главы Иоанна Предтечи». Древний храм был небольшой, поэтому в 1834 году разобрали нартекс и западную стену и пристроили трехнефный притвор, сделанный в псевдовизантийском стиле. В 1845 году к церкви пристроили еще двухъярусную колокольню, а позже северный притвор. Во время реконструкции храма Иоанна Предтечи в 30-х годах XIX века под куполом храма были обнаружены фрески, на которых изображены двое святых. Академик И. Грабарь предположил, что они написаны учениками известного художника средневековья Феофана Грека. В начале 30-х годов XX века церковь Иоанна Предтечи закрыли из-за отсутствия прихода. Вновь вспомнили о храме в 1957 году. Он привлек внимание исследователей как памятник византийской архитектуры. В 60-е годы вокруг храма возник рынок, на котором торговали рыбой. Запах свежей рыбы, крики продавцов, расхваливающих свой товар – черноморскую кильку, жирных бычков, нежную барабульку и осетров, и над всем этим – храм. С выбитыми окнами, с кустарником, выросшим на стенах и крыше, он являл в те годы печальное зрелище. В 1963 году церкви был присвоен статус памятника архитектуры республиканского значения. Наконец, в 70-х годах храм Иоанна Предтечи решили реставрировать. Работы по его реставрации проводились в 1974-1978 годах. Автором реставрационного проекта является Е.И. Лопушинская. Восстановление древней церкви оказалось делом нелегким и долгим. Чтобы не рухнули остатки купола и барабан, сделали поддерживающий их металлический каркас. Сначала отреставрировали стены пристроек и колокольни. А в 1972 году начали возрождать древний храм. Художники старались сохранить все древние детали, заменяя лишь те, которые совсем разрушились. Не обошлось без трудностей – реставраторам пришлось изучать древние образцы черепицы, плинфы (плоского и широкого кирпича) и изготавливать такие же. Подобрали такой же камень-известняк, из которого двенадцать столетий назад был построен храм Иоанна Предтечи. Художники закрепили росписи и остатки древней штукатурки. Вокруг южного и восточного фасадов древнего храма до первоначального уровня понизили поверхность земли. Несмотря на отсутствие разрешения, на куполе храма установили крест. После реставрации в храме Иоанна Предтечи была открыта лапидарная коллекция музея.В июне 1990 году церковь Иоанна Предтечи передана керченскому православному религиозному обществу. В настоящее время церковь действует как православный храм, в котором совершаются богослужения.
Благодатная земля Тавриды была одним из первых очагов армянской колонизации. На протяжении многих веков вместе с русскими, украинцами, татарами, греками, караимами и другими народами незаменимый вклад в развитие материальной и духовной культуры полуострова вносили и крымские армяне, пережившие на этой земле и бесконечные нашествия, и кровавую резню 1475 года, и две депортации (1778 и 1944 гг.). Литература и поэзия в Крымском ханстве Татарское словесное искусство ХУ-ХУШ вв., охватывающее более трёх столетий, представляет собою очень сложный, противоречивый, трагичный периоды истории татарского народа. Это - время распада Золотой Орды и образования на ее огромной территории Крымского, Казанского, Астраханского, Сибирского,Ногайского, а также Касимовского ханств; это время существования, расцвета и завоевания татарских государств; это - время жесточайшего колониального гнета, утери значительной части накопленных веками духовных и материальных ценностей. Кроме того, на этом этапе истории, особенно после ликвидации Казанского. Астраханского государств, в относительно едином языковом, культурном и этническом пространстве татар начинает постепенно обособляться, османизироватъся население, проживающее в Крымском ханстве. Поэтому словесное искусство данной эпохи целесообразно рассмотреть в трёх аспектах, под гремя пунктами: татарская литература 1) периода Казанского ханства (середина XV в. - середина XVIв.); 2) Крымско-татарское словесное искусство ХУ-ХУШ вв., т.е. Крымского государства; 3) ХУП-ХУШвв. Конечно, такое разделение более чем трёхвекового литературного процесса носит в известной степени условный характер. В то же время оно способствует созданию определенного представления о татарском словесном искусстве указанных столетий. Значительную часть письменной литературы, относящейся к Крымскому ханству, составляет так называемая «историческая проза» [О ней подробнее! ())]. представленная следующими сочинениями:«История хана Сахиб-Гирея» («Тарихе Сэхибгэрэй хан») Бадр ад-Дина Мухаммеда б. Мухаммед Кайсунизаде Нидаи-эфенди, известного под именем Реммала-ходжи (Рэммэл Хужа) (умер в 1569 году в Стамбуле); «Летописи Дешт-и Кипчака» («Тэварихе Дэште-Кыпчак») Абдуллы б. Ризвана (Абди) (составленного около 30-х годов XVII в.); «Тарихи Ислам-Гирей хан» (завершено в 1651 году) Ходжи Мухаммеда («Сенаи»,«Кырымлы»); «История татарских ханов Дагестана, Москвы и народов Дешт-и Кипчака» (середина XVI II в.).Ибрахимаб. Али Кефеви (личный секретарь Крымского хана Фатх-Гирея 11 (1736-1737); «Розовый куст ханов»(«Голбуне-ханан») Халим-Гирея (в 1756-1758 гг. правил Крымом) и др. Хотя такие произведения называют историческими, но они в той или иной степени являются и художественными. Их язык, манера изложения часто приближаются к литературному, образному стилю; есть образцы рифмованной, ритмической прозы. В таких сочинениях встречаются поэтические строки. Наряду с изложением реальных событий и деяний, в них находит место и описание вымышленных обстоятельств, легенд. Некоторые истории ханов воспринимаются как панегирические жанры. Поэтому такие произведения с определенной условностью можно называть историко-литературными сочинениями. По структуре и по содержанию они напоминают хорошо известные татарскому читателю книги «Джамиг ат-таварих» (1602) Кадир Алибека, «Дафтари Чингизнаме» (около 1679 г.) неизвестного автора, а также «Таварихе Болгария» Хнсамеддина Муслими [2]. Таким сочинениям и крымских, и поволжских авторов присущи интертекстуальный, в определенной степени и эклектичный способ составления своих книг. В них обильно использованы тексты из сочинений предшествовавших авторов, особенно Закарии Казвини (1203-1283), Рашид ад-Дина (1247-1318). Следует отметить, что в Крымском ханстве «сочинительство», «письменное занятие» высоко оценивались, ими занимались даже ханы, чиновники высокого ранга. Сохранившаяся часть письменной литературы Крымского государства представлена поэтическими и прозаическими произведениями различного жанра, такими, как дастан, газель, рубай, касыда, мадхия. марсия. наме мунаджат, хикаят, саяхатнаме (сефернаме), шаджара, ярлыки и др. В ней отображены различные аспекты человеческой жизни и бытия, в том числе нравственные, философские, социально-политические, бытовые вопросы, конечно же и тема любви. Как и в других регионах Мусульманского Востока, так и в духовной жизни Крымского ханства значительную роль сыграли суфизм, особенно «Месневи» (своего рода «поэтическая энциклопедия суфизма»), автором которого является великий Джалаледдин Руми (1207-1273). Наряду с классиками арабо-персидской литературы, в Крыму были очень популярны сочинения османских авторов, как таких, «Мухаммадия» (1449) Языджоглу (Челеби), «Искандернаме» (1390) Ахмеди Гирмияни. «Рождение пророка» («Мавлюден-нзби») Сулеймана Челеби (умер в 1422 г.), путевые записи Эвлия Челеби (1611-1670) Среди читателей и слушателей Крыма широко распространялись версии и варианты общих тюрко- татарских дастанов, таких, как «Идегей». «Тагир-Зухра». «Чура батыр». Наряду с вышеупомянутыми авторамп письменной литературы Крымского ханства, творили и другие мастера пера, такие, как Джанмухаммед (XV в.), Менгли-Гирей (XVв.), Мудами (умер в 1540 г.). Бакайи (умер в 1591 г.), Лейля Бикеч, Ашык Ариф и др. Авторы XVII века Джанмухаммед и Эдип эфэнде создают свои известные сочинения «Тогай бей» и «Сефернамэ». По мнению крымско-татарского литератора Эшрефе Шемаизаде, «в этих реалистических поэмах отображены исторические события, в которых авторы сами принимали участие» Самым крупным и известным поэтом Крымского ханства является Ашык Умер (Гашыйк Гомэр, 1621-1707). [К сожалению, в «Краткой литературной энциклопедии» (Т.1. - М., 1962. - С. 381), видимо, исходя из османизированного языка, он представлен как «турецкий поэт-ашуг»]. Родом он из города Гёзлева (нынег.Евпатория). Много путешествовал, побывал во многих уголках Османской империи. По преданию, этотвыдающийся представитель «бардовской» - «ашыкской» поэзии умер в родном городе Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|