Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






История формирования научных принципов и развития антропологических исследований




Как наука со своими специфическими методами исследова­ния антропология выделилась в конце XIX — начале XX в. Однако интерес к проблеме возникновения человека, его физическому типу, расовым различиям прослеживается с глубокой древности.

 

 

История развития антропологических исследований ________________ _7

 

 

 

Антропология
  Культурная а нтропология   Физическая антропология
Этнология Лингвисти- Социаль- Психологи- Морфология — изу- Антропогенез — Расоведение — изуча-
  ческая ан- ная антро- ческая ан- чает физическую ор- сосредоточивает ет историю возник-
  тропология пология тропология ганизацию совре- свое внимание новения расовых ти-
    и фило-   менного человека, на тех измене- пов, распространение
    софская   закономерности из- ниях, которые их по территории
    антропо-   менчивости орга- претерпевает Земли, историю фор-
    логия   низма человека во природа бли- мирования рас, при-
        времени и простран- жайшего предка чины расообразова-
        стве, а также вариа- человека, а за- ния и закономерности
        ции отдельных его тем и самого изменений и расовых
        частей человека типов
Направле- Символико- Социаль- Психологи- Соматология изучает Выделяют эво- Этническая антропо-
ние иссле- интерпрета- ное (связи ческое изменчивость тела люцию челове- логия — изучает ан-
дований: тивное (изу- культуры (националь- человека в целом; ка — изменение тропологический
естествен- чает смы- и соци­альной но-психоло- мерология изучает его морфофунк- состав народов мира и проблемы этноге­неза
рическое и символи- организа- особенности дельных органов показателей от
(связь куль- ческие связи ции) людей, ста-   начальной ста-  
туры с при- в культуре   новление   дии к современ-  
родой) и межкуль-   психики,   ному человеку  
  турном   психосома-   и социогенез —  
  взаимодей-   тического   историю ста-  
  ствии)   единства   новления чело-  
      организма   веческого об-  
      человека)   щества  

 

Глава1. Предмет, содержание и история развития антропологии 8

 

Антропология
Культурная а ятропология   Физическая антропология
        Возвратная антро-   Историческая антро-
        пология (ауксоло-   пология использует
        гия) — прослеживает   данные, полученные
        динамику физиче-   всеми разделами нау-
        ского развития че-   ки для исторических
        ловека от рождения   реконструкций
        до старости   Особенно богатый
            материал для этого
            раздела дает палеоан-
            тропология, изучаю-
            останки людей и древ-
            них захоронений
            (краниология — изу-
            чение древнего насе-
            черепам; остеоло-
            гия — изучение кост-
            ископаемых людей;
            палеодемография —
            реконструирует демо-
            графические процес-
            сы в древних
            обществах)

 

 

История развития антропологических исследований _________________9

Расовые особенности запечатлены в древней скульптуре, в на­скальной живописи. Так, французский археолог А. Лот, открыв­ший многочисленные наскальные рисунки в некоторых районах Сахары, отмечает, что антропоморфные изображения, пришед­шие на смену рисункам животных, настолько четки, что позво­ляют определить антропологический тип изображенных людей. По этим рисункам он выделил в скотоводческом населении мас­сива Тассиль конца 3-го — начала 2-го тыс. до н.э. представите­лей трех рас — негрской, эфиопской и европеоидной.

В древнейших книгах различных народов отражен интерес к проблеме происхождения человека. В них дается стихийно-материалистическое объяснение процессов рассообразования и да­же есть указание о прародине человека.

Согласно этим представлениям, на Земле в горных районах Джамбудвипы (местность, лежащая между Индостаном и Юго-Восточной Азией) появились крупные обезьяны. Их потомки в поисках пищи спустились на равнины и заселили леса и от­крытые местности по берегам рек. Те, кто ушел на восток, стали предками желтокожих племен (монголоиды по современной классификации). От тех, кто отправился на юг, произошли чер­нокожие народы (негроиды), от переселившихся на северо-за­пад — светлокожие (европеоиды). Оставшиеся в горах крупные обезьяны в людей не превратились. С этими представлениями, возможно, связано религиозное почитание обезьян некоторыми африканскими народами.

В период разложения первобытнообщинного строя и форми­рования рабовладельческих государств потребности практиче­ской жизни стимулировали рост научных знаний. Совершенст­вование искусства бальзамирования трупов людей и священных животных в Древнем Египте стало источником сведений из об­ласти анатомии.

Большую роль в развитии биологии, медицины и естество­знания сыграли работы древнегреческих ученых. От Гераклита наука получила три великие идеи: вечного движения, единства Вселенной и закономерностей протекающих в ней явлений.

Представители древнейшей в Греции милетской школы Анаксимандр и Анаксимен развивали материалистическое учение о «первовеществах», видоизменением которых являются все тела

Глава1. Предмет, содержание и история развития антропологии 10

природы. Анаксимандр утверждал, что человек произошел от животных особого вида, так как большинство животных вскоре после рождения могут питаться сами. Лишь человек нуждается в длительном вскармливании, из-за чего не мог бы выжить в на­чале мироздания.

В сочинениях Аристотеля «История животных», «О частях животных», «О душе» человек рассматривается как часть приро­ды, существо, имеющее сходство с различными животными по ряду признаков. Он предложил первую классификацию живот­ного мира, определив место человека в природе. Аристотель раз­делил известных ему животных на два класса: бескровных и «с кровью». Среди последних был выделен особый ряд «высших животных — живородящих четвероногих, покрытых волосами и дышащих легкими», соответствующий по современной клас­сификации млекопитающим. Причислив к этому ряду и человека, Аристотель считал выделенные им классы не изолированными друг от друга, а соединенными плавными переходами от низко­организованных существ к более высокоорганизованным. Ставя в своей классификации человека рядом с животным, Аристотель подчеркивал и различия между ними, наиболее важным из кото­рых, по его мнению, является социальность человека. Аристоте­ля по праву можно назвать основателем сравнительной анато­мии. Ему принадлежит идея о «лестнице существ», т.е. ряде постепенного повышения их организации.

Из древнеримских мыслителей следует упомянуть Мар­ка Варрона, который в сочинении «О природе» высказал мысль о естественном происхождении человека.

Поэт-натурфилософ Тит Лукреций Кар в поэме «О природе ве­щей» развил материалистические идеи о происхождении мира и человека, нарисовал картину эволюции культуры от первобыт­ной дикости до современной ему цивилизации.

Во II в. н.э. древнеримский врач Гален на основании вскры­тия трупов животных, в том числе обезьян, изложил в анатоми­ческих трактатах принципиально новые для своего времени мысли. В произведениях «Об анатомических отправлениях» и «О час­тях человеческого тела» он указал на взаимосвязь между строе­нием органа и его функцией, между биологическими особенно­стями и образом жизни животных. Его работами завершились научные достижения античного мира.

1.2. История развития антропологических исследований________________11

В эпоху Средневековья анатомические исследования были запрещены церковью. Единственной идеологией стала ре­лигия. Библейская легенда о сотворении мира и человека проч­но укоренилась в сознании людей, а в науке она трансформиро­валась в концепцию креационизма (от лат. creator — творец), стремившуюся согласовать науку с догматами религии. Даже в XVIII в. выдающийся естествоиспытатель Карл Линней считал человека венцом божественного творения, несмотря на то, что в созданной им научной классификации растительного и живот­ного мира, которая используется и в настоящее время, человек поставлен рядом с обезьяной.

Эпоха Возрождения характеризуется крупными дос­тижениями во всех науках. Значительный вклад в естествозна­ние, в частности медицину, внес Леонардо да Винчи. Он первый произвел с натуры зарисовки мускулатуры и костей человека, описал сосуды и внутренние органы плода на стадии внутриут­робного развития.

Везалий вошел в историю науки как реформатор анатомии. Он дал глубокое описание опорно-двигательного аппарата и других систем человеческого организма.

В 1600 г. появились первые исследования А. Шпейгеля по кра­ниологии. В этот период изучается анатомия высших и низших обезьян.

Путешествия и географические открытия сыграли большую роль в развитии знаний о расах. Марко Поло открыл для европей­цев культуру азиатских стран, в том числе Китая. Путешествия и открытия Христофора Колумба, Вас ко да Гамы, Фернана Магел­лана не только расширили знания в области культуры народов мира, но и дали представление о типах экваториальной расы, о флоре и фауне Америки и Африки.

Французский путешественник Ф. Бернъе в 1684 г. опублико­вал первую классификацию человеческих рас. Он выделил че­тыре расы: европеоиды, монголоиды, негроиды и лапоноиды. В последующие годы интерес к проблеме рас и физического об­лика настолько возрос, что в 1799 г. в Париже было организовано Общество по наблюдению за человеком, которое ставило своей целью изучение расовых особенностей человека при помощи описательных методов. Была разработана инструкция с реко-

 

Глава 1. Предмет, содержание и история развития антропологии 12

мендациями, на что обращать внимание при описании населе­ния разных стран. Все это способствовало оформлению науки о человеке.

Значительный вклад в развитие антропологических знаний внес Жорж Бюффон. В «Естественной истории» (т. 1—36, 1749—1788) он описал различия в физическом типе человека, детерминиро­ванные, по его мнению, климатом и условиями быта. Склады­валось материалистическое понимание биологического разно­образия, формировался эволюционный принцип в изучении жи­вотных и человека.

Ж. Ламарк в работе «Философия зоологии» (1809) высказал идею о происхождении одних видов животных от других и обос­новал принцип историзма в биологии.

В 1868 г. немецкий ученый Эрнст Геккель сформулировал «биогенетический закон», согласно которому индивидуальное развитие человека (онтогенез) повторяет этапы исторического развития живых организмов на Земле (филогенез). Из биогене­тического закона вытекало, что по зародышевому развитию (эм­бриогенез) организма можно восстановить историю его вида. Например, процесс дробления на первых стадиях эмбриогенеза напоминает процесс развития многоклеточных животных (протозойская эра). В возрасте нескольких недель зародыши челове­ка и других млекопитающих обнаруживают черты сходства с рыбами: по бокам шейного и головного отделов развиваются жаберные борозды, кровеносная система сходна с таковой у рыб, похожа форма тела, есть хвост.

От древних амфибий человек унаследовал часть мигательной перепонки в виде полулунной складки, или слезного мясца, во внутреннем углу глаза. Этой складке соответствует хорошо раз­витая у современных земноводных, пресмыкающихся и птиц мигательная перепонка, имеющаяся и у некоторых рыб.

У 6-недельного зародыша человека формируются зачатки нескольких пар молочных желез, на лице и по всему телу пер­вичный волосяной покров (лануго). К моменту рождения он сменяется вторичным. Характер распределения волос на теле плода человека в известной степени повторяет расположение чешуи на кожном покрове древних рептилий — предков млеко­питающих.

 

 

1.2. История развития антропологических исследований 13

Сущность биогенетического закона в дальнейшем подтвер­дилась.

В формирование эволюционных взглядов большой вклад внесли геология и палеонтология. Остатки различных видов рас­тений и животных свидетельствуют о постепенном приспособ­лении их строения к менявшейся среде или о вымирании.

Стройная эволюционная теория впервые была сформулиро­вана Чарльзом Дарвином в книге «Происхождение видов путем ес­тественного отбора» (1859). На большом фактическом материа­ле он доказал, что все существующие растения и животные произошли от более простых организмов путем постепенных из­менений, накапливавшихся в последующих поколениях. Основ­ной движущей силой эволюции является естественный отбор — выживание наиболее приспособленных особей. Материалом для естественного отбора служит изменчивость организмов, а на­следственность закрепляет в потомстве полезные приспособи­тельные свойства.

Эволюционные взгляды Ч. Дарвина поддерживал и развивал английский ученый Т. Гексли, который на основании данных сравнительной анатомии и эмбриологии в книге «О положении человека в природе» (1863) показал, что антропоморфные обезья­ны по многим признакам ближе к человеку, чем к низшим обезьянам. Э. Геккель установил существование в далеком эво­люционном прошлом человека промежуточного звена, которому дал название «питекантроп» — обезьяночеловек.

В работе «Происхождение человека и половой отбор» (1871) на основании синтеза данных сравнительной анатомии, эмбриоло­гии, психологии и других естественных наук Ч. Дарвин доказал, что человек — существо, наделенное разумом и речью, — про­изошел в результате длительной эволюции живых существ на Земле.

Роль социального фактора, определяющего появление чело­веческих качеств, впервые была раскрыта Фридрихом Энгельсом в произведении «Роль труда в процессе превращения обезьяны в че­ловека» (1876). Труд, по его мнению, есть «первое основное ус­ловие человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал человека». Пер­воначальный толчок к появлению у высокоразвитых обезьян не-

 

14 Глава 1. Предмет, содержание и история развития антропологии

обходимости трудиться был дан изменившимися условиями сре­ды. Исчезновение лесов и уменьшение количества растительной пищи способствовали тому, что высокоразвитые обезьяноподоб­ные существа стали коллективно охотиться на крупных животных и создавать запасы пищи. Такое изменение пищевого рациона и поведения и сопровождалось функциональной и морфологи­ческой перестройкой определенных частей организма.

В России систематизация знаний о строении человеческого тела началась в эпоху Петра I, когда была приобретена коллек­ция голландского анатома Рюйша и основана кунсткамера. В журнале «Академические известия», издававшемся в 1770-х гг. в Петербурге, публиковали свои работы анатомы А. П. Протасов, С.Г. Забелин, А.М. Шумлянский. Позже НИ. Новиков основал в Москве «Магазин натуральной истории, физики и химии, или Новое собрание материй, принадлежащих сим трем наукам». На страницах этого журнала публиковались труды К. Линнея, статьи о физических особенностях и быте разных народов Земли, по анатомии, физиологии, эмбриологии человека.

Русские ученые и философы поддержали и развили эволю­ционное учение. Материалистические взгляды на природу и че­ловека разделяли русские мыслители А.Н. Радищев, Н.Г. Черны­шевский.

Важные для утверждения эволюционного учения факты были получены русскими учеными — К.М. Бэром, ИМ. Сечено­вым, К.М. Рулъе, Н.А. Северцовым и др. К.М. Бэр разработал принципы сравнительной эмбриологии. Он впервые проследил развитие зародыша на всех стадиях, обосновал учение о заро­дышевых листках и распространил его на всех позвоночных животных.

В работе И.М. Сеченова «Рефлексы головного мозга» (1866) уточнены выводы немецких ученых И. Мюллера, Э. Дюбуа-Реймона, М. Ферворна о процессах возбуждения и торможения в нервной деятельности животных, тем самым заложены основы материалистического понимания психической деятельности.

Однако механизм эволюционного процесса был раскрыт лишь во второй половине XX в. благодаря достижениям генети­ки, установившей основу наследственности и закономерности ее изменчивости.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных