Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава 2. Технологии создания телевизионного очерка




§ 1. Методика создания авторского проекта.

Не стоит принижать тот факт, что телевизионный очерк является по своей природе авторским проектом. Огромную роль играет журналист, как инициатор своей идеи; он воплощает задуманное в свет. Независимо от разновидности очерка, автор ведет его по плану своей разработки.

“Очерк — основной жанр художественной телепублицистики, акту­ализирующий непреходящие ценности человеческого бытия: истину, справедливость, добро, долг, милосердие. Эмоционально-чувственная атрофия современного общества свидетельствует о необходимости гу­манизации мышления, обретения социальной и нравственной памяти. И рамках телевидения это показ гуманистических идей «через челове­ка», сквозь призму его чувств и переживаний” [Шестеркина Л. П., Николаева Т.Д. «Методика телевизионной журналистики»: Учебное пособие для студентов вузов / М.: Аспект Пресс, 2012.]

Авторы выделяют следующую специфику телевизионной художественной публицистики:

· Информация преподносится в звукозрительной форме;

· Факт – образ, наглядный компонент;

· Категория персонификации – прямой путь к реализации авторской индивидуализации;

· Выбор художественных приемов в соответствии с возможностями телетехники;

· Компоновка рациональной и эмоциональной точек зрения.

Помимо публицистических элементов очерку присуще формирование документально – художественного образа, который достигается путем:

1) Соединения фактического и эмоционального, избирательность детали;

2) Наличия ограниченности свободы авторской фантазии требованиями и законами документалистики;

3) Создания документальной образности при помощи использования художественных приемов.

Важным моментом при создании авторского проекта является выбор вида телевизионной очерковой журналистики, среди которых выделяют: художественно-изобразительный (с максимально сильным событийным началом. Сюда относят путевой очерк, эссе), художественно-публицистический (во главу угла ставится человек – портретный очерк), исследовательский (на первый план выдвигается острая социальная проблема – проблемный очерк, журналистское расследование), зарисовка (как малая форма очерков: путевого – пейзаж как часть очерка и портретного – эскиз к образу героя).

Автор должен помнить, что документальная образность его будущего материала достигается путем соединения выразительных средств: факт + образ + мировоззренческая позиция. Журналист должен следовать принципам создания документального образа: типизации (если в проекте задумано показать жизнь отдельного человека, то важно показать типические черты, присущие его современникам; нередко используется обобщение жизни целого поколения, а также дается оценка явлений непосредственно самим героем очерка), авторской интерпретации (основываясь на реальных фактах, строится точка зрения автора, создаются новые образы на основе представлений, выдвигаются мотивы и версии, определяется круг тем), образной трактовки (увеличение, рост образного потенциала. Появление категорий: образ-явление, образ-тезис, художественные элементы и др.).

Функции автора очерка:

1) Он является создателем и носителем идеи, который стремится четко отобразить свою мировоззренческую позицию по отношению к отображаемым событиям.

2) Он – творец. Направляет свою деятельность на актуализацию своей индивидуальности.

3) Выбирает себе роль в проекте («отображение» героя, лирический герой, человек, дающий оценку).

4) Публицистически открыт перед зрителем (делится собственными рассуждениями, указывая на достоверность данных, или же, напротив, сомневаясь в этом).

5) Может «вторгаться» в экранный проект (посредством общения с героем, наличия собственных воспоминаний, эмоций, версий).

В зависимости от выбранной очеркистом позиции выделяют две разновидности авторства: автор – размышляющий и автор – действующий. Первый вид (ориентируется на совместную со зрителем постановку проблем, показ творческой кухни журналиста) Второй вид (автор как очевидец или участник событий) – занимается концентрацией внимания зрителя, как на внешней стороне события/проблемы, так и на внутренней.

Документальная основа очерка обычно представлена наличием: личных наблюдений тележурналиста, мемуаров/писем, историографии, фото-видеодокументы, печатные издания, воспоминания современников, интервью с героями и др.

Съемка телевизионных очерков включает в себя: длительное наблюдение – мониторинг события, проводимый на протяжении нескольких часов или суток, слежение за развитием траектории проблемы; обилие синхронов – может использоваться, как одноголосие (зачастую портретные очерки строятся только на речи самого героя), так и многоголосие (полифонизм голосов/ множество мнений по отношению к поднятой проблеме); скрытую или стандартную (видимую) камеру; спецэффекты (игра света и теней, выбор цветовой гаммы, придание цвета черно-белому изображению, наезды, отъезды и проч.).

Работа с образом очерка характеризуется категорией художественной условности. Достигается посредством предоставления: авторской точки зрения на событие/проблему; выбора определенного ракурса при изображении человека; «опорных» фактов; авторских версий; черт публицистического пространства и времени. Художественной условности журналист может достичь, если он: пересказывает воспоминания героя через внутренний монолог; «читает» настроение героя, его раздумья/переживания и воссоздает события, ситуации или проблему.

Телеочерк по своей природе наделен художественными элементами: пейзажами, деталью. Пейзаж нацелен на выполнение широкого спектра служебных функций. Используется для: обрисовки места, разрядки напряженности изображения, постановки социально значимых проблем, толкования определенного настроения, формирования внутреннего состояния героев, передачи авторских впечатлений. В путевом очерке пейзаж обозначает географию места действия, обрисовывает местность, придает динамику сменяющимся картинам, фокусирует внимание зрителя на разных явлениях природы. В портретном – отражает контраст внутреннего состояния героя и окружающей его внешней среды, раскрывает характер человека, является незаменимым фоном для портрета как такового, выделяет основные черты мировоззрения героя.

Проблемный очерк реже других видов сопровождается пейзажными элементами. Если такие есть, то они выполняют следующие функции: экспозиционную, социальную, художественную (для постановки важных для общества проблем)

Выразительным средством художественной типизации в телеочер­ке является деталь. Благодаря ее использованию жизнь героя показывается в индивидуальном ключе, портрет его становится осязаемым; материал становится более емок с точки зрения изобразительности.

Этапы правильной работы над деталью:

1. Отбрасывание обилия впечатлений и выделение из общей массы одной опорной детали, которая займет место основной с точки зрения логики и художественной концепции очерка.

2. Решение для чего будет использована деталь: для придания образа событию, для создания образа-символа, для выявления ассоциативных рядов, для фокусировки особенностей на внешнем и внутреннем уровнях человеческих проявлений.

Работа, как с человеком, так и с проблемой определяется психологизмом. Говоря о психологических началах в публицистике, выделяют следующие факторы: рост интереса к внутреннему миру человека, максимальное описание социально обусловленных поступков личности и на душевные ее проявления, увеличение важности роли субъективного фактора и др. [Телерадиоэфир. История и современность / Под ред. А. Г. Качкаевой. М.: Элиткомстар, 2008]

Композиция телеочерка

Гармония композиции телеочерка описывается принципами монтажного построения кадров/видеоряда – выборка из всего отснятого материала наиболее удачных эпизодов и объединение их в целостную картину – монтажный принцип. Он важен в период съемки реальных событий, а также при монтаже отдельных эпизодов видео картинок и звуковых фрагментов. При использовании монтажного принципа журналист пользуется методом «деления на главки», который позволяет разбить весь отснятый материал на тематические блоки; каждый блок смонтировать по следующей схеме – кадр – монтажная фраза – эпизод; каждую часть выстроить по порядку компонентов сюжетного развития: от завязки до развязки; придать материалу требуемую целостность.

Для решения творческой задачи журналист выбирает определенный тип композиционных структур для своего будущего проекта. Выделяют: хроникальный (символизируется наличием событийного ядра, строится благодаря последовательной смены эпизодов, может быть представлен двумя принципами отображения событий: прямой хронологией (как событие развивалось на самом деле) и смещенной (со сдвигами от реальных компонентов); логический (главной категорией служит логика причинно-следственных связей, имеет три разновидности логической схемы: описательную (предмет анализа – ведущий признак), событийную (логика мысли + логика действия) и соединяющую (событие и явление – иллюстрация к основному тезису); эссеистский (использует свободную форму построения материала, включающий в себя более разнообразные приемы, наибольшую полифоничность и пестроту картинки:

- мозаика (портрет «мазками»),

- «веер» (герой — центр, к которому сходятся разные мнения о нем),

- «ступеньки» (соединение эпизодов разных лет).

- «кольцо» (начало и конец очерка связаны единой мыслью) [Анохин А. язык и стиль телевизионного очерка. Вестник Казанского государственного университета].

Методические рекомендации по работе над телевизионным очерком

«В журналистском произведении в слове должны быть сформулирова­ны и названы основные проблемы, идеи, мысли, суждения, оценки, вы­воды. В художественных жанрах телевидения и кино авторский взгляд, его позицию могут иллюстрировать монтажные стыки, особым образом выстроенный видеоряд, ориентированный на ассоциативное мышление, например» [Васильева Т. В., Осинскии В. Г., Петров В. Н. Курс радиотелевизионной жур­налистики: Учеб. пособ. СПб.: Специальная литература, 2004.].

Красочность изложения достигается благодаря глубинным обобщениям, объемной обрисовке характеров, использование художественных изобразительно-выразительных средств и монтажных приемов, текст телеочерка «приспосабливается» к звучанию устной речи – символизируется наличием живого дыхания и интонаций; телевизионный очерк обусловлен использованием действующих ресурсов телевидения (скрытая, открытая камеры, экспрессивная, ракурсная съемка, длительное наблюдение, ситуации, провоцирующие на развитие новых углов зрения).

 

§ 2. Авторская концепция проблемного телеочерка.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных