Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Анализ конкуренции на рынке кондитерских изделий г. Иваново




Исследование рынка кондитерских изделий г. Иванова ставило своей целью определение его особенностей и потребительского поведения ивановцев и предполагало рассмотрение двух основных сегментов: шоколадные изделия и мучные кондитерские изделия. Предполагалось решение следующих задач: анализ причин покупки кондитерских изделий; определение частоты приобретения; выявление мест покупок; определение приоритетных факторов, формирующих покупку и т. д.

ШОКОЛАДНЫЕ ИЗДЕЛИЯ

Полученные в ходе исследования данные свидетельствуют о том, что шоколадные изделия: конфеты в коробках, шоколадные плитки, конфеты на развес - пользуются спросом у 67,3% ивановцев. Таким образом, почти две трети населения города являются потребителями шоколадной продукции.

Что касается предпочтений по видам шоколадных изделий, то самыми популярными у ивановцев являются конфеты в коробках – они пользуются спросом почти у половины потребителей (рис. 1).

Такая не очень типичная для России в целом ситуация объясняется следующим. Во-первых, в сегменте конфет в коробках традиционно сильные позиции в Иванове занимает местный производитель ОАО «Красная Заря», представляющий популярные конфеты «птичье молоко» под ТМ «Каприз». Во-вторых, велика вероятность того, что на результаты опроса также повлияло время его проведения – близость праздничных дней. Кроме того, как отмечают эксперты, в последние годы потребительский спрос активно смещается именно в пользу дорогой кондитерской продукции, что резко обострило конкуренцию в высокоценовых сегментах кондитерского рынка, поэтому отдельные категории, такие как плиточный шоколад, фасованные конфеты, и в частности конфеты в коробках, продолжают расти гораздо быстрее, чем рынок в целом.

Стабильно высокий спрос на шоколадную продукцию отражают данные о частоте покупок: каждый второй житель приобретает шоколадные изделия не реже 1 раза в неделю (рис. 2).

тветы респондентов на вопрос, для кого они покупают шоколадные изделия, распределились следующим образом: более половины опрошенных приобретают шоколадную продукцию для своих детей. Практически треть респондентов покупают шоколадные изделия для себя (рис. 3).

Что касается предпочтений по производителям шоколадных изделий, то здесь большая часть опрошенных – 29% - отвечали просто: «Московские производители», - что свидетельствует о размытости представления респондентов о марках (рис. 4). Тем не менее при этом чуть меньшее количество ивановцев – 26,5% - отметили, что предпочитают продукцию ОАО «Кондитерский концерн «Бабаевский». Также были названы такие компании-производители, как ОАО «Московская кондитерская фабрика «Красный Октябрь», ОАО «РотФронт» и ООО «Нестле Россия».

 

В споре за лидерство среди торговых точек, наиболее часто посещаемых с целью приобретения шоколадной продукции, безоговорочную победу одержали удобно расположенные для респондентов обычные продуктовые магазины – в них покупают шоколадные изделия более половины любителей шоколадных изделий. Рынки в качестве места приобретения шоколадной продукции выбирают четверть респондентов (рис. 5).

На вопрос о приоритетности факторов, влияющих на выбор потребителей, более половины опрошенных наиболее значимым назвали производителя. Каждый пятый респондент отдает предпочтение тому или иному производителю по опыту сложившихся покупок. Более чем для 10% потребителей определяющую роль играет цена товара. Отдельные покупатели обращают внимание на внешний вид и состав продукции (рис. 6).

МУЧНЫЕ КОНДИТЕРСКИЕ ИЗДЕЛИЯ

К мучным кондитерским изделиям традиционно относят различные виды печенья – сахарное, затяжное, крекеры, а также вафли, пряники и торты.

Согласно полученным результатам исследования, 72,3% ивановцев покупают мучные кондитерские изделия. Причем наибольшим спросом у жителей города пользуются вафли и сдобное печение - их покупают соответственно 51,5% и 36,9% респондентов. На третьем месте потребительских предпочтений находятся сахарное печение и пряники. Им отдают предпочтение 14,1% любителей мучных кондитерских изделий. Далее в списке предпочтений следуют торты - 11,1%, и, наконец, пятое место поделили между собой крекеры и пирожные - по 5,6% (рис. 7).

Практически каждый второй респондент покупает мучные кондитерские изделия не реже одного раза в неделю. Исключение составляют торты и пирожные, которые ивановцы приобретают приблизительно раз в месяц (рис. 8).

Что касается причин покупки мучных кондитерских изделий, то здесь картина иная: вафли, печенье, пряники, торты и пирожные покупаются в первую очередь для себя и лишь затем для детей и других членов семьи.

Выбирая продукцию того или иного производителя, ивановцы отдают несомненное предпочтение местным производителям. На вопрос о том, чью продукцию они предпочитают покупать, как минимум каждый второй опрошенный ответил, что ивановских. А по таким позициям, как сахарное печенье, пряники и вафли, местные производители набрали абсолютное большинство голосов.

Самые популярные места приобретения мучных кондитерских изделий – продуктовые магазины и рынки.

Ответы респондентов на вопрос «На что вы ориентируетесь при покупке мучных кондитерских изделий?» - распределились следующим образом: более чем для 50% респондентов значительное влияние на выбор оказывает предыдущий опыт покупки, далее покупатели обращают внимание на производителя. Внешний вид, состав и цена выбираемой продукции имеют приблизительно равное значение для покупателей.

Результаты исследования позволяют сделать следующие выводы.

Шоколадные изделия пользуются спросом у 67,3% ивановцев, причем самым популярным видом шоколадных кондитерских изделий можно считать шоколадные конфеты в коробках, которые пользуются спросом почти у половины потребителей.

Частота покупки шоколадных изделий довольно высока – почти каждый второй житель приобретает данную продукцию хотя бы раз в неделю. Основная часть шоколадных изделий приобретается для детей. Наиболее популярна у ивановцев продукция московских производителей. Чаще всего шоколадные изделия покупаются в продуктовых магазинах шаговой доступности.

Что касается мучных кондитерских изделий, их покупает 72,3% ивановцев. Практически каждый второй респондент покупает мучные кондитерские изделия не реже одного раза в неделю. Выбирая продукцию, ивановцы отдают предпочтение преимущественно местным производителям, а покупки совершают в основном в продуктовых магазинах и на рынках, ориентируясь в первую очередь на предыдущий опыт покупки и на производителя.

2.4. Анализ конкурентоспособности торгового предприятия ИП Семенов С. А. («СладковЪ»)

Основными рынками сбыта товара являются Иваново, Москва, близлежащие области. В 2007 году произошло перераспределение доли в пользу Иваново, что объясняется близостью и знанием данного рынка сбыта.

Конкуренция на рынке на один и тот же продукт разворачивается, как правило, по цене и по качеству. Но в первую очередь, если речь идет о продуктах питания, необходимо ориентироваться на качество продукции. Качество – это и предпочтение покупателей, и успех на рынке, и как следствие высокая цена чему и соответствуют товары, продаваемые ИП Семенов С. А. («СладковЪ»).

Внутренняя среда предприятия ИП Семенов С. А. («СладковЪ») определяется также как и внешняя множеством факторов. Внутренние факторы формируются самим предприятием в процессе его деятельности.

Внешними факторами, оказывающими влияние, являются: 1) законы и постановления федеральной и местной власти, касающиеся деятельности малого предприятия; 2) работа предприятий-конкурентов; 3) поставка товаров. Одним из наиболее значительных факторов является работа предприятий-конкурентов, продающих однородные товары.

К факторам внутренней среды можно отнести работу специалистов в магазине, общую оценку статей баланса финансово-хозяйст­венной деятельности предприятия ИП Семенов С. А. («СладковЪ»), платежеспособность и ликвидность предприятия.

К внутренним факторам производства (кроме вышеперечисленных) относят также организацию труда на предприятии.

Анализ деятельности конкурентов осуществляется: для выявления существующих и возможных товаров — конкурентов; определения настоящих и потенциальных конкурентов — производителей этих товаров: разработки прогнозов вероятной тактики и стратегии конкурентов. В результате анализа деятельности конкурентов фирма получает возможность понять, почему конкуренты действуют так, а не иначе, и выработать свою собственную стратегию.

Текущий спрос на продукты питания имеет зависимость с экономической ситуацией в стране. Это означает, что в условиях обостряющейся конкуренции магазинам будет все сложнее реализовывать свои товары. В таких условиях удержать долю рынка, а тем более расширить его чрезвычайно сложно даже для магазинов, обладающих высоким потенциалом. Поэтому правильный выбор маркетинговых стратегии и тактики становится фактором, определяющим рыночный успех предприятия ИП Семенов С. А. («СладковЪ»).

Определим характеристики и емкость рынка г. Иваново по продуктам питания:

Таблица 15

Оценочный лист перспективности рынка

 

 

 

Характеристика рынка (наблюдаемые признаки) Шкала оценок
Неблагоприятно Удовлетворительно Благоприятно
1 2 3 4 5 6 7 8 9
1. Деловая активность             ·    
2.Уровень цен           ·      
3. Насыщенность рынка                 ·
4.Качество продукции                 ·
5.Ассортимент товара                  
б.Конкуренция       ·          
7.Развитость           ·      
коммуникации                  
 
8.Уровень жизни насе-         ·        
ления                  
9.Развитость правового             ·    
регулирования                  
10.Совпадение культу-                  
рных и национальных               ·  
традиций                  
Средняя оценка 6,5
Оценка целесообразности выхода Нежелательно Рост Возможность
      успеха
на рынок      

Таким образом, из табл. 15 можно сделать вывод что, при существующем положении на рынке товаров, предприятию ИП Семенов С. А. («СладковЪ») целесообразно выйти на этот рынок, но с некоторой долей риска. Но как показывает средняя оценка, возможность успеха на данном рынке все-таки есть, т. к. магазины имеют в своей продаже широкий ассортимент товаров высокого качества.

Кроме того, рынок товаров можно охарактеризовать следующим образом:

- Для продуктов питания характерна комплексность спроса, т. е. спрос на одни товары порождает спрос на другие.

- Спрос на товар сильно зависит от природно-климатических факторов, национальных и религиозных особенностей, обычаев, привычек, эстетических и психологических факторов. Эти факторы плохо измеряются, что затрудняет анализ рынка продуктов питания.

В силу того, что продукты питания стоят сравнительно дешево, их покупают значительно активно.

К внутренним факторам производства относят организацию труда в магазине. В магазине ИП Семенов С. А. («СладковЪ») внутреннее расписание следующее: Режим работы - 3 смены. Продолжительность рабочего дня - 7 часов. Продолжительность рабочей недели - 5 дней. Количество рабочих дней в году -314 дней. Работает магазин с 9.00 до 17.00 часов.

Проведем оценку маркетинговых возможностей предприятия ИП Семенов С. А. («СладковЪ»).

Рассмотрим план маркетинга для ИП Семенов С. А. («СладковЪ»), он может учитывать три вида целей: объем продаж, доля рынка и прибыльность.

Маркетинг направляет свою деятельность на создание спроса, и потому его целями являются: определение потребности населения и производства в продукции и услугах предприятия, разработка и спецификация параметров новой продукции, освоение рынков, распределение и доставка продукции потребителям и т. д.

Постановка целей маркетинга связана с детальным изучением спроса и предложения на товары, продаваемых на данный момент и на новую продукцию. Кроме того, должна быть тщательно изучена ситуация на уже освоенных предприятием рынках и на новых рынках.

Рынки состоят из покупателей, а покупатели отличаются друг от друга по самым разным параметрам. Разными могут быть потребности, ресурсы, географическое положение, покупательские отношения и привычки. И любой из этих переменных можно воспользоваться в качестве основы для сегментирования рынка.

Продукты питания предназначены для самых разных групп потребителей, т.к. имеют большой ассортимент.

Условно потребителей можно разделить на три группы: трудоспособное население, пенсионеры, лица, не достигшие трудоспособного возраста.

В качестве оценок покупательских предпочтений для продуктов питания используются следующие показатели важности:

1) оперативность доставки;

2) культура обслуживания;

3) конкурентоспособность цен;

4)срок реализации;

5) качество продукции;

6) надежность и стабильность поставщика;

7) давние связи с поставщиком;

8) удобство способа оплаты продукции;

9) ассортимент;

10) свежесть изделий;

11) внешний вид;

12) вкус и запах;

13) упаковка продукции.

В таблице 16 проведем сравнительный анализ экспертных оценок по продуктам питания, продаваемых двумя ведущими предприятиями города: ИП Семенов С. А. («СладковЪ») и «Главмаг».

 

 

Таблица 16

Экспертная оценка (в баллах) конкурентоспособности продуктов питания, продаваемых в ИП Семенов С. А. («СладковЪ») и «Главмаг»

Показатели сравнения «Главмаг» ИП Семенов С. А. («СладковЪ»)
Оптовая цена      
  Качество продукции    
Вкусовые характеристики
  Ассортимент
  Упаковка и ее дизайн
Техническая оснащенность торговых организаций
Наличие рекламы
Организация сбытовой стратегии
Система скидок
Имидж товара
Использование новейших технологий
Доля продаж товара на ивановском рынке
  Средний балл по показателям 4,08 4,42

 

Как видно из таблицы 16, конкурентные преимущества по своим качествам имеют кондитерские изделия, продаваемые ИП Семенов С. А. («СладковЪ»).

Проведем конкурентный анализ деятельности торговых предприятий на рынках г. Иваново и Ивановской области, где реализуются продукты питания, здесь уже работают следующие предприятия-конкуренты:

1) «Главмаг»

2) «Бимарт»

3) Столовые и кафе.

Представим основные характеристики конкурентов в таблице 17.

Таблица 17

Анализ конкурентов ИП Семенов С. А. («СладковЪ»)

Характеристики конкурирующих предприятий «Главмаг» «Бимарт» Частные предприятия ИП Семенов С. А. («СладковЪ»)
Качество товара Среднее Среднее   Высокое Высокое
Привлекательность внешнего вида Низкая Средняя Высокая Высокая
Цена Низкая Средняя   Высокая Средняя
Занимаемая доля рынка 2006г, % (оценка)
Занимаемая доля рынка 2007г, % (оценка)
Стабильность продаж Высокая Средняя Средняя Высокая

Как видно из таблицы 17, основным конкурентом в плане цен нашему предприятию является «Главмаг». Однако, в силу большой разницы качества товара, потребительские предпочтения населения склонны к товарам ИП Семенов С. А. («СладковЪ»). В то же время такие производственные издержки ИП Семенов С. А. («СладковЪ») позволяют установить гораздо более доступные цены реализации своего товара, что будет выгодно отличать от вышеуказанного основного конкурента в ценовом отношении и выступать основным слагаемым конкурентоспособности по отношению к товарам конкурентов.

Анализ структуры товара и конкурентоспособности ИП Семенов С. А. («СладковЪ») позволяет сделать следующие выводы:

1. Конкурентоспособность ИП Семенов С. А. («СладковЪ») низкая, примерно на 40% ниже российского уровня.

2. В структуре оказываемых услуг по продаже продуктов примерно 20% объема товаров конкурентоспособны в г. Иваново.

3. Для повышения конкурентоспособности ИП Семенов С. А. («СладковЪ») необходимо снимать с оказания услугу по платному сервису, повышать качество и другие показатели конкурентоспособности остальных услуг по продаже товара.

 




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных