Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Креативное мышление




 

Основой креативности является креативное мышление, которое мы определим, как способность с помощью синтеза (комбинации) разнородных элементов создавать новые значимые знания и формы, имеющие большой социально-экономический эффект.

Как установили физиологи, многие особенности творческого мышления и поведения людей определяются разными функциями и уровнями развития двух полушарий головного мозга человека.

Если левое полушарие отвечает в основном за последовательные процессы: анализ, логические рассуждения, выводы, планирование, вычисления, способности к точным наукам, кратковременную память и речь. То правое – за непрерывные, параллельные процессы, а именно: за чувства, эмоции, синтез, озарения, долговременную память, способности к языкам и искусству.

Таким образом, левое полушарие человека является в основном аналитическим и логическим, а правое – синтетическим и креативным. В искусстве большую роль играет синтез, в науке – анализ.

Согласно этому люди делятся на два основных типа по стилю их мышления или когнитивным различиям.

Первый тип с левополушарным мышлением предпочитает аналитический, последовательный, логический подход к решению проблемы.

Второй тип с правополушарным мышлением предпочитает интуитивный, ценностно-ориентированный, нелинейный подход.

Таким образом, есть две формы мышления.

Логическое мышление получает новые результаты за счет логических выводов и причинно-следственных связей.

Креативное – за счет синтеза разнородных элементов. Именно креативное мышление в основном определяет развитие общества.

Многие авторы творческий процесс представляют как последовательность следующих этапов:

1. Постановка проблемы (задачи).

2. Подготовка (изучение задачи, сбор, классификация и анализ информации, прогнозирование).

3. Поиск решения, инкубация (логическая и подсознательная обработка информации).

4. Озарение (новая идея, синтез, решение задачи).

5. Верификация и оценка (осмысление и анализ полученного результата).

6. Презентация (доведение полученного результата до заинтересованных целевых аудиторий в наилучшем виде).

Кроме этого творческий процесс имеет две фазы:

а)дивергентную, когда формулируются различные варианты решения проблемы;

б) конвергентную, когда проводится анализ и выбирается лучшее решение.

В творческом процессе участвуют оба полушария, реализуя творческий цикл «сбор информации – анализ ‑ синтез». При этом левое полушарие в основном работает осознанно, а правое – неосознанно. Результатами работы левого полушария являются анализ и выводы, а правого – синтез и озарение.

Важными особенностями творческой (креативной) работы являются то, что эта работа требует также внутренней мотивации человека, знаний и опыта и носит в современных условиях во многом командный характер.

В настоящее время выделяется следующие основные условия для творческого решения задачи: знания, опыт, труд, умение творчески мыслить, личная мотивация.

Креативность мышления требует уверенности в себе, активности и лидерства, способности идти на риск. Креативность зависит от таких качеств как: изобретательность, умение находить решения на базе нового мышления, способность взглянуть на проблему с разных и новых сторон, интерес к экспериментированию, способность к рефлексии и непрерывному обучению, способность вновь и вновь придумывать новые идеи.

Креативные люди всегда стремятся пересмотреть существующие процедуры и стереотипы, оперируют сценариями будущего, рассматривают различные изобретения и их последствия. Они ищут общие черты в том, что казалось несопоставимым, создают неожиданные комбинации, в которых и лежит ключ к решению проблемы. По существу творческая, креативная деятельность разрушает существующие стереотипы.

Креативность опирается на прикладное воображение, интеллект, изобретательность и самообучение. Т. М. Амайстайл выделяет три необходимых элемента для креативности:

1) компетенцию: знания, навыки, опыт;

2) творческое мышление: гибкость, изобретательность и настойчивость при поиске решения, использование методов креативного мышления;

3) мотивацию: внутреннюю — личная заинтересованность в решении проблемы, стремление к самореализации и применению своих знаний, и внешнюю ‑ материальные поощрения и продвижения по службе. При этом для креативности более важную роль играет внутренняя мотивация.

В современных условиях инновационные идеи перестали быть уделом одиночек, а стали результатом коллективного труда групп специалистов. При разработке новых продуктов вместе работают маркетологи, дизайнеры, конструкторы, технологи, инженеры, экономисты, специалисты по продажам, потребители, поставщики, смежники.

Основными элементами управления такими творческими группами являются:

‑ постановка задачи;

‑ формирование рабочей группы;

‑ планирование и распределение заданий;

‑ ресурсы;

‑ свобода действий;

‑ поощрение;

‑ организационная поддержка;

‑ право на ошибку;

‑ уважение мнения партнеров.

Как показывает опыт, для успешной работы таких групп они должны формироваться не только из людей разных профессий, способных повлиять на результат, но и разных когнитивных предпочтений или стилей мышления (право-, и левополушарных). При этом руководитель группы должен ясно понимать как свое когникативное предпочтение, так и своих сотрудников и правильно его использовать.


9. Препятствия проявления креативности

 

Даже изначально креативные люди могут столкнуться с барьерами, блокирующими проявления креативности. К таким барьерам, например, относится окружающая обстановка, не располагающая к творчеству.

В коллективе должен быть благоприятный психологический климат. Нервозность и стрессы не способствуют развитию креативности. Кроме того, менеджер должен быть уверен в надежности и стабильности компании. Ни один человек не способен творчески мыслить в ситуации неизвестности или страха перед завтрашним днем.

Другой барьер - неправильная оплата труда, когда менеджер боится допустить ошибку и лишиться бонуса. Нельзя оплачивать каждый шаг специалиста. Это автоматически блокирует способность мыслить креативно, поскольку сдерживает рискованные поступки, без которых невозможны революционные изменения. Менеджер должен понимать, что его труд оплачивается справедливо. Тогда он, не думая ежедневно о размере компенсации, сможет выдавать творческие идеи.

Блокирует креативность и недостаток времени. В условиях цейтнота человек не может сконцентрироваться на поставленной задаче, а соответственно, проникнуть в ее суть. Впрочем, слишком большое количество времени тоже негативно сказывается на креативности, поскольку вызывает скуку. Необходимо найти «золотую середину» и устранить все отвлекающие от решения задачи факторы.

Негативное влияние на креативность оказывает и атмосфера соревнования. Для получения наиболее успешного результата необходима командная деятельность и сотрудничество. Если команда идет к одной цели, она быстрее достигнет успеха, нежели каждый будет стараться тянуть одеяло на себя. Поэтому если в команде, например, 2 креативных сотрудника, лучше направить их деятельность в разные направления. И обязательно поощрить работу каждого из них.

Таким образом, можно отметить, что затрудняют творческую деятельность стрессовые ситуации. Без стресса человек не может существовать в принципе, поскольку стресс является неспецифической реакцией на любое сильное воздействие, он активизирует и мобилизует нас на решение задач, в том числе творческих. Все дело в его уровне. И у каждого из нас есть свой уровень стресса, который блокирует креативные способности. Такая закономерность имеет под собой объяснение в физиологии мозговой деятельности. Под корой полушарий головного мозга находятся более древние участки — лимбическая и рептильная зоны. Первая отвечает за чувства, вторая активизируется, когда нам что-то угрожает. Именно рептильная зона позволила древнему человеку выжить, поскольку в ответ на все сильные раздражители вынуждала его либо бежать, либо нападать. Активизация этой зоны блокирует работу коры головного мозга, человек физически не способен творить, когда находится в состоянии сильного стресса, испытывает страх либо чувство безысходности. И это следует учитывать тем, кто руководит творческими командами либо отдельными криэйтерами.

 


10. Стимулирование и развитие креативности

 

Креативность, как и любое качество характера можно развивать и стимулировать. В каждом из нас заложены потенциальные способности, которые при грамотном подходе можно раскрыть. Что для этого нужно?

Очень важен благоприятный психологический климат в коллективе. Человек может работать творчески только там, где хорошо себя чувствует. Для этого ему требуется как можно больше свободы и самостоятельности. Необходимо максимально задействовать знания и навыки сотрудников, предоставить им возможность самореализации. Особенно важна минимизация стрессовых ситуаций, их предотвращение либо быстрое разрешение возникшей проблемы. Нельзя забывать об обучении персонала. Для развития креативности постоянно нужна новая информация, которую можно получить на конференциях, тренингах и семинарах. Удачные предложения и идеи обязательно должны поощряться. И не следует бояться похвалы – для креативных людей очень важна оценка их труда. Порой даже важней, чем материальные стимулы. Вышесказанное относится не только к потенциально креативным сотрудникам, но и к тем менеджерам, нестандартность мышления которых не вызывает сомнений. Работодатель должен четко осознавать, что креативность сотрудников во многом позволяет компании оставаться конкурентоспособной. А значит, это качество необходимо всячески развивать и культивировать.

В связи с условиями жесткой конкуренции на современном рынке товаров и услуг работодатели многих компаний заинтересованы в людях, которые способны нестандартно мыслить, находить новые идеи и подходы к управлению. Уровень нашей креативности не определяется наследственными факторами, а формируется под влиянием среды, более того, он может изменяться как в одну, так и в другую сторону в течение жизни. Спады в креативности в основном связаны либо с уменьшением ее востребованности, либо со стрессовыми ситуациями. Именно поэтому становится актуальным развитие и стимулирование творческого потенциала. Для этого создано множество различных методов. Творческий процесс является неотъемлемой частью деятельности менеджера. Но параллельно с развитием и стимуляцией проявления креативности существуют и блокирующие факторы. Так, напрмер, неблагоприятная обстановка в коллективе может негативно сказаться на результатах творческой деятельности персонала. Для этого управленцам необходимо следить за выполнением определенных условий, противостоящим подавлению проявления креативности. Результатом этого будет отлично слаженная команда и ее огромный творческий потенциал.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных