Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Живопись и каллиграфия

ОТЧЕТ

Тема: «Культура Китая»

Дата: 19 марта 2016 г. 12:00

Место проведения: аграрно-технологический институт (ул. Миклухо-Маклая, д.8, корп. 2, ауд. 333)

Ведущие мероприятия: ассистент Колесникова Д.В.

Количество зарегистрировавшихся: 77 человек

Количество присутствовавших: 25 человек

Основная цель лекции – ознакомить слушателей с культурой Китая, основами китайского языка.

Лекция «Культура Китая» разделена на несколько разделов:

1. Географическое расположение и этнический состав Китая.

2. Язык и письмо.

3. Главные виды искусств и достояния Китая.

 

Китай является родиной одной из самых древних цивилизаций мира, и возможно, единственной, где физический тип населения не менялся в течение 5 тысячелетий. Китай имеет историю, насчитывающую 5 000 лет художественного, философского и политического развития. Хотя региональные различия создают ощущение разнообразия, общность языка и религиозно-этических взглядов объединяют культуру Китая.

Диалектные группы

Выделяется 10 китайских диалектных групп: северная супергруппа (北 бэй, самая многочисленная — свыше 800 млн говорящих), группы цзинь, хой, у (吴), сян (湘), гань (赣), хакка (客家), юэ (粤), пинхуа и супергруппа минь (闽). Диалекты различаются фонетически (что затрудняет междиалектное общение, хотя диалекты связаны регулярными звуковыми соответствиями), лексикой и отчасти грамматикой, хотя основы их грамматики и словарного состава едины. Средством общения носителей разных диалектов служит нормативный китайский язык, каковой в Китае называется путунхуа (普通话), в Гонконге и на Тайване — гоюй (国语), между ними существуют очень незначительные различия в фонетике, на письме в путунхуа и хуаюй используются упрощённые иероглифы, а в гоюй — традиционные.

Литературный язык опирается на северные диалекты. Современная фонетическая норма основана на пекинском произношении.

В отличие от большинства письменностей, китайское письмо состоит не из букв, а из иероглифов. Каждый из них обозначает отдельный слог и отдельную морфему. Общее количество иероглифов превышает 80 тысяч, но бо́льшую часть из них можно встретить лишь в памятниках классической китайской литературы.

Знание 500 наиболее частотных иероглифов достаточно для понимания 80 % обычного современного китайского текста, знание 1000 и 2400 знаков позволяет понять соответственно 91 % и 99 % такого текста.

3000 иероглифов достаточно для чтения газет и неспециализированных журналов.

.

Наиболее полный словарь иероглифов Чжунхуа цзыхай («Море китайских иероглифов») издания 1994 года содержит 85 568 иероглифов.

Китайские иероглифы состоят из графем, всего графем около 316, а графемы в свою очередь состоят из черт — от одной до 24.

В настоящее время китайские иероглифы существуют в 2 вариантах: упрощённом, принятом в материковом Китае, и традиционном — на Тайване, в Гонконге, и в некоторых других странах.

Традиционно китайцы писали сверху вниз, а столбцы шли справа налево. В настоящее время в КНР преимущественно пишут горизонтально, слева направо, по образцу европейских языков; вертикальное письмо продолжает использоваться на Тайване наряду с горизонтальным. Однако в материковом Китае вертикальное письмо и дореформенная иероглифика по-прежнему используются как семантическая отсылка к традиционной китайской культуре — в изданиях по истории искусств, арт-периодике и т. п.

В начале мая 2004 года тайваньский парламент принял новый закон о письменности. Теперь все официальные документы должны писаться только горизонтальными строками. Как пояснил спикер, изменение связано с тем, что вписываемые в документы цифры и английские слова порождают хаос. Нововведения не коснутся художественной литературы.

Пекинская опера — одна из форм традиционной китайской оперы.

Возникла в конце XVIII века и стала в полной мере разработана и признана в середине XIX века. Сочетает в себе музыку, вокальные исполнения, пантомимы, танцы и акробатику. По одной из версий в 1790 году в Пекин на праздник в честь 80-летия императора Цяньлуна приехали сразу четыре оперные труппы из провинции Аньхой. Игра их так понравилась императору, что он велел всем артистам остаться в столице навсегда и развивать в ней театр. Основные труппы находятся в Пекине и Тяньцзине на севере и в Шанхае на юге страны. Пекинская опера представлена также и на Тайване. Самый знаменитый фильм о пекинской опере — «Прощай, моя наложница».

Пекинская опера называется «оперой Востока». Она является драгоценным национальным наследием Китая и называется так потому, что как самостоятельный театральный жанр она родилась и сформировалась в Пекине. Пекинская опера существует уже более 200 лет. Её истоки корнями уходят в XVIII век и Она берет начало от нескольких видов древних местных музыкальных драм, особенно от местных драм провинции Аньхой. В 1790 году по случаю празднования юбилея цинского императора, в Пекин прибыла из провинции Аньхой театральная труппа. Успех её выступления побудил приехать в Пекин и другие аньхойские труппы.

Живопись и каллиграфия

Важнейшая особенность китайской изобразительной традиции — неразрывное единство живописи, графики и каллиграфии — искусства красивого написания букв. Кистями и тушью на бумаге или шелке поэты пишут стихи, а художники — картины. В живописи и графике предпочтение отдается линии. Она способна соединять и разъединять, быть связующей нитью и границей. Особенно большое значение в китайской графике имела кривая линия — знак круговорота Великого пути. До появления бумаги надписи делали на узких бамбуковых пластинках, что во многом объясняет особенность написания китайских иероглифов сверху вниз. С древнейших времен в Китае существовала живопись на шелке. Художники создавали миниатюрные живописные композиции на веерах, экранах и ширмах, писали на многометровых свитках сцены городской и дворцовой жизни, пейзажи. Сюжетами служили мифы о героях — предках, чудесных птицах и загробном мире.

Почти каждый выдающийся художник, каллиграф и поэт был также и уважаемым чиновником.

Среди жанров китайской живописи выделяют следующие:

  • пейзажи «горы — воды»,
  • цветы и птицы,
  • живопись бамбука,
  • анималистическая живопись,
  • живопись фигур и портретная живопись.

Музыка

Музыка Китая насчитывает несколько тысячелетий своего развития. Специфическое звучание китайской музыки объяснятся тем что у инструментов не 7 привычных нот, а 5 или 13. Их инструменты как и европейские делятся на 4 типа: ударные, духовые, струнные и смычковые. Самые популярные это: эрху, гучжен, пипа. Чистых струнных инструментов в китайской культуре не наблюдается. Существуют щипково-молотковые инструменты. Веками музыка служила для увеселения богачей и аристократии. Но без музыки не обходилась ни одна свадьба, а к тому же музыка играла роль в богослужениях.

Китайская кухня

Традиционным блюдом является рис.

Китайская кухня имеет древнюю историю и богатые традиции. В каждом районе страны у неё свои особенности. Южная кантонская кухня славится рыбными блюдами и блюдами из морепродуктов, хуайянская - очень острыми и экзотичными блюдами. Пекинская кухня известна уткой по-пекински и тушеным мясом с овощами.

Китайцы уверены, что пища должна быть не только вкусной и полезной, но и красиво оформленной. А наслаждаться едой невозможно, если есть второпях, на ходу или перед телевизором.

Ушу

Ушу (кит. трад. 武術, упр. 武术) — термин, употребляемый для обозначения как китайских боевых искусств, так и созданных на их основе современных видов спорта.

Кунг-фу и ушу

По сути кунг-фу и ушу — это одно и то же. Ушу (武术) дословно переводится как «боевые искусства», а гунфу (功夫), также неправильно транскрибируемое как «кунг-фу» или «кунфу», означает «мастерство» и в Китае может употребляться как по отношению к кулачному искусству, так и по отношению к талантливому музыканту, повару и т. д. Тайцзицюа́нь (тайчи) (кит. трад. 太極拳, упр. 太极拳, пиньинь: tàijíquán) — буквально: «кулак Великого Предела»; китайское внутреннее боевое искусство, один из видов ушу (происхождение тайцзицюань — исторически спорный вопрос, разные источники имеют разные версии). Популярно как оздоровительная гимнастика, но приставка «цюань» (кулак) подразумевает, что тайцзицюань — это боевое искусство.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Для специалистов важны и такие показатели, как температура начала кипения (выше 28° С), удельная теплота сгорания (43,7--46 МДж/кг)и температура вспышки (35--120° С). | Абсолютная величина и направление вектора


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных