ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Современная антропология как интегративная наукаАНТРОПОЛОГИЯ Учебное пособие
МОСКВА ООО «НОВОЕ ЗНАНИЕ» 2004
УДК 572(075.8) ББК28.71я73 Т29 Лидия Тегако — доктор медицинских наук, заведующая отделом антропологии и экологии Института искусствоведения, этнографии и фольклора НАН Беларуси; Ежи Кметинский — профессор, преподаватель исторической и культурной антропологии в Лодзинском и Люблинском университетах, директор учебного центра восточных исследований (Лодзь) Рецензенты: доктор медицинских наук, профессор П. И. Ловко; доктор биологических наук, профессор М.В. Мащенко Тегако Л. Т29 Антропология: Учеб. пособие / Л. Тегако, Е. Кметинский. — М.: Новое знание, 2004. — 400 с: ил. 5-94735-033-5. Изложены и проанализированы основные проблемы антропологической науки в двух аспектах — биологическом и социальном. Рассмотрен ряд новых междисциплинарных направлений — психологическая, педагогическая, культурная антропология. Для студентов, аспирантов, преподавателей педагогических, биологических, гуманитарных факультетов, медицинских вузов, для всех, интересующихся антропологией. УДК 572(075.8) ББК 28.71я73 ВН 5-94735-033-5 © Тегако Л., Кметинский Е., 2004 © Оформление. ООО «Новое знание*, 2004
Введение Основной тенденцией сегодняшнего дня в высшей школе является антропологизация общественных, гуманитарных и естественных наук. Современная антропология, занимая самостоятельное место в системе общественных и естественных наук, интегрирует различные знания о человеке. На базе антропологии формируется ряд новых междисциплинарных направлений и отраслей знания. Со своими специфическими исследованиями и разделами выделилась экология человека, изучающая динамическое взаимодействие человека и среды. Гуманитарные и естественные знания переплетаются и взаимодействуют благодаря развитию психологической антропологии — направления, реконструирующего процессы становления психики человека, разрабатывающего подходы к изучению психосоматического единства человека и этнических особенностей психики. Междисциплинарный характер антропологических знаний и выделение новых разделов антропологии, повышенный интерес к проблемам человека, включение курсов антропологии в различные университетские программы — все это обусловило издание данного учебного пособия. В нем освещаются основные теоретические вопросы и обобщения современной науки о человеке. В отличие от предыдущих изданий в специальных главах рассматриваются проблемы исторической и культурной антропологии.
ГЛАВА1 Предмет, содержание и история развития антропологии Современная антропология как интегративная наука Антропология (от греч. Anthropos — человек и logos — слово, учение) — наука о происхождении и эволюции человека, наследственности и изменчивости, структуре и численности человеческих популяций во времени и пространстве, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека. Современная антропология изучает человека с позиций диалектического единства его двойственной природы: ♦ как представителя биологического вида (живой организм); ♦ как представителя определенной социальной среды. До настоящего времени в мировой науке не существовало единой трактовки термина «антропология». В западноевропейской и американской науке под антропологией понимался комплекс наук о человеке. Изучением же культуры, общественных систем, этнических и социальных особенностей человека занимается антропология социальная и культурная. В Польше, Чехии, Словакии и некоторых других странах антропологическая наука ограничивается изучением биологической изменчивости человека. Польские антропологи выделяют популяционный (расовый), онтогенетический (изучающий индивидуальное развитие) и филогенетический (изучающий эволюцию человека) разделы. В советской науке содержание антропологии раскрывалось рядом наук, среди которых ведущая роль принадлежала археологии и этнографии. Археология изучает историю человека по материальным остаткам жизни и деятельности людей, вещественным памятникам культуры.
Современная антропология как интегративная наука _________________5 Этнография изучает этносы (народы), их культуру и быт, происхождение народов, историю расселения по земному шару и процессы их культурно-исторического взаимодействия. Человек — существо биосоциальное, поэтому антропологию отличает от других наук о человеке обращение к связям его биологических особенностей и различных социальных факторов. Используя данные ряда естественных и социальных наук, антропология выступает как интегративная наука (табл. 1). Наиболее тесно связаны с антропологией такие разделы биологических знаний, как генетика, сравнительная морфология, сравнительная физиология, общая биология, общая экология; из гуманитарных наук — археология, этнология, психология, демография и др. В результате интеграции знаний о человеке появились новые междисциплинарные разделы и субдисциплины. В отечественной науке утвердился термин «антропология культуры». Выделяется направление, называемое антропология психологии. Одно из направлений этого раздела — изучение этнических особенностей психики людей. Педагогическая антропология и этнопедагогика — междисциплинарные направления, развивающиеся на стыке педагогики, этнографии, антропологии и социологии, где человек рассматривается как объект обучения, исследуются способы обучения детей в различных этносах. Идеи педагогической антропологии заложил К.Д. Ушинский в труде «Человек как предмет воспитания». Эти идеи в дальнейшем переросли в направление, получившее название «педология». В России оно поддерживалось и развивалось благодаря усилиям ряда врачей и психологов — В.П. Кащенко, П.П. Блонского, Л.С. Выготского. В последнее время используется термин «социальная антропология» — область знания, изучающая общества, изолированные от письменной исторической традиции. Медицинская и валеологическая антропология — междисциплинарные направления, связанные с проблемами здоровья, с поиском грани нормального — патологического и меры гармоничного развития человека. Цель медицинской антропологии — разработка комплексных представлений о пределах изменчивости организменных и личностных свойств человека, дифференциро- Глава 1. Предмет, содержание и история развития антропологии 6 ванных в соответствии с возрастом, полом, этнотерриториальной принадлежностью, профессией и другими факторами. Как продолжение комплексных исследований человека, на базе антропологии, социальной гигиены, общей и медицинской географии сформировалась новая отрасль знания — экология человека, изучающая закономерности динамического взаимодействия людей с факторами среды их обитания (физическими, биологическими, социальными), в совокупности воздействующими на организм. Понятие «экосистема» как среда обитания человека шире, чем другого биологического вида. Оно охватывает и собственно природные, или абиотические, факторы: влияние солнечного света, осадков, суточных колебаний температуры, неорганических веществ, микроэлементов, важных для организма человека. Биотические факторы включают воздействие растительного и животного мира. Социальные факторы — это созданная человеком искусственная среда обитания, культура и социум, т.е. общественные отношения и институты. Одним из междисциплинарных направлений, связанных с биологической антропологией, является эргономика, или антропология промышленности, изучающая функционирование человека в системе производственных отношений; это направление получило также название «человеческий фактор». В нем ассимилируются результаты антропологических исследований, достижения техники, психологии, медицины для создания оптимальных производственных условий. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|