Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Святой Дух и Божественное действие 15 страница




Пусть вас не удивляет, что я говорю о вашей вере такими сравнениями, потому что так мы говорим о ней в небесах. Наша же вера была, есть и будет вечно в Господа Бога Спасителя, человеческое которого — Божественное, а Божественное — человеческое. Она доступна постижению, как соединение Божественного духовного с природным людей. Так она становится духовной верой в природном, отчего природное делается как бы прозрачным от духовного света, в котором пребывает наша вера. Истины, из которых она состоит, так же многочисленны, как строки в священной Библии; все её истины подобны звёздам, которые светом своим являют её и придают ей стройность. Человек приобретает эту веру из Слова посредством своего природного света, в котором находятся знание, мышление и убеждение. Но Господь для тех, кто верит в Него, делает так, что возникают доказательство, уверенность и доверие. Так природная вера становится духовной, а через милосердие — живой. Такая вера для нас подобна царице, украшенной всеми драгоценными камнями, какие есть в стене Святого Иерусалима (Откровение 21:17—20).

Но чтобы вы не подумали, что сказанное мною — лишь возвышенные слова, и не считали это пустяками, я прочитаю вам несколько мест из Слова, из которых станет ясно, что наша вера не в человека, как вы думаете, а в истинного Бога, в котором всё Божественное. Иоанн говорит:

Иисус Христос — истинный Бог и вечная жизнь.

1 Иоанн 5:20

Павел говорит:

В Христе вся полнота Божественности обитает телесно.

Кол. 2:9

 

В Деяниях апостолов:

Павел проповедовал иудеям и грекам покаяние перед Богом и веру в Господа нашего Иисуса Христа.

Деян. 20:21

Сам Господь сказал, что Ему дана всякая власть на небесах и на земле.

Матф. 28:18

 

И это только немногое».

Затем ангел посмотрел на меня и сказал: «Ты знаешь, во что так называемые протестанты верят или должны верить о Господе Спасителе. Прочитай нам вслух что-нибудь, чтобы мы знали, заблуждаются ли они, считая Его человеческое только человеческим, или же приписывают Ему нечто Божественное, и если так, то каким образом».

Тогда я перед всем собранием прочитал из сборника книг их вероучения под названием «Формула согласия», изданного в Лейпциге в 1756 году, следующее.

В Христе Божественная и человеческая природа так соединены, что составляют одну личность (с. 606, 762).

Христос — истинно Бог и человек в неделимой личности и останется таким вечно (с. 609, 673, 762). В Христе Бог — человек, а человек — Бог (с. 607, 765).

Человеческая природа Христа возвышена до всего Божественного величия. Об этом говорится и у многих Отцов церкви (с. 844—852, 860—865, 869—878).

Христос Своей человеческой природой вездесущ и наполняет всё пространство (с. 768, 783—785).

Христос по Своей человеческой природе всемогущ в небесах и на земле (с. 775, 776, 780).

Христос по Своей человеческой природе сидит по правую руку от Отца (с. 608, 764).

К Христу следует взывать по Его человеческой природе. Это подтверждено цитатами из Писания (с. 226).

Аугсбургское вероисповедание в высшей степени одобряет такое поклонение (с. 19).

Закончив чтение, я повернулся к человеку на кафедре и сказал: «Я знаю, что каждый из присутствующих здесь сообщается с подобными ему в природном мире. Прошу тебя, скажи, знаешь ли ты того, кто с тобой».

Он ответил торжественным тоном: «Знаю. Я общаюсь со знаменитым мужем[38], предводителем передового отряда в войске просвещённой церкви».

В ответ на его торжественное заявление я спросил: «Прошу простить меня за вопрос, но не знаешь ли ты, где живёт этот знаменитый предводитель?»

«Знаю, — сказал он, — он живёт недалеко от могилы Лютера».

Я усмехнулся и спросил: «Почему ты говоришь о могиле? Разве ты не знаешь, что Лютер воскрес и сейчас отказался от своего ошибочного учения об оправдании верой в три Божественные личности от вечности и поэтому перенесён к блаженным в новые небеса, откуда видит своих безумствующих последователей и смеётся над ними?»

«Я знаю об этом, — ответил он, — но как это касается меня?»

Тогда я обратился к нему в том же торжественном тоне: «Внуши знаменитому мужу, с которым ты общаешься, что я опасаюсь за него, ибо он в настоящее время лишил Господа Его Божественного, что противоречит вероучению его церкви, или позволил своему перу вспахать борозду, в которую он посеял, не подозревая того, поклонение природе, когда в своих сочинениях выступил против поклонения Господу нашему Спасителю».

На это он ответил: «Я не могу этого сделать, потому что мы с ним почти одного мнения по этому вопросу; но он и не поймёт, что я говорю, хотя то, что он говорит, я понимаю ясно». Так происходит потому, что духовный мир проникает в природный мир и постигает мысли людей в нём, но не наоборот. Таково сообщение между духами и людьми.

Поскольку я вступил в беседу с человеком на кафедре, я спросил: «Если можно, я подниму ещё некоторые вопросы. Разве тебе не известно, что протестантское вероучение, как утверждается в учебнике этой церкви под названием „Формула согласия“, гласит: в Христе Бог — человек, а человек — Бог; Его Божественное и Его человеческое — в неделимой личности, и останутся в ней вечно? Как же тогда он может и как ты можешь осквернять поклонение Господу поклонением природе?»

На это он ответил: «Это я знаю и в то же время не знаю».

Продолжая, я сказал: «Я спрашиваю его, хотя он отсутствует, или тебя за него: откуда душа Господа нашего Спасителя? Если ты ответишь, что она от Его матери, ты безумен. Если скажешь, что от Иосифа, исказишь Слово. Но если ты ответишь, что от Святого Духа, будешь прав, если только под Святым Духом понимаешь Божественное исходящее и действующее, что означает, что Он Сын Бога Иеговы.

Далее спрашиваю: что такое единство ипостасей? Если ты ответишь, что оно подобно единству двоих, один из которых выше, а другой ниже, ты безумен, ибо так ты мог бы сделать из одного Бога Спасителя двоих, как из Бога делаешь троих. Но если ты скажешь, что это единство в одной личности, как души и тела, будешь прав. Это согласуется также с твоим вероучением и вероучением отцов церкви: сверься с „Формулой согласия“ (с. 765—768). И обратись к символу веры Афанасия, где сказано:

Правильная вера такова: мы должны верить и исповедовать, что наш Господь Иисус Христос есть Бог и Человек; и будучи Богом и Человеком, Он один Христос, а не двое. Он совершенно един, не смешением субстанций, но единством личности. Ибо как разумная душа и плоть есть один человек, так же Бог и человек есть один Христос.

Ещё я спрашиваю: в чём состояла постыдная ересь Ария, из-за которой был созван императором Константином Великим Никейский собор, если не в отрицании Божественности Господнего человеческого? Затем скажи мне, кто понимается в следующих словах у Иеремии:

Вот, наступают дни, когда восставлю Давиду отрасль праведную, и будет он царствовать как царь. И вот имя его: Иегова праведность наша.

Иерем. 23:5, 6; 33:15, 16

 

Если ты скажешь, что Сын от вечности, ты безумен. Он не Искупитель. Но если ты скажешь, что Сын рождённый во времени, то есть единородный Сын Божий (Иоанн 1:18; 3:16), будешь прав. Он, совершив искупление, тем самым сделался праведностью, на которой вы строите свою веру. Прочитайте также Исаия 9:6 и другие места, в которых предсказывается, что Сам Иегова придёт в мир».

Человек на кафедре ничего не ответил на это и отвернулся.

После этой беседы распорядитель хотел закончить собрание молитвой, как вдруг из собравшихся слева выскочил человек в шляпе, надетой поверх шапки. Он коснулся пальцем шляпы и сказал: «Я тоже общаюсь с человеком в твоем мире, который занимает там высокое и почётное положение. Я знаю это, потому что могу говорить от него так же, как от себя».

Я спросил: «Где живёт этот выдающийся человек?»[39]

«В Гётеборге», — ответил он. Он когда-то навел меня на размышления, что твоё новое учение отдает магометанством».

Тут я увидел, что все справа, где были и апостольские отцы, услышав это, встали, поражённые и изменившиеся в лице, и услышал восклицания, рвущиеся у них из мысли в уста: «О ужас! Что за времена настали!»

Чтобы укротить их справедливый гнев, я поднял руку и попросил внимания. Когда мне было разрешено, я сказал: «Я знаю, что тот выдающийся человек написал что-то вроде письма, которое потом было напечатано. Но если бы он тогда знал, какая это страшная хула, он бы своими руками порвал его и отдал бы Вулкану на сожжение. Такое кощунство подобно тому, что подразумевается в словах Господа к евреям, когда те говорили, что Христос делает Свои чудеса не Божественной властью (Матф. 12:22—32). Кроме прочего Господь там говорит также:

Кто не со Мной, тот против Меня; и кто не собирает со Мной, тот расточает.

Матф. 12:30».

 

Когда я сказал это, общающийся с тем человеком опустил взгляд, но немного погодя снова поднял и сказал: «Никогда не слышал от тебя ничего более жестокого».

Но я продолжал: «Тому причиной две модели: поклонение природе и магометанство — хитростью выдуманная преступная ложь, два смертоносных клейма для отвлечения воли людей и удержания их от святого поклонения Господу». Я повернулся к тому, с кем только что разговаривал, и сказал: «Скажи тому, кто в Гётеборге, если сможешь, чтобы он прочитал сказанное Господом в Откровении 3:18 и стих 2:16 той же книги».

После этих слов поднялся шум, но его успокоил свет, ниспосланный с небес. При этом большинство из тех, которые были слева, перешли к тем, которые были справа. Остались те, которые мыслили только о пустом и поэтому зависели от высказываний любого учителя, а также те, которые верили в Господа не иначе как в человека. Видно было, что от этих свет, ниспосланный с небес, отражался, но проникал в тех, которые перешли с левой стороны на правую.

 

Глава 3

Святой Дух и Божественное действие

138. Всякий из сословия священников, как только входит в духовный мир, а это бывает обычно на третий день после смерти, если у него есть сколько-либо правильное понятие о Господе нашем Спасителе, прежде всего получает наставление о Божественной Троице и в особенности о Святом Духе, что он не является Богом сам по себе, но под ним в Слове понимается Божественное действие, исходящее от одного вездесущего Бога. Причина того, что их в особенности наставляют о Святом Духе, состоит в том, что большинство вдохновенных проповедников после смерти впадают в безумные иллюзии, что они сами и есть Святой Дух. Другая причина в том, что многие из церкви, в мире верившие, что через них говорит Святой Дух, пугают других словами Господа у Матфея, что говорить против того, чем вдохновил их Святой Дух, есть непростительный грех (Матф. 12:31, 32). Тех, которые после наставления отказываются от веры, что Святой Дух — сам по себе Бог, поучают о единственности Бога, что Он не разделён на три личности, каждая из которых сама по себе Бог и Господь, как утверждается в Афанасиевом символе, а что Божественная Троица — в Господе Спасителе, как душа, тело и способность к действию у любого человека. В дальнейшем их подготавливают к принятию веры новых небес, и, когда они готовы, открывается путь в то общество в небесах, где такая же вера, как у них, и им отводится место среди собратьев, с которыми они вечно будут жить в блаженстве.

Теперь, рассмотрев темы о Боге Создателе и о Господе Искупителе, необходимо обсудить то, что касается Святого Духа. Эту тему, как и предыдущие, нужно разбить на отдельные пункты, а именно:

 

(I) Святой Дух есть Божественная истина, а также Божественные сила и действие, исходящие от одного Бога, в котором Божественная Троица, то есть от Господа Бога Спасителя.

(II) Божественные сила и действие, которые понимаются под Святым Духом, — это, вообще говоря, преобразование и возрождение, а затем — обновление, оживление, освящение и оправдание, далее — очищение от зла и отпущение грехов и, наконец, — спасение.

(III) Божественные сила и действие, которые понимаются под наделением Святым Духом, у духовенства проявляются в виде просвещёния и наставления.

(IV) Господь реализует эти способности в тех, кто верит в Него.

(V) Господь действует от Себя по Отцу, и не наоборот.

(VI) Дух человека — это его ум и всё, что исходит из него.

 

139. (I) Святой Дух есть Божественная истина, а также Божественные сила и действие, исходящие от одного Бога, в котором Божественная Троица, то есть от Господа Бога Спасителя.

Подлинное значение Святого Духа — Божественная истина, и поэтому также Слово; в этом смысле Господь Сам есть также Святой Дух. Но современная церковь Святым Духом описывает действие Бога, то есть само оправдание в действии, которому и будет поэтому преимущественно посвящено дальнейшее обсуждение. Этому есть и другая причина, что действие Бога осуществляется через Божественную истину, которая исходит от Господа, а то, что от Него исходит, — одной и той же сущности с Тем, от Кого исходит. Подобно тому три составляющие: душа, тело и исходящее от них образуют одну сущность, которая у человека — чисто человеческая, а у Господа — Божественная и человеческая одновременно, поскольку после прославления они едины как первое с последующим или как сущность со своей формой. Таким образом, три составляющих сущности: Отец, Сын и Святой Дух — едины в Господе.

Выше было показано, что Господь есть всё Божественное истинное или сама Божественная истина. Что она же — Святой Дух, известно из следующих мест в Слове:

Произойдет отрасль от ствола Иессеева. Успокоится на нём Дух Иеговы, дух мудрости и разума, дух совета и крепости. Жезлом уст своих поразит землю, и духом уст своих убьёт нечестивого. И будет поясом чресл Его правда, и поясом бёдер Его — истина.

Исаия 11:1, 2, 4, 5

Он придёт как узкий поток, дух Иеговы поднимет знамя своё перед ним. И придёт к Сиону Искупитель.

Исаия 59:19, 20

Дух Господа Иеговы на мне. Иегова помазал меня, послал благовествовать нищим.

Исаия 61:1; Лука 4:18

Вот завет мой. Мой дух, который на тебе, и слова мои не отступят от уст твоих отныне и вечно.

Исаия 59:21

 

Раз Господь — сама истина, то всё исходящее от Него есть истина, и её следует понимать под Утешителем, которого ещё называют Духом истины и Святым Духом. Это доказывают следующие места:

Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я ушёл. Ибо если Я не уйду, Утешитель не придёт к вам. Но если уйду, то пошлю его к вам.

Иоанн 16:7

Когда же придёт Дух истины, то введёт вас во всякую истину. Он не от себя говорить будет, но будет говорить, что слышал.

Иоанн 16:13

Он прославит Меня, потому что от Моего возьмёт и возвестит вам. Все, что имеет Отец, — Моё. Потому Я сказал, что от Моего возьмёт и возвестит вам.

Иоанн 16:14, 15

Я попрошу Отца, чтобы дал вам другого Утешителя, Духа истины, которого мир не может принять, потому что не видит его и не знает его. А вы знаете его, ибо он с вами пребывает и в вас будет. Не оставлю вас сиротами; иду к вам, и вы увидите Меня.

Иоанн 14:16—19

Когда же придёт Утешитель, которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, он будет свидетельствовать обо Мне.

Иоанн 15:26

Он называется Духом Святым.

Иоанн 14:26

 

Господь подразумевал под Утешителем и Святым Духом Самого Себя, что ясно из Его слов о том, что мир ещё не знает его, «но вы знаете его; не оставлю вас сиротами, иду к вам, и вы увидите Меня», и в другом месте: «Вот, Я с вами во все дни до скончания века» (Матф. 28:20). А также из следующего: «Он не от себя говорить будет, но что примет от Меня».

 

140. Далее, поскольку Святой Дух означает Божественную истину, а она — в Господе и есть Сам Господь (Иоанн 14:6), и поэтому Святой Дух не может исходить откуда-либо ещё, то сказано:

Ещё не было Духа Святого, потому что Иисус ещё не был прославлен.

Иоанн 7:39

А после прославления:

Он дунул на учеников, и сказал: примите Дух Святой.

Иоанн 20:22

 

Господь дунул на учеников и сказал это по той причине, что дуновение — это знак, внешне изображающий Божественное вдохновение; вдохновение же — это введение в ангельские общества. Из этого разум может понять, что ангел Гавриил говорил о зачатии Господа:

Дух Святой найдёт на тебя, и сила Всевышнего осенит тебя; посему и рождаемое от тебя святое наречётся Сыном Божьим.

Лука 1:35

 

А также:

Ангел Господа сказал во сне Иосифу, жениху Марии: не бойся принять Марию себе в жёны, ибо то, что зарождается в ней, — от Святого Духа; и Иосиф не трогал её до того, как она родила Сына — своего первенца.

Матф. 1:20, 25

 

Святой Дух здесь — это Божественная истина, исходящая от Отца Иеговы, и это исходящее — «сила Всевышнего», которая осенила Его мать. Так что это совпадает с тем, что говорится у Иоанна:

Слово было у Бога, и Бог был Словом; и Слово стало плотью.

Иоанн 1:1, 14

 

Что Слово здесь означает Божественную истину, показано в «Вере новой церкви» (выше, 3).

 

141. Выше было показано, что Божественная Троица — в Господе, и больше будет показано далее в разделе, специально посвящённом этому вопросу. Пока — только о том, какие нелепости возникают от разделения Троицы на три личности. Так было бы, если бы служитель церкви учил с кафедры, во что людям верить и как им поступать, а рядом с ним стоял другой служитель и шептал ему в ухо: «Правильно говоришь, добавь ещё что-нибудь в том же роде»; и оба затем говорили бы третьему, стоящему на ступенях: «Спустись в храм, открой им уши и наполни сказанным их сердца, и ещё сделай так, чтобы они стали чистотой, святостью и залогом праведности».

Божественная Троица, разделённая на три личности, каждая из которых сама по себе Бог и Господь, это как если бы в одном мире было три солнца: в высоте два рядом и снизу одно, которое окутывало бы ангелов и людей своим сиянием и передавало бы тепло и свет от первых двух со всем могуществом в их умы, сердца и тела, изощряя, очищая и облагораживая их, как огонь — вещёства в реторте. Кто же не видит, что в таком случае человек был бы сожжен в пепел?

Правление трёх Божественных личностей в небесах было бы подобно также правлению трёх царей в одном царстве, или командованию трёх полководцев, равных по званию, одним войском, а лучше сказать, римской власти до времён цезарей, когда у них были консул, сенат и народный трибун, между которыми власть делилась так, что главными они были все сразу. Кто же не видит, как нелепо, смешно и безумно утверждать, что таково правление в небесах? Но именно это утверждают, когда приписывают высшую власть консула Богу Отцу, власть сената — Сыну, а власть народного трибуна — Святому Духу. Так получается, когда каждому из них отводится собственная должность, и, более того, когда добавляют, что принадлежащее одному не может быть сообщено другому.

 

142. (II) Божественные сила и действие, которые понимаются под Святым Духом, — это, вообще говоря, преобразование и возрождение, а затем — обновление, оживление, освящение и оправдание, далее — очищение от зла и отпущение грехов и, наконец, — спасение.

Таковы в своём порядке возможности, которые Господь реализует в тех, кто верит в Него, приспосабливает и располагает себя к принятию Его, как в жилище. Совершается это посредством Божественной истины, а у христиан — посредством Слова, ибо это единственное средство, позволяющее человеку обращаться к Господу, и Господу — входить в него. Ведь, как сказано выше, Господь и всё, что исходит от Него, есть сама Божественная истина. Но следует понимать, что Божественная истина происходит от добра, как вера — от милосердия, поскольку вера есть не что иное как истина, а милосердие — не что иное как добро. Посредством Божественной истины от добра, то есть посредством веры от милосердия, человек преобразуется и возрождается, затем обновляется, оживляется, освящается и оправдывается. А по мере продвижения и развития этих процессов он очищается от зла, и это очищение есть отпущение грехов.

Нет возможности сейчас рассмотреть все эти действия Господа по очереди, так как каждое требует отдельного анализа, подтверждённого по Слову и пояснённого по рассудку, а здесь это излишне. Поэтому отсылаю читателя к последующим главам этой книги — о милосердии, вере, свободе выбора, покаянии, преобразовании и возрождении. Следует знать, что Господь постоянно приводит в действие эти средства спасения у каждого человека, ибо это ступени в небеса, а Господь желает спасения всех. Поэтому спасение всех — это цель, а кто хочет цели, тот хочет и средств. Ради спасения людей были Его пришествие, искупление и страдание на кресте (Матф. 18:11; Лука 19:10). Итак, поскольку спасение людей было и будет вечно Его целью, следовательно, вышеупомянутые действия — это промежуточные цели, а спасение — цель конечная.

 

143. Реализация упомянутых возможностей принадлежит Святому Духу, который Господь посылает тем, кто верит в Него и располагает себя к принятию Его. Именно это понимается под духом в следующих местах, как и во многих других.

Я дам вам сердце новое и дух новый, вложу внутрь вас дух Мой и сделаю так, что вы будете ходить в заповедях Моих.

Иезек. 36:26, 27; 11:19

Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух прочный обнови внутри меня. Возврати мне радость спасения Твоего, и Дух добровольный да поддержит меня.

Пс. 50:12, 14

Иегова образует дух человека внутри него.

Зах. 12:1

Душой Моей я ожидал Тебя ночью, и духом моим внутри меня я ожидал Тебя утром.

Исаия 26:9

Сотворите себе новое сердце и новый дух. Зачем вам умирать, дом Израиля?

Иезек. 18:31

 

В этих отрывках новое сердце означает желание добра, а новый дух — разумение истины. Что Господь так действует в тех, кто делает добро и верит в истину, то есть в тех, кто в вере по милосердию, ясно видно из того, что Бог даёт душу ходящим по заповедям Его и что сказано: «Дух добровольный». Что человек должен действовать со своей стороны, ясно из слов: «Сотворите себе новое сердце и новый дух. Зачем вам умирать, дом Израиля?»

 

144. Читаем, что при крещении Иисуса открылись небеса, и Иоанн увидел Дух Святой, нисходящий, как голубь (Матф. 3:16; Марк 1:10; Лука 3:21; Иоанн 1:32, 33). Это произошло потому, что крещение означает возрождение и очищение, и то же самое — голубь. Всякому понятно, что голубь не был Святым Духом, и Святой Дух не был в голубе. В небесах часто являются голуби, и когда появляются, ангелы знают, что это соответствия склонностей, а значит, и мыслей, относящихся к возрождению и очищению, в умах некоторых из присутствующих. Поэтому, когда с ними заводят беседу о других вещах, не о тех, мысли о которых вызвали это явление, голуби сразу исчезают. Это явление подобно многим видениям пророков, например явлению Агнца на горе Сион Иоанну (Откр. 14:1 и в других местах).

Кто же не знает, что Господь не был этим ягнёнком и не был в нём, но что ягнёнок — это изображение Его невинности? Отсюда ясно видно заблуждение тех, кто делает заключение о Троице личностей из того, что над Господом при крещении видели голубя и слышали голос, говорящий: «Это Сын мой возлюбленный». Что Господь возрождает человека верой и милосердием, понятно из сказанного Иоанном Крестителем:

Я крещу вас в воде для покаяния, но идущий за мною будет крестить вас Святым Духом и огнём.

Матф. 3:11; Марк 1:8; Лука 3:16

 

Крестить Святым духом и огнём — это значит возрождать посредством Божественной истины, то есть веры, и Божественного добра, то есть милосердия. То же самое подразумевается в следующих словах Господа:

Если кто не родится от воды и духа, не может войти в Царство Бога.

Иоанн 3:5

 

Вода здесь, как и везде в Слове, означает истину в природном или внешнем человеке, а дух — истину от добра в духовном или внутреннем человеке.

 

145. Далее, поскольку Господь есть сама Божественная истина от Божественного добра, и в этом сама Его сущность, и поскольку всё, что Он делает, Он делает исходя из Своей сущности, не подлежит сомнению, что Господь постоянно желает насаждать в каждом человеке веру и милосердие, и не может желать иного. В мире есть множество примеров, которыми можно это пояснить. В частности, всякий человек по своей сущности желает и мыслит и, насколько возможно, говорит и действует. Например, мысли и намерения надёжного человека надёжны; честного, порядочного, добродетельного и религиозного человека — честны, порядочны, добродетельны и религиозны; и напротив, мысли и намерения человека надменного, хитрого, лживого и корыстного таковы, что соответствуют его сущности. Пустослов не желает иного, кроме как говорить вздор, дурак — кроме как говорить противоположное мудрому. Словом, ангел ничего не имеет в мыслях и ни к чему не прилагает усилия, кроме небесного, а дьявол — кроме адского.

То же относится к более низким подданным животного царства, а именно к птицам, зверям, рыбам и насекомым — крылатым и бескрылым. Любого из них можно распознать по его сущности, или природе, которая определяет его инстинкты. То же самое и в растительном царстве: любое дерево, любой кустарник и любую траву можно распознать по их плодам и семенам, по их прирождённой сущности. Они не могут из этой сущности произвести ничего другого, кроме своего и подобного себе. Даже о любой почве или глине, о любом камне, драгоценном или обычном, и о любом минерале или металле мы судим по их сущности.

 

146. (III) Божественные сила и действие, которые понимаются под наделением Святым Духом, у духовенства проявляются в виде просвещёния и наставления.

Действия Господа, перечисленные в предыдущем разделе, а именно преобразование, возрождение, оживление, освящение, оправдание, очищение, отпущение грехов и, наконец, спасение, распространяются Им как на духовенство, так и на мирян, и принимаются теми, кто в Господе и в ком Господь (Иоанн 6:56; 14:20; 15:4, 5). Духовенству преимущественно даётся просвещение и наставление по той причине, что это входит в их обязанности, и посвящение в служение само собой предполагает такие способности. Кроме того, они верят, что, когда проповедуют ревностно, получают вдохновение подобно ученикам Господа, на которых Он дунул и сказал:

Примите Дух Святой.

Иоанн 20:22, а также Марк 13:11

Некоторые из них даже свидетельствуют, что чувствуют это наитие. Но им следует тщательно беречь себя от убеждения, что ревностность, которая охватывает многих во время проповеди, — это Божественное действие в их сердцах. Ибо подобное или даже более пылкое рвение бывает у фанатиков и у несущих крайне ложные учения, и даже у тех, которые ни во что не ставят Слово и поклоняются природе, как Богу, а веру и милосердие бросают будто бы в мешок за спиной. Когда проповедуют и учат, они вешают его спереди, словно второй желудок у жвачных животных, из которого они извлекают или отрыгивают то, что, как они знают, придётся по вкусу слушателям.

Ревностность их, рассмотренная как она есть, — это горячность природного человека. Если внутри неё есть любовь к истине, она подобна священному огню, который снизошёл на апостолов, как написано в Деяниях:

И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили на каждом из них, отчего исполнились все Духа Святого.

Деян. 2:3, 4

 

Но если внутри этой ревностности или горячности скрывается любовь ко лжи, тогда она подобна огню, тлеющему в бревне, который вырывается наружу и сжигает дом. Ты, отрицающий святость Слова и Божественность Господа, сними свой мешок со спины и открой его, как ты свободно делаешь дома, и увидишь сам. Я знаю, что те из Вавилона, которые подразумеваются у Исаии под Люцифером, особенно называющие себя членами общества Иисуса[40], войдя в храм, а тем более взойдя на кафедру, впадают в рвение, у многих происходящее от адской любви, отчего они более страстно возглашают и исторгают из груди более тяжкие вздохи, чем те, чья ревност­ность происходит от небесной любви. Что духовенство испытывает ещё два вида духовного воздействия, будет показано позже (155).

 

147. В церкви до сих пор почти ничего не было известно о том, что всякое желание и всякая мысль человека, и поэтому всякое его действие и высказывание бывает внутренним и внешним, и что людей с детс­тва приучают говорить по внешнему, как бы не противилось внутреннее. Отсюда притворство, угодливость и лицемерие. Следовательно, человек двойственен, а един только тот, чьё внешнее думает и говорит, а также желает и действует соответственно внутреннему. Такие подразумеваются в Слове под простыми (например, Лука 8:15, 11:34, и др.), хотя они мудрее двойственных. Всё созданное двойственно или тройственно, что известно по человеческому телу. Любая жила в нём состоит из волокон, а каждое волокно — из волоконцев; любая мышца состоит из пучков, а они — из двигательных волокон; каждая артерия состоит из трёх оболочек. То же самое и человеческий ум, духовный организм которого устроен так же, поскольку, как было сказано выше, человеческий ум делится на три области. Высшая, которая также и самая внутренняя, называется небесной, средняя — духовной, а низшая — природной. Умы всех людей, которые отрицают святость Слова и Божественность Господа, мыслят в низшей области. Но поскольку с детства они обучены духовному, принадлежащему церкви, и принимают это, хотя и ставят ниже природного, то есть научного, политического и нравственно-этического, из-за чего духовное лежит на дне их ума и ближе всего к устам, они говорят по нему в церквях и собраниях. И что удивительно, они при этом ничуть не сомневаются, что говорят и учат по своей вере. А между тем, когда они остаются наедине с собой, например дома, дверь, за которой было заперто внутреннее их ума, открывается, и они иногда даже смеются над тем, что проповедовали публично, и говорят в своём сердце, что богословие — это привлекательные силки для ловли голубей.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных