ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
История формирования научных принципов и развития антропологических исследованийКак наука со своими специфическими методами исследования антропология выделилась в конце XIX — начале XX в. Однако интерес к проблеме возникновения человека, его физическому типу, расовым различиям прослеживается с глубокой древности.
История развития антропологических исследований ________________ _7
Глава1. Предмет, содержание и история развития антропологии 8
История развития антропологических исследований _________________9 Расовые особенности запечатлены в древней скульптуре, в наскальной живописи. Так, французский археолог А. Лот, открывший многочисленные наскальные рисунки в некоторых районах Сахары, отмечает, что антропоморфные изображения, пришедшие на смену рисункам животных, настолько четки, что позволяют определить антропологический тип изображенных людей. По этим рисункам он выделил в скотоводческом населении массива Тассиль конца 3-го — начала 2-го тыс. до н.э. представителей трех рас — негрской, эфиопской и европеоидной. В древнейших книгах различных народов отражен интерес к проблеме происхождения человека. В них дается стихийно-материалистическое объяснение процессов рассообразования и даже есть указание о прародине человека. Согласно этим представлениям, на Земле в горных районах Джамбудвипы (местность, лежащая между Индостаном и Юго-Восточной Азией) появились крупные обезьяны. Их потомки в поисках пищи спустились на равнины и заселили леса и открытые местности по берегам рек. Те, кто ушел на восток, стали предками желтокожих племен (монголоиды по современной классификации). От тех, кто отправился на юг, произошли чернокожие народы (негроиды), от переселившихся на северо-запад — светлокожие (европеоиды). Оставшиеся в горах крупные обезьяны в людей не превратились. С этими представлениями, возможно, связано религиозное почитание обезьян некоторыми африканскими народами. В период разложения первобытнообщинного строя и формирования рабовладельческих государств потребности практической жизни стимулировали рост научных знаний. Совершенствование искусства бальзамирования трупов людей и священных животных в Древнем Египте стало источником сведений из области анатомии. Большую роль в развитии биологии, медицины и естествознания сыграли работы древнегреческих ученых. От Гераклита наука получила три великие идеи: вечного движения, единства Вселенной и закономерностей протекающих в ней явлений. Представители древнейшей в Греции милетской школы Анаксимандр и Анаксимен развивали материалистическое учение о «первовеществах», видоизменением которых являются все тела Глава1. Предмет, содержание и история развития антропологии 10 природы. Анаксимандр утверждал, что человек произошел от животных особого вида, так как большинство животных вскоре после рождения могут питаться сами. Лишь человек нуждается в длительном вскармливании, из-за чего не мог бы выжить в начале мироздания. В сочинениях Аристотеля «История животных», «О частях животных», «О душе» человек рассматривается как часть природы, существо, имеющее сходство с различными животными по ряду признаков. Он предложил первую классификацию животного мира, определив место человека в природе. Аристотель разделил известных ему животных на два класса: бескровных и «с кровью». Среди последних был выделен особый ряд «высших животных — живородящих четвероногих, покрытых волосами и дышащих легкими», соответствующий по современной классификации млекопитающим. Причислив к этому ряду и человека, Аристотель считал выделенные им классы не изолированными друг от друга, а соединенными плавными переходами от низкоорганизованных существ к более высокоорганизованным. Ставя в своей классификации человека рядом с животным, Аристотель подчеркивал и различия между ними, наиболее важным из которых, по его мнению, является социальность человека. Аристотеля по праву можно назвать основателем сравнительной анатомии. Ему принадлежит идея о «лестнице существ», т.е. ряде постепенного повышения их организации. Из древнеримских мыслителей следует упомянуть Марка Варрона, который в сочинении «О природе» высказал мысль о естественном происхождении человека. Поэт-натурфилософ Тит Лукреций Кар в поэме «О природе вещей» развил материалистические идеи о происхождении мира и человека, нарисовал картину эволюции культуры от первобытной дикости до современной ему цивилизации. Во II в. н.э. древнеримский врач Гален на основании вскрытия трупов животных, в том числе обезьян, изложил в анатомических трактатах принципиально новые для своего времени мысли. В произведениях «Об анатомических отправлениях» и «О частях человеческого тела» он указал на взаимосвязь между строением органа и его функцией, между биологическими особенностями и образом жизни животных. Его работами завершились научные достижения античного мира. 1.2. История развития антропологических исследований________________11 В эпоху Средневековья анатомические исследования были запрещены церковью. Единственной идеологией стала религия. Библейская легенда о сотворении мира и человека прочно укоренилась в сознании людей, а в науке она трансформировалась в концепцию креационизма (от лат. creator — творец), стремившуюся согласовать науку с догматами религии. Даже в XVIII в. выдающийся естествоиспытатель Карл Линней считал человека венцом божественного творения, несмотря на то, что в созданной им научной классификации растительного и животного мира, которая используется и в настоящее время, человек поставлен рядом с обезьяной. Эпоха Возрождения характеризуется крупными достижениями во всех науках. Значительный вклад в естествознание, в частности медицину, внес Леонардо да Винчи. Он первый произвел с натуры зарисовки мускулатуры и костей человека, описал сосуды и внутренние органы плода на стадии внутриутробного развития. Везалий вошел в историю науки как реформатор анатомии. Он дал глубокое описание опорно-двигательного аппарата и других систем человеческого организма. В 1600 г. появились первые исследования А. Шпейгеля по краниологии. В этот период изучается анатомия высших и низших обезьян. Путешествия и географические открытия сыграли большую роль в развитии знаний о расах. Марко Поло открыл для европейцев культуру азиатских стран, в том числе Китая. Путешествия и открытия Христофора Колумба, Вас ко да Гамы, Фернана Магеллана не только расширили знания в области культуры народов мира, но и дали представление о типах экваториальной расы, о флоре и фауне Америки и Африки. Французский путешественник Ф. Бернъе в 1684 г. опубликовал первую классификацию человеческих рас. Он выделил четыре расы: европеоиды, монголоиды, негроиды и лапоноиды. В последующие годы интерес к проблеме рас и физического облика настолько возрос, что в 1799 г. в Париже было организовано Общество по наблюдению за человеком, которое ставило своей целью изучение расовых особенностей человека при помощи описательных методов. Была разработана инструкция с реко-
Глава 1. Предмет, содержание и история развития антропологии 12 мендациями, на что обращать внимание при описании населения разных стран. Все это способствовало оформлению науки о человеке. Значительный вклад в развитие антропологических знаний внес Жорж Бюффон. В «Естественной истории» (т. 1—36, 1749—1788) он описал различия в физическом типе человека, детерминированные, по его мнению, климатом и условиями быта. Складывалось материалистическое понимание биологического разнообразия, формировался эволюционный принцип в изучении животных и человека. Ж. Ламарк в работе «Философия зоологии» (1809) высказал идею о происхождении одних видов животных от других и обосновал принцип историзма в биологии. В 1868 г. немецкий ученый Эрнст Геккель сформулировал «биогенетический закон», согласно которому индивидуальное развитие человека (онтогенез) повторяет этапы исторического развития живых организмов на Земле (филогенез). Из биогенетического закона вытекало, что по зародышевому развитию (эмбриогенез) организма можно восстановить историю его вида. Например, процесс дробления на первых стадиях эмбриогенеза напоминает процесс развития многоклеточных животных (протозойская эра). В возрасте нескольких недель зародыши человека и других млекопитающих обнаруживают черты сходства с рыбами: по бокам шейного и головного отделов развиваются жаберные борозды, кровеносная система сходна с таковой у рыб, похожа форма тела, есть хвост. От древних амфибий человек унаследовал часть мигательной перепонки в виде полулунной складки, или слезного мясца, во внутреннем углу глаза. Этой складке соответствует хорошо развитая у современных земноводных, пресмыкающихся и птиц мигательная перепонка, имеющаяся и у некоторых рыб. У 6-недельного зародыша человека формируются зачатки нескольких пар молочных желез, на лице и по всему телу первичный волосяной покров (лануго). К моменту рождения он сменяется вторичным. Характер распределения волос на теле плода человека в известной степени повторяет расположение чешуи на кожном покрове древних рептилий — предков млекопитающих.
1.2. История развития антропологических исследований 13 Сущность биогенетического закона в дальнейшем подтвердилась. В формирование эволюционных взглядов большой вклад внесли геология и палеонтология. Остатки различных видов растений и животных свидетельствуют о постепенном приспособлении их строения к менявшейся среде или о вымирании. Стройная эволюционная теория впервые была сформулирована Чарльзом Дарвином в книге «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859). На большом фактическом материале он доказал, что все существующие растения и животные произошли от более простых организмов путем постепенных изменений, накапливавшихся в последующих поколениях. Основной движущей силой эволюции является естественный отбор — выживание наиболее приспособленных особей. Материалом для естественного отбора служит изменчивость организмов, а наследственность закрепляет в потомстве полезные приспособительные свойства. Эволюционные взгляды Ч. Дарвина поддерживал и развивал английский ученый Т. Гексли, который на основании данных сравнительной анатомии и эмбриологии в книге «О положении человека в природе» (1863) показал, что антропоморфные обезьяны по многим признакам ближе к человеку, чем к низшим обезьянам. Э. Геккель установил существование в далеком эволюционном прошлом человека промежуточного звена, которому дал название «питекантроп» — обезьяночеловек. В работе «Происхождение человека и половой отбор» (1871) на основании синтеза данных сравнительной анатомии, эмбриологии, психологии и других естественных наук Ч. Дарвин доказал, что человек — существо, наделенное разумом и речью, — произошел в результате длительной эволюции живых существ на Земле. Роль социального фактора, определяющего появление человеческих качеств, впервые была раскрыта Фридрихом Энгельсом в произведении «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (1876). Труд, по его мнению, есть «первое основное условие человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал человека». Первоначальный толчок к появлению у высокоразвитых обезьян не-
14 Глава 1. Предмет, содержание и история развития антропологии обходимости трудиться был дан изменившимися условиями среды. Исчезновение лесов и уменьшение количества растительной пищи способствовали тому, что высокоразвитые обезьяноподобные существа стали коллективно охотиться на крупных животных и создавать запасы пищи. Такое изменение пищевого рациона и поведения и сопровождалось функциональной и морфологической перестройкой определенных частей организма. В России систематизация знаний о строении человеческого тела началась в эпоху Петра I, когда была приобретена коллекция голландского анатома Рюйша и основана кунсткамера. В журнале «Академические известия», издававшемся в 1770-х гг. в Петербурге, публиковали свои работы анатомы А. П. Протасов, С.Г. Забелин, А.М. Шумлянский. Позже НИ. Новиков основал в Москве «Магазин натуральной истории, физики и химии, или Новое собрание материй, принадлежащих сим трем наукам». На страницах этого журнала публиковались труды К. Линнея, статьи о физических особенностях и быте разных народов Земли, по анатомии, физиологии, эмбриологии человека. Русские ученые и философы поддержали и развили эволюционное учение. Материалистические взгляды на природу и человека разделяли русские мыслители А.Н. Радищев, Н.Г. Чернышевский. Важные для утверждения эволюционного учения факты были получены русскими учеными — К.М. Бэром, ИМ. Сеченовым, К.М. Рулъе, Н.А. Северцовым и др. К.М. Бэр разработал принципы сравнительной эмбриологии. Он впервые проследил развитие зародыша на всех стадиях, обосновал учение о зародышевых листках и распространил его на всех позвоночных животных. В работе И.М. Сеченова «Рефлексы головного мозга» (1866) уточнены выводы немецких ученых И. Мюллера, Э. Дюбуа-Реймона, М. Ферворна о процессах возбуждения и торможения в нервной деятельности животных, тем самым заложены основы материалистического понимания психической деятельности. Однако механизм эволюционного процесса был раскрыт лишь во второй половине XX в. благодаря достижениям генетики, установившей основу наследственности и закономерности ее изменчивости. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|