Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Современная антропология как интегративная наука




АНТРОПОЛОГИЯ

Учебное пособие

 

 

МОСКВА ООО «НОВОЕ ЗНАНИЕ» 2004

 

УДК 572(075.8)

ББК28.71я73

Т29

Лидия Тегако — доктор медицинских наук, заведующая отделом

антропологии и экологии Института искусствоведения,

этнографии и фольклора НАН Беларуси;

Ежи Кметинский — профессор, преподаватель исторической и культурной

антропологии в Лодзинском и Люблинском университетах, директор

учебного центра восточных исследований (Лодзь)

Рецензенты:

доктор медицинских наук, профессор П. И. Ловко; доктор биологических наук, профессор М.В. Мащенко

Тегако Л.

Т29 Антропология: Учеб. пособие / Л. Тегако, Е. Кметин­ский. — М.: Новое знание, 2004. — 400 с: ил. 5-94735-033-5.

Изложены и проанализированы основные проблемы антропологиче­ской науки в двух аспектах — биологическом и социальном. Рассмотрен ряд новых междисциплинарных направлений — психологическая, педагогическая, культурная антропология.

Для студентов, аспирантов, преподавателей педагогических, биоло­гических, гуманитарных факультетов, медицинских вузов, для всех, инте­ресующихся антропологией.

УДК 572(075.8) ББК 28.71я73

ВН 5-94735-033-5

© Тегако Л., Кметинский Е., 2004

© Оформление. ООО «Новое знание*, 2004

 

Введение

Основной тенденцией сегодняшнего дня в высшей школе является антропологизация общественных, гуманитарных и естественных наук.

Современная антропология, занимая самостоятельное место в систе­ме общественных и естественных наук, интегрирует различные знания о человеке. На базе антропологии формируется ряд новых междисцип­линарных направлений и отраслей знания. Со своими специфическими исследованиями и разделами выделилась экология человека, изучающая динамическое взаимодействие человека и среды. Гуманитарные и есте­ственные знания переплетаются и взаимодействуют благодаря разви­тию психологической антропологии — направления, реконструирующего процессы становления психики человека, разрабатывающего подходы к изучению психосоматического единства человека и этнических осо­бенностей психики.

Междисциплинарный характер антропологических знаний и выде­ление новых разделов антропологии, повышенный интерес к пробле­мам человека, включение курсов антропологии в различные универси­тетские программы — все это обусловило издание данного учебного пособия. В нем освещаются основные теоретические вопросы и обоб­щения современной науки о человеке. В отличие от предыдущих изда­ний в специальных главах рассматриваются проблемы исторической и культурной антропологии.

 

ГЛАВА1

Предмет, содержание и история развития антропологии

Современная антропология как интегративная наука

Антропология (от греч. Anthropos — человек и logos — слово, учение) — наука о происхождении и эволюции человека, наслед­ственности и изменчивости, структуре и численности человече­ских популяций во времени и пространстве, образовании чело­веческих рас и о нормальных вариациях физического строения

человека.

Современная антропология изучает человека с позиций диа­лектического единства его двойственной природы:

♦ как представителя биологического вида (живой организм);

♦ как представителя определенной социальной среды.

До настоящего времени в мировой науке не существовало единой трактовки термина «антропология». В западноевропей­ской и американской науке под антропологией понимался ком­плекс наук о человеке. Изучением же культуры, общественных систем, этнических и социальных особенностей человека зани­мается антропология социальная и культурная.

В Польше, Чехии, Словакии и некоторых других странах ан­тропологическая наука ограничивается изучением биологиче­ской изменчивости человека.

Польские антропологи выделяют популяционный (расовый), онтогенетический (изучающий индивидуальное развитие) и фи­логенетический (изучающий эволюцию человека) разделы.

В советской науке содержание антропологии раскрывалось рядом наук, среди которых ведущая роль принадлежала археоло­гии и этнографии.

Археология изучает историю человека по материальным ос­таткам жизни и деятельности людей, вещественным памятникам культуры.

 

Современная антропология как интегративная наука _________________5

Этнография изучает этносы (народы), их культуру и быт, происхождение народов, историю расселения по земному шару и процессы их культурно-исторического взаимодействия.

Человек — существо биосоциальное, поэтому антропологию отличает от других наук о человеке обращение к связям его биологических особенностей и различных социальных фак­торов.

Используя данные ряда естественных и социальных наук, ан­тропология выступает как интегративная наука (табл. 1). Наибо­лее тесно связаны с антропологией такие разделы биологических знаний, как генетика, сравнительная морфология, сравнительная физиология, общая биология, общая экология; из гуманитарных наук — археология, этнология, психология, демография и др.

В результате интеграции знаний о человеке появились новые междисциплинарные разделы и субдисциплины. В отечествен­ной науке утвердился термин «антропология культуры». Выделя­ется направление, называемое антропология психологии. Одно из направлений этого раздела — изучение этнических особенно­стей психики людей.

Педагогическая антропология и этнопедагогика междисци­плинарные направления, развивающиеся на стыке педагогики, этнографии, антропологии и социологии, где человек рассмат­ривается как объект обучения, исследуются способы обучения детей в различных этносах. Идеи педагогической антропологии заложил К.Д. Ушинский в труде «Человек как предмет воспита­ния». Эти идеи в дальнейшем переросли в направление, полу­чившее название «педология». В России оно поддерживалось и развивалось благодаря усилиям ряда врачей и психологов — В.П. Кащенко, П.П. Блонского, Л.С. Выготского.

В последнее время используется термин «социальная антро­пология» — область знания, изучающая общества, изолирован­ные от письменной исторической традиции.

Медицинская и валеологическая антропология междисцип­линарные направления, связанные с проблемами здоровья, с по­иском грани нормального — патологического и меры гармонич­ного развития человека. Цель медицинской антропологии — разработка комплексных представлений о пределах изменчивости организменных и личностных свойств человека, дифференциро-

Глава 1. Предмет, содержание и история развития антропологии 6

ванных в соответствии с возрастом, полом, этнотерриториальной принадлежностью, профессией и другими факторами.

Как продолжение комплексных исследований человека, на базе антропологии, социальной гигиены, общей и медицинской географии сформировалась новая отрасль знания — экология че­ловека, изучающая закономерности динамического взаимодей­ствия людей с факторами среды их обитания (физическими, биологическими, социальными), в совокупности воздействую­щими на организм.

Понятие «экосистема» как среда обитания человека шире, чем другого биологического вида. Оно охватывает и собственно природные, или абиотические, факторы: влияние солнечного света, осадков, суточных колебаний температуры, неорганиче­ских веществ, микроэлементов, важных для организма человека.

Биотические факторы включают воздействие растительного и животного мира.

Социальные факторы — это созданная человеком искусст­венная среда обитания, культура и социум, т.е. общественные отношения и институты.

Одним из междисциплинарных направлений, связанных с биологической антропологией, является эргономика, или ан­тропология промышленности, изучающая функционирование че­ловека в системе производственных отношений; это направле­ние получило также название «человеческий фактор». В нем ассимилируются результаты антропологических исследований, достижения техники, психологии, медицины для создания опти­мальных производственных условий.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных