ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Физических лиц в ОАО «Сбербанк России»...........................................59Мероприятия по улучшению организации кредитования Физических лиц в ОАО «Сбербанк России»...........................................59 4 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4.1 Обучение безопасности труда и виды инструктажей..............................74 4.2 Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций…………….......77 ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................82 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ....................................................................................84 ПРИЛОЖЕНИЕ А (обязательное) БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС..................87 ПРИЛОЖЕНИЕ Б (обязательное) ОТЧЕТ О ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТАХ...........................................................................88 ПРИЛОЖЕНИЕ В (справочное) КРЕДИТНЫЙ ДОГОВОР..............................89
ВВЕДЕНИЕ
В мировой практике развитие экономики неразрывно связано с кредитом, который в различных формах проникает не только во все сферы хозяйственной жизни, но также и в жизнь семей. Актуальность темы дипломной работы заключается в том, что потребительский кредит не теряет широкого распространения у населения, так как является удобным способом улучшения благополучия граждан, удовлетворения самых разнообразных их потребностей. Кроме того, потребительское кредитование позволяет существенно повысить объемы оборота товаров широкого потребления, а значит ускорить развитие экономики и ее рост. Целью дипломной работы является изучение системы потребительского кредитования и его совершенствования в коммерческом банке. Объектом исследования является ОАО «Сбербанк России». Предмет исследования – система организации потребительского кредитования в коммерческом банке ОАО «Сбербанк России». Для достижения цели дипломной работы решались следующие задачи: – изучение теоретического аспекта потребительского кредитования; – анализ особенностей процесса потребительского кредитования в Сбербанке на примере технологии «кредитной фабрики»; – разработка предложений для совершенствования организации потребительского кредитования в Сбербанке. Структура работы следующая. В первой главе рассмотрены теоретические вопросы: понятие, сущность и виды потребительского кредита. Сделан обзор развития рынка кредитования в России. Во второй главе представлена современная практика организации потребительского кредитования в Сбербанке. Рассмотрен процесс потребительского кредитования на примере технологии называемой «кредитной фабрикой». В третьей главе предложены рекомендации по совершенствованию потребительского кредитования в России. В качестве теоретической и методологической основы написания дипломной работы использовались нормативно-правовые акты в сфере банковской деятельности. Период исследования охватывает 2011-2013 гг. В работе были использованы труды отечественных и зарубежных экономистов таких как: «Банковское дело» Коробовой Г.Г., Портер М. – «Конкуренция», Энг М. В., Ли Ф. А., Мауэр Л. Дж «Мировые финансы» и др. Структура работы следующая. В первой главе рассмотрены теоретические вопросы: понятие, сущность и виды потребительского кредита. Сделан обзор развития рынка кредитования в России. Во второй главе представлена современная практика организации потребительского кредитования в ОАО «Сбербанк России» и его конкурентоспособность. В третьей главе предложены рекомендации по совершенствованию потребительского кредитования в России
1 СУЩНОСТЬ И ВИДЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ
1.1 Понятие потребительского кредита и его характеристика
Потребительский кредит (от англ. «consumer credit», «purchase loan») - это форма кредита, предоставляемого населению при покупке предметов потребления, товаров длительного пользования, оплате бытовых услуг на условиях отсрочки платежа [14]. В России к потребительским кредитам относят любые виды кредитов, предоставляемые населению на приобретение товаров длительного пользования, неотложные нужды, образование, оказание услуг и на прочие потребности, имеющие целью их удовлетворение посредством необходимого дополнительного финансирования (на возвратных и платных основах). По кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее (п. 1 ст. 819 ГК РФ) [1]. К отношениям по кредитному договору применяются правила договора займа, если иное не предусмотрено положениями Гражданского кодекса о кредите и не вытекает из существа кредитного договора (п. 2 ст. 819 ГК РФ) [1]. Кредитным договором, как правило, предусмотрена уплата процентов (ст. 809 ГК РФ) [1]. Место и роль кредита в экономической системе общества, в том числе потребительского кредита, определяются, прежде всего, выполняемыми им функциями различного характера: расширение рынка сбыта товаров и ускорение процесса товародвижения, ускорение процесса накопления и концентрации капитала, сокращения издержек обращения связанных с обращением денег и товаров. Во-первых, этот вид ссуды отображает отношения между кредитором и заемщиком, смысл которых заключается в кредитовании конечного потребления. Во-вторых, потребительские кредиты получают, как правило, физические лица. В-третьих, потребительский кредит является средством удовлетворения потребительского спроса населения, то есть личных, индивидуальных потребностей людей. Такая ссуда способствует более быстрому получению определенных благ (товаров, услуг) населением, какие они могли бы иметь лишь в будущем, накопив средства, необходимые для купли этих товарно-материальных ценностей или услуг. Предоставление потребительских ссуд населению с одной стороны, повышает их платежеспособный спрос, жизненный уровень в целом, а с другой - ускоряет реализацию товарных запасов, услуг, способствует созданию основных фондов [35]. В-четвертых, все виды потребительского кредита имеют социальный характер. Следовательно, для населения потребительский кредит носит только позитивный характер, так как он ускоряет получения определенных благ, какие они могли бы иметь только в будущем, при условии накопления суммы денежных средств, материальных ценностей или услуг, строительства или других. Предоставление потребительского кредита населению, с одной стороны, увеличивает его текущий платежеспособный спрос, повышает его жизненный уровень, а с другой стороны ускоряет реализацию товарных запасов, услуг, способствует созданию основных фондов. [35]. Субъектами кредитных отношений являются физические лица (заемщики), а в лице кредитора выступают банки, другие кредитные учреждения [19]. Между банком и населением может существовать и посредник, например торговая организация, однако при этом содержание потребительского кредита не изменяется. Объектом кредитования являются расходы, связанные с удовлетворением спроса населения текущего характера, в том числе приобретения товаров в личную собственность, а также расходы капитального (инвестиционного) характера на строительство и поддержку недвижимого имущества [19]. Потребительские кредиты классифицируются по различным признакам. По объектам кредитования (направлениям использования) потребительские кредиты делятся на два вида: – на потребительские цели и неотложные нужды; – на затраты капитального характера. В целях предоставления помощи гражданам в строительстве (реконструкции) и приобретении жилья банками может выдаваться три вида жилищных кредитов: – кратко-долгосрочный на приобретение и постройку жилья; – краткосрочный кредит на строительство (реконструкцию) жилья; – долгосрочный кредит для приобретения жилья [35]. По срокам использования потребительские кредиты подразделяются на краткосрочные (до 1-го года), среднесрочные (от 1 до 3 лет) и долгосрочные кредиты (больше 3-х лет). [35] Отдельно необходимо отметить срок кредитования - «До востребования». Такой срок имеет в виду, что заемщик должен вернуть кредит, предоставленный банком в течение 7 дней со дня письменного уведомления его кредитором. По обеспечению кредиты делятся: обеспеченные залогом (ломбардные), необеспеченные (бланковые), гарантированные (гарантией физических, юридических лиц или страховой компании). Большая часть кредитов предоставляется под разные формы обеспечения, прежде всего движимое и недвижимое имущество, имущественные права, ценные бумаги. Кредиты, которые выдаются кредитором под гарантию (поручительство) третьего лица, называются гарантированными. Гарантией может быть страховой полис, финансы и имущество третьего лица, которое несет перед банком солидарную или субсидиарную ответственность вместе с должником. По степени риска различают следующие кредиты: стандартные, нестандартные, сомнительные, опасные, безнадежные. По методу взимания процентов потребительские кредиты классифицируются так: кредиты с взиманием процентов в момент его предоставления; кредиты с уплатой процентов в момент погашения кредита; кредиты с уплатой процентов равными взносами на протяжении всего срока кредитования (ежеквартально, раз в полугодие или по графику). По формам выдачи различают товарные и денежные кредиты. Денежные потребительские кредиты по срокам погашения делятся на кредиты в рассрочку платежа, револьверные (возобновительные) кредиты, кредиты без рассрочки платежа. К новым видам потребительского кредита принадлежат чековый кредит и кредитные карточки [35]. Кредитная карточка – одна из форм потребительского кредита. Владельца кредитной карточки обслуживают банк, который ее выдал, и торговая организация. Для организации торговли кредитная карточка является гарантией открытия покупателю кредита в банке. Торговые организации передают в банк счета за товары, проданные владельцам карточек. Банк их оплачивает, то есть перекладывает деньги на текущий счет торговой организации [44]. Потребительские кредиты можно также классифицировать по другим различным признакам. По субъектам кредитной сделки (по виду кредитора) различают: – банковские потребительские кредиты; – кредиты, предоставляемые населению торговыми организациями; – личные или частные потребительские ссуды; – потребительские ссуды кредитных учреждений небанковского типа; – личные или частные потребительские ссуды; – потребительские суды, предоставляемые на предприятиях. По целевому направлению ссуды могут быть целевыми (ссуды на образование, ссуды под залог ценных бумаг, ипотечные) и нецелевыми (на неотложные нужды) [29, c 28]. По размерам различают кредиты крупные, средние и мелкие. По обеспечению: необеспеченные (бланковые) кредиты и обеспеченные, которые, в свою очередь, по характеру обеспечения подразделяются на залоговые, гарантированные и застрахованные.
Рисунок 1 – Виды потребительских кредитов По методам погашения различают банковские ссуды, погашаемые в рассрочку (частями, долями), и ссуды, погашаемые единовременно (на одну определённую дату). В зависимости от платности банковские кредиты подразделяются на ссуды с рыночной, повышенной и льготной процентной ставкой. По способу предоставления ссуды делятся на разовые и возобновляемые ссуды. В группу возобновляемых (револьверных) кредитов включаются кредиты, предоставляемые клиентам по кредитным картам, или кредиты по единым активно-пассивным счетам в форме овердрафта. По методу погашения различают ссуды, погашаемые без рассрочки платежа, и ссуды с рассрочкой платежа. Кредиты без рассрочки платежа это - погашение задолженности по ссуде и процентов осуществляется единовременно. Ссуды с рассрочкой - с равномерным периодическим погашением (ежемесячно, ежеквартально); ссуды с неравномерным, периодическим погашением (сумма платежа в погашение ссуды меняется). Наиболее отражающей экономический и социальный смысл потребительского кредитования является классификация, представленная на рисунке 1.
1.2 Организация потребительского кредитования в коммерческом банке
Любой процесс кредитования связан с действиями многочисленных и многообразных факторов риска, способных повлечь за собой непогашение ссуды в установленный срок. Это в полной мере относится ко всем организациям, предоставляющим потребительские кредиты. Поэтому при предоставлении ссуд одним из ключевых условий потребительского кредитования, уже в исходном пункте процесса потребительского кредитования, неизбежным этапом процесса кредитования, является изучение факторов, которые могут повлечь за собой непогашение. Среди других составляющих процесса потребительского кредитования, прежде всего, необходимо назвать предоставление потенциальным заемщиком банку пакета документов. Для получения кредита Заемщик представляет следующие документы, подтверждающие его кредитоспособность: – справку с места работы; – документы, подтверждающие доходы по вкладам в банках; – другие документы, подтверждающие доходы клиента [35, c.114]. На основании вышеуказанных документов проводится первичный анализ клиента. Определяются среднемесячные доходы Заемщика с учетом его заработной платы, процентов по вкладам в банках, ценным бумагам и других доходов, а также с учетом размеров уплачиваемых подоходного и других налогов, отчислений от заработной платы, платежей. По данным, полученным в результате анализа документов, предъявленных Заемщиком и его Поручителем, определяется сумма доходов и расходов, анализируется возможность Заемщика осуществлять ежемесячные платежи в погашение долга и процентов, а Поручителя - осуществлять их в случае неплатежа основного Заемщика. Для этого: определяется сумма ежемесячного платежа основного долга и процентов; рассматривается коэффициент кредитоспособности клиента, определяемый как отношение суммы ежемесячных выплат основного долга и процентов по нему к сумме среднемесячного чистого дохода клиента формула (1)
Ккс = МПС/Д Ккс < = 0,24, (1)
где МПС – сумма месячного платежа по кредиту; Д – сумма месячного дохода. Коэффициент определяет способность клиента осуществлять ежемесячные выплаты банку по кредитам. Величина коэффициента – не более 0,24. рассчитывается коэффициент, определяющий долю расходов клиента, включая расходы по выплате кредита, в его доходах, формула (2) Кдр = (МПС+МР)/Д Кдр < = 0,50, (2) где МР – сумма месячных расходов Заемщика, кроме платежа по кредиту. Коэффициент показывает степень влияния вышеперечисленных расходов и расходов по погашению кредита на бюджет клиента. Кредит предоставляется, если коэффициент не превышает 0,50. Методик оценки кредитоспособности клиентов несколько: скоринговые модели, методика определения платежеспособности, андерайтинг. Банки применяют каждую из моделей для разных видов кредитования и корректируют ее в индивидуальном порядке. Кредиты не выдаются гражданам, у которых удержания по исполнительным документам составляют 50 % заработка. По мнению специалистов, весь процесс потребительского кредитования должен быть организован таким образом, чтобы обезопасить кредитора от вероятности невозврата предоставляемого кредита. Однако, обеспечить полное достижение этой цели еще никому не удалось. Опасное состояние рынка потребительского кредитования к концу 2013 года отметил ЦБ РФ. Его беспокоит не просто рост потребительского кредитования в целом, а рост беззалогового потребительского кредитования. ЦБ РФ считает, что из-за чрезвычайного роста задолженности населения по сравнению с ростом доходов потребительское кредитование может стать угрозой финансовой стабильности. ОАО «Сбербанк России», с целью увеличения безопасности кредитования в 2008 г. открыл у себя «кредитную фабрику» – единый автоматизированный центр обработки данных заемщиков. Система полностью анализирует финансовое состояние заемщика – изучает его заработок, кредитную историю, наличие поручителей, залога и другие факторы. Решения о предоставлении кредита или об отказе в большинстве случаев принимаются автоматически без участия человека - кредитные менеджеры подключаются только в самых сложных случаях.
1.3 Проблема конкурентоспособности российских банков на современном этапе кредитовании физических лиц
Термин «конкуренция» восходит к латинскому «concurrentia», что означает столкновение, состязание, поэтому в самом общем смысле любую конкуренцию можно определить следующим образом. Конкуренция – это соперничество, в ходе которого совершенствующиеся стороны, заинтересованные в достижении одной и той же цели, стремятся победить, определить своего соперника. Элементы конкуренции (соревнования, соперничества) можно найти едва ли не во всех сферах окружающего мира: в природе, спорте, политике, духовной сфере. [2, c. 77] Конкуренция между коммерческими банками заслуживает всяческого внимания и изучения, более того, именно по ней следует судить о конкуренции в банковской системе в целом. С экономической точки зрения конкуренция представляет собой "способ отбора наиболее эффективных вариантов организации труда и производства в широком смысле слова, т. е. лучших вариантов решения технико-технологических, организационных и собственно экономических проблем, которые стоят перед каждым предпринимателем. При этом критерием эффективности, в конечном счете, выступает прибыльность дела. В этом и сила (поскольку речь идет о стимуле, заставляющем людей думать о рационализации, совершенствовании своего дела), и ограниченность данного критерия (так как он работает лишь на микроуровне). Другими словами, то или иное новое решение названного рода проблем будет восприниматься предпринимателем как лучшее из имеющихся, если оно сулит ему увеличение доходов и прибылей" [3, c. 112]. Определение, данное в Федеральном законе "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг", следующее: "Конкуренция на рынке финансовых услуг – состязательность между финансовыми организациями, при которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждой из них односторонне воздействовать на общие условия предоставления финансовых услуг на рынке". [1, c. 76] В экономике конкурентная борьба выступает в форме экономической или рыночной конкуренции. Содержание рыночной конкуренции, как и любой другой конкуренции, заключается в соперничестве или состязании ее субъектов. При этом характер и интенсивность соперничества определяются структурой рынка (числом конкурентов, высотой входных и выходных барьеров и т.п.). Объектом рыночной конкуренции является экономическая выгода конкурирующих субъектов. Для продавцов она выражается в получении максимальной прибыли от продажи товаров, для покупателей – в приобретении максимальной полезности при покупке товаров. Субъектами рыночной конкуренции являются участники рыночных отношений купли-продажи – продавцы и покупатели. Конкуренция между ними возникает из-за конфликта интересов. Поскольку объекты конкуренции для продавцов и покупателей различны, конкурентная борьба возможна либо между продавцами, либо между покупателями (то есть между рыночными субъектами, находящимися «по одну сторону прилавка»), но не между продавцами и покупателями. [15, c. 44-45] Таким образом, рыночную конкуренцию можно определить как соперничество рыночных субъектов (продавцов и покупателей), заинтересованных в достижении одной и той же цели (продажа или покупка товара с максимальной выгодой). В качестве характерных признаков рыночной конкуренции можно выделить следующее: - существование рынков с альтернативными возможностями выбора для покупателей (продавцов); - наличие большего или меньшего количества покупателей (продавцов), соревнующихся между собой и использующих различные инструменты рыночной политики; - чередование применения этих инструментов одними конкурентами и ответных мер других конкурентов. [2, 77] Банковская конкуренция является одной из разновидностей рыночной конкуренции. Под банковской конкуренцией следует понимать отношения, складывающиеся между субъектами банковского рынка (кредитные организации, финансовые и нефинансовые учреждения) [14, c. 223]. Если следовать буквальному значению определяемого понятия, под банковской конкуренцией следовало бы понимать отношения, складывающиеся исключительно между коммерческими банками. Но, как мы уже убедились, это было бы неправильно: каждый отдельно взятый коммерческий банк имеет дело с весьма неоднородной массой конкурирующих с ним продацов банковских услуг, одной из групп которых являются коммерческие банки. Так, американский коммерческий банк в процессе привлечения свободных денежных средств и выдачи кредитов испытывает значительное давление со стороны ссудно-сберегательных ассоциаций и кредитных союзов, формально банками не являющихся, но по существу предлагающих на рынке точно такме же услуги. Аналогично этому российские коммерческие банки на современном этапе в борьбе за средства населения встречают серьезную конкуренцию в лице многочисленных инвестиционных институтов, эмитентов долговых обязательств разного рода и т.д. Таким образом, субъектами банковской конкуренции являются не только сами банки, но и все другие финансовые и нефинансовые учреждения – участники банковского рынка. Исходя из сказанного, банковскую конкуренцию можно определить как совершающийся в динамике процесс соперничества субъектов банковского рынка, в ходе которого они стремятся обеспечить себе прочное положение на этом рынке. Однако данное определение мало говорит о специфических чертах банковской конкуренции. Особенности банковской конкуркенции как экономического явления определяются также её сферой. [2, c. 77-78] С конкуренцией неразрывно связана конкурентоспособность товара, фирмы-товаропроизводителя, отрасли, национальной экономики. Универсального, общепринятого определения конкурентоспособности не существует. Обычно под конкурентоспособностью понимается способность экономики страны, отрасли, хозяйственной единицы опережать соперника в достижении поставленных экономических целей. Важнейший показатель конкурентоспособности экономического объекта любого уровня — наличие у него конкурентных преимуществ, т.е. качеств, которые отсутствуют или менее выражены у соперников. Конкурентоспособность банка – это возможность эффективной хозяйственной деятельности и ее практической прибыльной реализации в условиях конкурентного рынка. Реализация обеспечивается всем комплексом имеющихся у банка средств, включая маркетинговые. Производство и эффективная реализация конкурентоспособных товаров и услуг – обобщающий показатель жизнестойкости банка, его умения эффективно использовать свой производственный, научно-технический, трудовой, финансовый потенциал. Иначе говоря, показатель конкурентоспособности для любого банка отражает совокупные итоги работы практически всей его внутренней среды, а также его реакцию на изменения внешних факторов воздействия. При этом особо значима способность банка оперативно и адекватно реагировать на изменения в поведении людей, их вкусов и предпочтений. [16, c. 132] Анализ влияния потребителей банковских услуг дает возможность говорить о существовании уже сегодня конкуренции продавцов в таких отраслях, как сберегательное дело, инвестиционное посредничество, выпуск и обслуживание пластиковых карт. О конкуренции покупателей можно, по-видимому, говорить применительно к расчетно-кассовому обслуживанию и в недалеком прошлом – кредитованию. Индивидуальная банковская конкуренция имеет место, когда конкурентами являются отдельные кредитные институты. При групповой банковской конкуренции друг другу противостоят объединения кредитных институтов, выступающие в качестве «ассоциированных» конкурентов. [29, c. 211] Основные формы объединения предпринимательских усилий финансово-кредитных институтов и иных субъектов банковской конкуренции следующие: - объединения (союзы, ассоциации), не преследующие целей непосредственного извлечения прибыли; - постоянно действующие современные финансово-кредитные учреждения; - временные объединения участников банковского рынка (синдикаты, консорциумы); - объединения, включающие нефинансовые структуры (финансово-промышленные группы, холдинги). Внутриотраслевая конкуренция - это конкуренция между представителями одной отрасли, производящими аналогичные товары и услуги, которые удовлетворяют одну и ту же потребность, но различаются по цене, качеству, ассортименту. Предметная конкуренция осуществляется между фирмами предприятиями, выпускающими идентичные товары, которые различаются лишь качеством изготовления или даже не отличаются по качеству. Эта ситуация характерна для большинства отраслей по производству потребительских товаров, а также вклады до востребования (процентные ставки). Видовая конкуренция осуществляется между предприятиями, выпускающими товары одного вида (т. е. предназначенными для одной и той же цели), но различающиеся каким-то существенно важным параметром. Примером могут служить автомобили одного класса с различными по мощностям двигателями (кредитование предприятий). [32, c. 96] Межотраслевая конкуренция - это конкуренция между представителями различных банковских отраслей. Конкуренция посредством перелива капитала возникает при смене предприятием профиля своей деятельности, или ее диверсификации. Она вызывается различиями конъюнктуры и нормы прибыли в разных отраслях. Значительная часть институтов банковского рынка действует одновременно в нескольких (а универсальные коммерческие банки – во всех) банковских отраслях, перелив капитала здесь чаще всего выступает в форме его распределения между отраслями (изменения структуры портфеля). Функциональная конкуренция, в отличие от конкуренции посредством перелива капитала, не предполагает перехода в другую отрасль. Она основывается на том факте, что совершенно разные товары, производимые предприятиями разных отраслей, могут выполнять для потребителя одинаковые функции и выступать в качестве взаимозаменяемых товаров (товаров-субститутов). Многие банковские услуги являются субститутами друг друга. Однако в связи с тем, что большинство коммерческих банков в настоящее время являются универсальными, функциональная банковская конкуренция в явном виде имеет место только там, где в соперничество вступают специализированные финансово-кредитные учреждения. Например, небанковские инвестиционные институты вступают в конкуренцию с банками не только по инвестиционным услугам (внутриотраслевая видовая конкуренция), но и по депозитным услугам (межотраслевая функциональная конкуренция) [21, c. 16]. Ценовая конкуренция осуществляется путем изменения (как правило, снижения) цен на предлагаемые товары и услуги. При открытой ценовой конкуренции фирмы широко оповещают потребителей о снижении цен на свои товары и услуги (проводят сезонные распродажи, акции по снижению цен, публикуют в газетах и журналах купоны на получение скидки и др.). При скрытой ценовой конкуренции фирмы выпускают новый товар с существенно улучшенными потребительскими свойствами, а цену поднимают непропорционально мало. Особенностью ценовой конкуренции в банковском секторе экономики является отсутствие четкой взаимосвязи потребительной стоимости товара (банковской услуги) и его цены. В связи с этим грань между открытой и скрытой ценовой конкуренцией расплывчата, а рамки, в которых банк имеет возможность значительного маневрирования процентными ставками, уровнем комиссионных вознаграждений и тарифов на услуги. В то же время покупатели банковских услуг, особенно если они являются постоянными клиентами банка, могут в процессе переговоров воздействовать на цену, добиваясь существенных скидок.[13, c. 367] Однако ценовая конкуренция имеет определенные пределы: - процентные ставки могут подвергаться государственному воздействию – как прямому ограничению (установление минимальных и максимальных ставок, предельной маржи по ссудам за счет кредитов центрального банка и пр.), так и косвенному регулированию (учетная политика, изменение ставок по рефинансированию). - существует предел процента, ниже которого банк не будет получать прибыль. - снижение цен не всегда гарантирует увеличение потребительского спроса. Неценовая конкуренция основана на улучшении качественных характеристик товара и проведении целенаправленной политики дифференциации продукта (включая рекламу и меры по стимулированию сбыта). Банк может осуществлять дифференциацию услуг посредством улучшения качества обслуживания. По мнению специалистов, для самого банка качественный уровень работы определяют скорость внутренних рабочих процессов, уровень издержек на исправление ошибок, эффективность рабочих процессов, уровень мотивации работников, производительность труда, степень кредитного риска и др., соотносимые с уровнем затрат на производство банковских услуг. С точки зрения клиента, критериями качества банковского обслуживания являются скорость обслуживания, срочность осуществления операций, наличие ошибок и неточностей, часы работы банка, качество консультирования (глубина, активный или пассивный характер), личностная сторона отношений с банком и др.; уровень качества банковских услуг клиенты сопоставляют с их ценами. [23, c. 68-69] Совершенная конкуренция – это ничем не ограниченная конкуренция, складывающаяся в условиях, когда на рынке действует очень большое количество мелких фирм, продающих идентичные товары, находящиеся с точки зрения конкуренции в равных условиях и конкурирующих преимущественно ценовыми методами. В реальной жизни совершенная конкуренция встречается редко. В большей или меньшей степени к этой модели приближаются рынки сельхозпродуктов, развитый валютный рынок и организованный вторичный рынок ценных бумаг (фондовая биржа). На подавляющем большинстве рынков, в том числе и банковских, имеет место несовершенная конкуренция. Несовершенная конкуренция – это конкуренция, ограничиваемая вследствие того, что один или несколько субъектов рыночных отношений занимают господствующее положение на рынке и тем самым оказываются как бы «вне конкуренции»; иными словами, имеет место неравенство условий конкуренции.[19, c. 307] Монополистическая конкуренция – это конкуренция между большим числом продавцов дифференцированной продукции, каждый из которых замыкает квазимонопольное положение в отдельном рыночном секторе (сегменте) и уделяет основное внимание неценовой конкуренции. Олигополия имеет место в условиях, когда на отраслевом рынке действует относительно небольшое количество продавцов (но не он один), имеющих возможность согласования своей рыночной политики. Чистая монополия означает, что в отрасли есть только один продавец, который полностью контролирует объем предложения и цену товара, не имеющего близких субститутов. В современных условиях банковские рынки нашей страны, как, впрочем, и западные, тяготеют к модели дифференцированной олигополии. Примечательно, что, по мнению зарубежных специалистов, такая рыночная структура является наилучшей с точки зрения здоровой конкуренции. [14, c. 204] Подводя итог, можно отметить, что решающим фактором коммерческого успеха банка на конкурентном рынке является его конкурентоспособность, многоаспектное понятие, означающее соответствие банка условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, экономическим, техническим, эстетическим, эргономическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации. [16, c. 368] Находясь в столь долгом развитии и становлении банков в России, главное чего не смогли достичь наши банки это-конкурентоспособность, даже на своем внутреннем «поле», не говоря уже о внешних рынках. Этому существует множество различных проблем. К числу причин, безусловно, можно отнести относительно небольшую историю существования коммерческих банков в России. Тут следует заметить, что большинство стран с развивающейся экономикой, начавших свой переход к рынку одновременно или чуть раньше, чем Россия добилось еще менее весомых успехов в достижении конкурентоспособности своих банков. Страны бывшей Восточной Европы пошли по одному пути – фактической передаче контроля над своим банковским сектором иностранному капиталу. Бывшие республики СССР избрали промежуточные модели – некоторые ограничили приток в свои банки иностранного капитала, но достаточно либерально. Конкурентоспособность зависит от воздействия целого комплекса факторов внешней и внутренней среды банка. Воздействие внешней среды представлено на рисунке 2 [27, c. 264]. Из внутренних факторов целесообразно отметить - уровень конкуренции и его характер на рынке банковских услуг, - рыночную стратегию конкурентов, - тарифную, продуктовую и финансовую политики самих банков. В настоящее время в России многие банки ассоциируют решение проблем повышения конкурентоспособности с практическими вопросами роста эффективности путем снижения затрат, увеличения дифференциации рисков, расширения спектра предлагаемых услуг, повышения прибыльности, завоевания и удержания рынка [11, c. 97]. Рассматривая проблему повышения конкурентоспособности банков, нельзя не остановиться на инновациях, которые так активно и массово обсуждают теоретики и практики всех сфер деятельности страны, поскольку это вектор модернизации всей экономики России. Рискну назвать очередной этап модернизации, с исторической точки зрения, как инновационный модернизм.
Рисунок 2 – Внешняя среда формирования международной банковской конкурентоспособности [27, c. 264] Инновационные стратегии объективно становятся инструментом международной конкурентоспособности банка, которые применительно к российскому бизнесу еще не стали в достаточной мере предметом научных исследований в силу значительно меньшего временного периода развития отечественной банковской системы на рыночных принципах относительно других стран мира. Можно сказать, что российские коммерческие банки только на начальном этапе интеграции стратегического и инновационного менеджмента в высоко конкурентной быстроизменяющейся внешней бизнес-среде. Внедрение инноваций – основа конкурентной стратегии банка по различным сферам внедрения (рынки, клиентские группы, каналы сбыта, технологии и т. д.). Они формируют портфель инвестиционных проектов, содействуют органическому развитию банка, максимизируют возможности существующих бизнесов и организуют новые, увеличивают доходы. В кризис 1998 г., после которого российские банки постепенно восстанавливались (те из них, которые смогли выжить), с последующим довольно медленным открытием российского банковского рынка для иностранцев. Вот тут и оказалось, что российские банки с трудом конкурируют с иностранными коллегами даже на внутреннем рынке. И это несмотря на относительно долгий переходный период к полноценной конкуренции, который им был обеспечен, на созданную за это время имиджевую репутацию, на «постоянных» клиентов. Проблем, порождающих эту неконкурентоспособность, много. Основные проблемы представлены в таблице 1. Из внутренних факторов целесообразно отметить - уровень конкуренции и его характер на рынке банковских услуг, - рыночную стратегию конкурентов, - тарифную, продуктовую и финансовую политики самих банков. В настоящее время в России многие банки ассоциируют решение проблем повышения конкурентоспособности с практическими вопросами роста эффективности путем снижения затрат, увеличения дифференциации рисков, расширения спектра предлагаемых услуг, повышения прибыльности, завоевания и удержания рынка. [11, c. 97] Таблица 1 – Проблемы, порождающие неконкурентоспособность российских банков.
2 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОАО «СБЕРБАНК РОССИИ» В РАЗРЕЗЕ КРЕДИТОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
2.1 Общая характеристика ОАО «Сбербанка России»
Согласно статье 1 ФЗ “О банках и банковской деятельности” банк представляет собой “кредитную организацию, которая имеет исключительное право осуществлять следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.” Акционерный коммерческий банк «Сбербанк России» – многопрофильный частный финансовый институт, один из лидеров российской банковской системы. Основан в 1841 г. По состоянию на 1 апреля 2014 г. собственный капитал банка составил 2 099 819 034 руб. Основным акционером и учредителем Сбербанка России является Центральный банк Российской Федерации, который владеет 50 % уставного капитала плюс одна голосующая акция. Другими акционерами Банка являются международные и российские инвесторы. Обыкновенные и привилегированные акции банка котируются на российских биржевых площадках с 1996 г. Американские депозитарные расписки (АДР) котируются на Лондонской фондовой бирже, допущены к торгам на Франкфуртской фондовой бирже и на внебиржевом рынке в США. Ключевыми направлениями деятельности ОАО «Сбербанка России» являются розничное, корпоративное, инвестиционно-банковские услуги и работа с состоятельными частными клиентами (Сбербанк-Премьер и Сбербанк-Первый). Сбербанк сегодня – это кровеносная система российской экономики, треть ее банковской системы. Банк дает работу и источник дохода каждой 150-й российской семье. На долю лидера российского банковского сектора по общему объему активов приходится 28,6 % совокупных банковских активов (по состоянию на 1 ноября 2013 г.). Банк является основным кредитором российской экономики и занимает крупнейшую долю на рынке вкладов. На его долю в конце 2013 г. приходится 43,3 % вкладов населения, 32,7 % кредитов физическим лицам и 32,1 % кредитов юридическим лицам. В Сбербанке 17 территориальных банков и более 19 тысяч отделений по всей стране, во всех 83 субъектах Российской Федерации, расположенных на территории 11 часовых поясов. Только в России у Сбербанка более 106 миллионов клиентов – больше половины населения страны, а за рубежом услугами Сбербанка пользуются около 11 миллионов человек (по состоянию на конец 2013 г.). Спектр услуг Сбербанка для розничных клиентов максимально широк: от традиционных депозитов и различных видов кредитования до банковских карт, денежных переводов, банковского страхования и брокерских услуг. Все розничные кредиты в Сбербанке выдаются по технологии «Кредитная фабрика», созданной для эффективной оценки кредитных рисков и обеспечения высокого качества кредитного портфеля. Стремясь сделать обслуживание более удобным, современным и технологичным, Сбербанк с каждым годом все более совершенствует возможности дистанционного управления счетами клиентов. В банке создана система удаленных каналов обслуживания, в которую входят: – онлайн-банкинг «Сбербанк Онлайн» (более 7 млн. активных пользовтелей); – мобильные приложения «Сбербанк Онлайн» для смартфонов (более 1 млн. активных пользователей); – SMS-сервис «Мобильный банк» (более 13 млн. активных пользователей); – одна из крупнейших в мире сетей банкоматов и терминалов самообслуживания (более 83 тыс. устройств). Сбербанк является крупнейшим эмитентом дебетовых и кредитных карт. Совместный банк, созданный Сбербанком и BNP Paribas, занимается POS-кредитованием под брендом Cetelem, используя концепцию «ответственного кредитования». Среди клиентов Сбербанка – более 1 млн. предприятий (из 4,5 млн. зарегистрированных юридических лиц в России). Банк обслуживает все группы корпоративных клиентов, причем на долю малых и средних компаний приходится более 20 % корпоративного кредитного портфеля банка. Оставшаяся часть — это кредитование крупных и крупнейших корпоративных клиентов. В Сбербанке по показания на 2013 г. работает более 250 тыс. квалифицированных сотрудников. Сбербанк - современный банк, который стремительно трансформируется в один из крупнейших мировых финансовых институтов. В последние годы Сбербанк существенно расширил свое международное присутствие. Помимо стран СНГ (Казахстан, Украина и Беларусь), Сбербанк представлен в девяти странах Центральной и Восточной Европы (Sberbank Europe AG, бывший VBI) и в Турции (DenizBank). Сделка по покупке DenizBank была завершена в сентябре 2012 г. и стала крупнейшим приобретением за более чем 170-летнюю историю Банка. Сбербанк России также имеет представительства в Германии и Китае, филиал в Индии, управляет Sberbank Switzerland AG. В 2013 г. состоялся официальный запуск бренда Сбербанка в Европе. Сбербанк – единственный российский банк, входящий в топ-50 крупнейших банков мира. В рейтинге топ – 1000 крупнейших банков мира по капиталу (Top 1000 World Banks), опубликованном журналом The Banker, Сбербанк занял 34 место, поднявшись на 15 позиций по сравнению с предыдущим годом. Немаловажно, что Сбербанку принадлежит в этом рейтинге 1 место в мире по рентабельности активов (ROA), 1 место по рентабельности собственного капитала (ROE) и 5 место в мире по соотношению «капитал к активам». В 2013 г. Сбербанк занял 63 место в рейтинге самых дорогих мировых брендов, опубликованном консалтинговой компанией Brand Finance. Стоимость бренда Сбербанка оценена в 14,16 млрд. $: за год она выросла почти на 3,4 млрд. $. Тем самым Сбербанк признан самым дорогим брендом России. Сбербанк обслуживает широкий круг корпоративных клиентов, предоставляя им полный спектр финансово-банковских услуг в Головном офисе, дополнительных офисах и филиалах. Взаимодействие банка с корпоративной клиентурой организовано по отраслевому принципу. Курирование клиентов осуществляется отраслевыми дирекциями. Для повышения эффективности взаимодействия с клиентами Сбербанк использует передовые технологии, которые позволяют управлять счетами, открытыми в любом подразделении сети посредством автоматизированной системы Сбербанк-Онлайн и Сбербанк Бизнес-Онлайн. Перечень услуг Банка для физических лиц представлен следующими видами обслуживания: – прием платежей в пользу юридических лиц; – переводы; – операции с драгоценными металлами и монетами – операции с иностранной валютой; – операции с банковскими картами; – Кредитование и др. Сбербанк предлагает своим VIP-клиентам первоклассный банковский сервис, основными принципами которого являются комплексность, строгая конфиденциальность и индивидуальный подход, максимально учитывающий пожелания клиента. Закрепленный за VIP-клиентом персональный менеджер разрабатывает индивидуальные схемы обслуживания. В любое удобное для VIP-клиента время персональный менеджер проводит консультации по банковским, юридическим вопросам, а также налогообложению личных доходов и имущества клиента. Помимо банковского обслуживания Сбербанк предлагает клиентам сотрудничество со своими партнерами – ООО СК "Сбербанк Страхование" (всевозможные виды страхования), "Сбербанк ЛИЗИНГ" (лизинг широкого спектра оборудования по сделкам различной степени сложности), количества товара). ОАО «Сбербанка России» представляет широкий спектр банковских услуг для всех категорий клиентов. Одним из приоритетных направлений является розничное кредитование. Банк предлагает вниманию клиентов большой выбор кредитов – от нецелевых кредитов до авто-кредитования и ипотечного кредитования. При оформлении банковской карты клиент имеет возможность заключить Универсальный договор банковского обслуживания, что позволяет ему подключить услуги Мобильный банк и Сбербанк-Онлайн. Система “Сбербанк-Онлайн” – это дистанционное управление банковским счетом через сеть Интернет. Позволяет в режиме “реального времени” иметь прямой доступ к личному банковскому счету, получать информацию по счету за определенный период времени, а также отправлять платежные поручения и платежи по указанным реквизитам с любого компьютера, подключенного к Интернету. Система Мобильный банк» – это дистанционное банковское обслуживание клиента посредством обмена с Банком SMS-сообщениями. Позволяет в режиме “реального времени” иметь прямой доступ к личному банковскому счету и получать информацию по счету с любого мобильного телефона. Для оплаты кредитов клиентам открывают Универсальный счет или дебетовую моментальную карту (без годового обслуживания), что позволяет вносить ежемесячный платеж без комиссий.
2.2 Анализ экономических показателей ОАО «Сбербанк России»
В настоящее время ОАО Сбербанк России занимает значительную долю банковского рынка России. Как видно из таблицы 2 ОАО «Сбербанк России» в анализируемый период только наращивает свое преимущество и ведущее положение на финансовом рынке. Увеличилась доля Сбербанка по активам на 107,3 %, кредитам частным и корпоративным клиентам на 102,5 и 107,3 % соответственно, средствам корпоративных клиентов на 118,6 %. Таблица 2 – Доля ОАО «Сбербанка России» на различных сегментах финансового рынка, %
Таблица 3 – Рейтинг ОАО «Сбербанк России» в банковской системе России по итогам 2013 г. по отдельным показателям
Данные таблицы 3 показывают первые позиции ОАО «Сбербанк России» в российской системе банковских учреждений не только по разветвленности филиальной сети, числу отделений, подразделений и внутренних структурных подразделений, но и по основным содержательным показателям капиталу, прибыли, числу вкладов физических лиц. Финансово-экономическое положение ОАО «Сбербанк России» характеризуется как устойчивое. Анализ основных показателей развития ОАО «Сбербанк России» в 2011-2013 гг. показывает стабильный рост, таблица 4. Таблица 4 – Итоги деятельности ОАО «Сбербанка России», млрд. руб.
За анализируемый период все показатели в динамике имеют тенденцию роста, несмотря на остаточные кризисные явления в финансовой системе РФ. В период 2011-2013 гг., в условиях сложной ситуации в российской и мировой экономике, ОАО «Сбербанк России» активно наращивал операции кредитования. За период с 2011 г. по 2013 г. Сбербанк увеличил объем выданных кредитов клиентам на 191,6 %., с 5489,39 в 2011 г. до 10 499 млн. руб. в 2013 г. Таблица 5 – Основные показатели обслуживания клиентов, млрд. руб.
Доверие банку подтвердили своими вкладами частные лица, увеличившие объем вкладов в Сбербанк до почти 2 трлн. руб. Юридические лица разместили на счетах сбербанка 3196,1 млн. руб., увеличив за рассматриваемый период размещение на 175, 9 %. Основной источник роста активов – кредитный портфель. В структуре кредитного портфеля возросла доля специализированных кредитов, в основном за счет финансирования инвестиционных и строительных проектов. Одновременно снизилась доля коммерческих кредитов, предоставляемых клиентам на пополнение оборотных средств, приобретение движимого и недвижимого имущества, расширение и консолидацию бизнеса, и другие цели. В целом Банк сохраняет занятые позиции на рынке обслуживания как корпоративных, так и частных клиентов. За прошедший год продолжилось увеличение объема средств, привлеченных Банком с международного и внутреннего финансовых рынков, что свидетельствует о том, что нестабильность банковского сектора России в 2012 году не повлияла на отношение финансовых институтов к Сбербанку, как к надежному партнеру. Как видно из таблицы 6, прибыль ОАО «Сбербанк России» за 2011-2013 гг. выросла почти в два раза, или на 199 %. При этом, основной объем роста прибыли, достигнут не за счет роста чистых процентных доходов – 138,2 %, а в основном за счет роста чистых доходов от операций с иностранной валютой (3,5 раза), также за счет более медленного роста операционных расходов по сравнению с ростом доходов. Таблица 6 – Анализ прибылей и убытков ОАО «Сбербанк России», млн. руб.
Операционные расходы в 2013 г. выросли против 2011 г. лишь на 117,8 %. Следует отметить также, что налоги, внесенные в ОАО Сбербанк в различные уровни бюджета, также значительно увеличились – на 188,4 %. Качественные показатели экономической деятельности также характеризуют устойчивое развитие Сбербанка. В 2011-2013 гг. Сбербанк стабильно выполнял установленные Банком России обязательные экономические нормативы достаточности капитала и ликвидности. Коэффициент достаточности капитала на протяжении всего анализируемого периода соответствует нормативному значению, это говорит о том, что банк может себе позволить проводить рисковые операции и страховать эти риски своим имуществом. Таблица 7 – Качественные показатели экономической деятельности ОАО «Сбербанка России», %
В 2011-2013 гг. Сбербанк стабильно выполнял установленные Банком России обязательные экономические нормативы достаточности капитала и ликвидности. Коэффициент достаточности капитала на протяжении всего анализируемого периода соответствует нормативному значению, это говорит о том, что банк может себе позволить проводить рисковые операции и страховать эти риски своим имуществом. Коэффициент мгновенной ликвидности к 2012 г. несколько снижается, ситуация нормализуется, коэффициент имеет тенденцию к росту, это значит, что увеличилась доля обязательств банка, которые могут быть погашены по первому требованию. Исследуя норматив текущей ликвидности, можно сказать, что по ОАО Сбербанк он не ниже допустимой нормы, что говорит о том, что банк в состоянии погасить 74,26 % обязательств сроком до 30 дней в этот промежуток времени. При этом не существует риска текущей ликвидности, так как её значение превышает нормативное на 24,26 пункта. Коэффициент долгосрочной ликвидности увеличился за исследуемый период на 20,83 % – это свидетельствует об увеличении объёма ликвидных активов, «перекрывающих» собой рост платных привлеченных средств. Максимальный размер риска на одного заёмщика и размер крупных кредитных рисков в динамике снижались в исследуемый период вследствие влияния сложной ситуации ситуация в экономике, но это снижение незначительно, на 1,17 пункта.
2.3 Оценка конкурентоспособности ОАО «Сбербанк России» на рынке кредитования физических лиц
В общем, по коэффициентам, характеризующим и оценивающим деловую активность коммерческого банка можно сделать вывод, что все коэффициенты имеют положительные значения и тенденцию к росту. Рейтинг банка определяется исходя из финансовых показателей банка,: Тенденция развития банка – стабильность. Ресурсная база банка достаточно диверсифицирована по направлениям привлечения средств и по валютам, стоимость ресурсов на рыночном уровне, риск внезапного оттока средств, могущего негативно повлиять на деятельность банка, минимален, просроченная задолженность по привлеченным средствам отсутствует. Ресурсную базу следует признать соответствующей основным направлениям активных операций банка. Ликвидность банка в целом и его операций высокая. Способность банка своевременно и полностью выполнять свои обязательства умеренно высокая. Риск ликвидности фондирования низкий. Риск ликвидности активов низкий. Информация о собственниках доступна и подтверждена из открытых источников, уровень поддержки банка и заинтересованность в его дальнейшем развитии достаточно высокие, качество управления банком высокое. Банк в достаточной степени прозрачен и информационно открыт. Акционерные и управленческие риски низкие. Банк является универсальным кредитным учреждением с акцентом на отдельные виды банковских операций. Конкурентоспособность банка достаточно высокая. Система аналитических коэффициентов банка, свидетельствует о его высокой финансовой устойчивости и платежеспособности, а также о возможном наличии в его деятельности отдельных незначительных негативных моментов и/или тенденций, которые в обозримой перспективе не должны существенно повлиять на его финансовую устойчивость и платежеспособность. Активы хорошего качества, диверсификация по видам, срокам и валютам на достаточном уровне, доходность на рыночном уровне, уровень просроченной задолженности низкий, крупные кредитные риски незначительны. Активы в целом соответствуют ресурсной базе банка. Прибыльность операций банка стабильная и находится на достаточном уровне. Ликвидность банка в целом и его операций высокая. Способность банка своевременно и полностью выполнять свои обязательства умеренно высокая. Банк является учреждением с акцентом на отдельные виды банковских операций. Конкурентоспособность банка достаточно высокая. Банк имеет хорошую деловую репутацию, однако присутствует ряд факторов нефинансового характера, могущих повлиять на оценку банка. В целом перспективы развития положительны. Таким образом, анализ коэффициентов ликвидности подтверждает, что деятельность ОАО «Сбербанк России», можно оценить как стабильно устойчивое развитие. Организационная структура филиала определяет структуру управления банком и структуру его функциональных подразделений и служб. Главное назначение органов управления - обеспечить эффективное руководство коммерческой деятельностью банка с целью реализации его основных функций. Руководство текущей деятельностью филиала осуществляет Совет и управляющий отделением, руководитель филиала. Руководитель филиала действует на основании доверенности, выданной ему Банком, назначается председателем территориального банка. Субъектом кредитования с позиции классического банковского дела являются юридические или физические лица, дееспособные и имеющие материальные и иные гарантии совершать экономические, в том числе кредитные сделки. По субъектам ссуды банка можно разделить на три большие группы: – ссуды, выданные юридическим лицам (корпоративные ссуды); – ссуды, выданные физическим лицам (потребительские ссуды); – ссуды, выдаваемые банкам для поддержания ликвидности их баланса (межбанковские ссуды). Для анализа потребительского кредитования ОАО «Сбербанк России» необходимо, прежде всего, изучить кредитный портфель. Таблица 8 – Динамика кредитного портфеля ОАО «Сбербанк России», млрд. руб.
Розничный сектор кредитования ОАО «Сбербанк России» в анализируемый период показывает устойчивый рост кредитного портфеля (табл. 8). При общем росте кредитного портфеля на 164 % за три года, розничный кредитный портфель вырос значительно больше – на 194,4 %. Таким образом, объем выданных кредитов физическим лицам рос опережающими темпами в анализируемом периоде, по сравнению с кредитованием юридических лиц. Однако доля кредитования юридических лиц остается в общем объеме кредитного портфеля преобладающей. Так, в 2013 г. она составила 74,6 % против 78,6 % в 2011 г. и 74,4 % в 2012 г. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|