Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Преобразование и возрождение 9 страница




 

679. Каждый, кто исследует следствия по их причинам, может понять, что сообразность всего существующего зависит от порядка; а порядок бывает разного рода: общий и частный. Есть порядок наиболее общий, от которого в своей последовательности зависят общий и част­ный порядки, и этот наиболее общий порядок содержится в остальных видах порядка, как сущность в проявлениях, а иначе они не могли бы составлять единое целое. Именно благодаря такому единству сохраняется целое, которое в противном случае распадётся на части, и тут уже настанет не то что первозданный хаос, а полное уничтожение. Что стало бы с человеком, если бы все части его тела не были бы устроены самым тщательным образом и сосуществование отдельных его частей не зависело бы от одного сердца и от одних лёгких? Что получилось бы тогда из человека, если не полный беспорядок? Разве желудок выполнял бы тогда то, к чему он предназначен, и то же самое — печень и поджелудочная железа, брыжейка и межкишечная ткань, почки и кишечник? Именно благодаря порядку, который существует в них и между ними, все они представляются человеку единым целым.

Что было бы без чётко определённого порядка в человеческом уме, или духе, и без подчинения сосуществования всех отдельных частей его воле и разуму, если не беспорядок и неразбериха? Без такого порядка у человека было бы не больше способностей мыслить и желать, чем у его портрета или скульптуры, которые есть у него дома. Чем стал бы человек, не будь у него высокоорганизованного влияния небес и способности принимать его? К чему бы было это влияние, если бы не было того наиболее общего, от которого зависит управление всем в целом и всеми его частями? То есть если бы всё было не от Бога и если бы не в Нём и не от Него всё получало существование, жизнь и движение? Природному человеку это можно пояснить множеством примеров, в частности следующими. Что представляла бы собой империя или царство без порядка, если не шайку разбойников? Если бы они собрались вместе, они погубили бы тысячи, поскольку немногие из них могли бы убить многих. Чем бы стал город без порядка в нём, и даже один-единственный дом? И что такое царство, город или дом, если в них нет хозяина?

 

680. Далее, что такое порядок без должностей, а должности — без их отличия, а отличие их — без знака, по которому эти должности можно различить? Ведь если нельзя различить должности, порядок нельзя признать порядком. В империях и царствах знаки, или отличительные черты, — это звания и полномочия, связанные с ними. Отсюда происходит подчинение одних другим, благодаря которому все соединяются как бы в общий организм. Таким образом, царская власть распространяется на всех согласно порядку, и только поэтому царство остаётся царством.

То же самое и во многих других случаях, например в войсках. Что толку было бы в них, если бы они не были должным образом разделены на полки, а те, в свою очередь, на взводы и отряды? И если бы над каждым из них не было командира, а над всеми — главнокомандующего? Какой смысл был бы в этих командирах, если бы у них не было знаков отличия, называемых погонами, которые позволяют узнать звание каждого из них? Всё это позволяет им действовать в бою заодно, а без всего этого они бросились бы на врага, как свора собак, оскалив пасти, с визгом и тщетной яростью. А затем они были бы бесславно разбиты правильно организованными войсками неприятеля, и от их былой храбрости не осталось бы и следа. Ибо, что могут сделать разобщённые люди против объединённых? Приведённые примеры поясняют первое предназначение крещения, которое состоит в том, чтобы в духовном мире показывать принадлежность человека к христианам; ведь в том мире каждый вводится в общество и религиозное собрание, смотря по тому, в нём христианство или вне его и каково оно.

 

 

V

 

Вторая цель крещения - чтобы христианин мог узнать и признать Господа Иисуса Христа, Искупителя и Спасителя, и следовать за Ним

681. Вторая цель крещёния, состоящая в том, чтобы можно было узнать и признать Господа, Искупителя и Спасителя Иисуса Христа, нераздельно следует за первой, то есть введением в христианскую церковь и приобщением к христианам в духовном мире. Чем была бы первая цель без этой второй, следующей за ней, если не одним лишь названием? Это было бы то же самое, что поклясться в своей верности какому-либо государю, но затем отказаться от подчинения повелениям этого государя и законам его государства, выказывать покорность другому государю и ему служить. Или подобно тому, как некий слуга сначала нанимается к одному господину, от которого получает ливрею в знак отличия, а затем убегает, чтобы служить другому, но всё равно носит ливрею своего прежнего хозяина. Или подобно тому, как знаменосец убегает со знаменем, рвёт его на части и бросает по ветру или под ноги солдат, чтобы те растоптали его. Короче говоря, его имя христианина, которое означает, что он принадлежит Христу, без признания Его и следования за Ним, то есть без жизни по Его заповедям, так же пусто, как тень, дым или замазанная чёрной краской картина. Ибо Господь говорит:

Что вы зовёте Меня: «Господи, Господи» и не делаете того, что Я говорю?

Лука 6:46

Многие скажут Мне в тот день: «Господи, Господи!» Но Я объявлю им: «Я не знаю вас».

Матф. 7:22, 23

 

682. Выражение «имя Господа Иисуса Христа» в Слове означает не что иное, как признание Его и жизнь в соответствии с Его заповедями. Почему «имя Его» имеет такой смысл, показано в объяснении второй из Десяти заповедей, «Не употребляй имя Божье напрасно» [297—299]. Это и ничто иное подразумевается под именем Господа, в частности в следующих местах:

Иисус сказал: будут вас ненавидеть за имя Моё.

Матф. 10:22; 24:9, 10

Где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них.

Матф. 18:20

Всем, кто принял Его, Он дал право стать детьми Божьими, если верят в имя Его.

Иоанн 1:12

Многие уверовали в имя Его.

Иоанн 2:23

Не верующий в Него уже осуждён, потому что не уверовал в имя единородного Сына Божьего.

Иоанн 3:18

Веруя, будете иметь жизнь во имя Его.

Иоанн 20:31

Ты много перенёс ради имени Моего и не изнемог.

Откр. 2:3

 

Кто может не заметить, что в этих отрывках имя Господа означает не просто Его имя, а признание Его Искупителем и Спасителем, и послушание Ему, наконец же веру в Него? Ибо при крещении ребёнок приемлет крестное знамение на лоб и на грудь, и этим знаком полагается начало его признания Господа и поклонения Ему. Имя любого человека тоже означает его качества, по причине того что в духовном мире каждому даётся имя, соответствующее его качествам. Таким образом, называть кого-либо христианином — значит подразумевать, что качества его — обладание от Христа верой в Христа и милосердием к ближнему. Такой смысл имени виден из Откровения:

Сын Человеческий говорит: У тебя в Сардах есть немного имен, которые не осквернили одежд своих и будут ходить со Мной в белых одеждах, потому что они достойны.

Откр. 3:4

 

Ходить с Сыном Человеческим в белых одеждах — означает следовать за Господом и жить в соответствии с истинами Его Слова.

У Иоанна имя имеет то же самое значение:

Иисус сказал: овцы слышат Мой голос, и Я зову Своих овец по имени, и вывожу их. И Я иду вперёди них, и овцы следуют за Мной, потому что знают Мой голос. А за чужим не последуют, потому что не знают голоса чужого.

Иоанн 10:3—5

«По имени» означает: по качествам христиан; «следовать за Ним» означает: слышать Его голос и слушаться Его заповедей. Каждый при крещёнии получает это имя, поскольку оно заключено в этом знаке.

 

683. Что такое имя, которое ни о чём не говорит, как не пустой звук, или лишь отзвук от деревьев в лесу, или от потолка, называемый эхом? Или что-то вроде тех почти бессвязных звуков, которые издают спящие; или шум ветра, моря или машины, от которого нет никакого толку. Что собой представляют, кроме пустоты, имена царя, князя, консула, епископа, настоятеля или монаха, если с ними не связаны должности тех, кому принадлежат эти имена? И что такое имя христианина, если тот, кто носит его, живёт, как варвар, против заповедей Христа, будто у него перед глазами знак сатаны вместо знака Христа, тогда как Его имя вплетено золотыми нитями в крещение?

Кем надо считать, если не мятежниками и цареубийцами, тех людей, которые после принятия печати Христа насмехаются над поклонением Ему, издеваются над Его именем и заявляют, что Он — не Сын Божий, а только сын Иосифа? И что такое их слова, как не хула на Духа Святого, которая не прощается ни в нашем веке, ни в грядущем? Такие люди подобны псам, оскалившимся на Слово, чтобы искусать его и порвать зубами в клочья. У таких, как противников Христа и поклонения Ему, «все столы наполнены блевотиной» (Исаия 28:8; Иерем. 48:26).

А между тем Господь Иисус Христос — Сын Всевышнего (Лука 1:32, 35); единородный (Иоанн 1:18; 3:16); истинный Бог и жизнь вечная (1 Иоанн 5:20); в котором вся полнота Божества обитает телесно (Кол. 2:9); и Он не сын Иосифу (Матф. 1:25), уж не говоря о тысячах других мест.

 

 

VI

 

Третья и конечная цель крещения - возрождение человека

684. В этом-то и заключается настоящая цель, ради которой установлено крещение, и поэтому его конечная цель. Причина в том, что истинный христианин узнаёт и признаёт Господа Искупителя, Иисуса Христа; а раз Он — Искупитель, то Он же и Возродитель. Искупление и возрождение едины (см. раздел III [579—582] главы о преобразовании и возрождении). Кроме того, у христианина есть Слово, в котором даны описания средств возрождения, то есть веры в Господа и милосердия к ближнему. То же самое имеется в виду в тех местах, где сказано о Господе, что Он будет крестить Святым Духом и огнём (Матф. 3:11; Марк 1:8—11; Лука 3:16; Иоанн 1:33). Святой Дух означает Божественную истину веры, а огонь — Божественное добро любви, или милосердия, и то, и другое — исходящее от Господа. Что Святой Дух означает Божественную истину веры, об этом см. главу о Святом Духе; что огонь означает Божественное добро любви, об этом см. «Апокалипсис открытый», 395, 468. Этими двумя средствами Господь осуществляет всякое возрождение.

Сам Господь крестился у Иоанна (Матф. 3:13—17; Марк 1:9; Лука 3:21, 22). Он сделал это не только для того, чтобы собственным примером показать на будущее, как это делается, но и потому, что Он прославил Своё человеческое и сделал его Божественным, точно так же, как Он возрождает человека и делает его духовным.

 

685. Эти и предшествующие замечания позволяют нам видеть, что три предназначения крещёния связаны воедино как первопричина, промежуточная, то есть действующая, причина и последняя причина, то есть следствие, собственно, и являющееся конечной целью, ради которой существует всё остальное. Первое предназначение — чтобы человек мог называться христианином; второе, следующее из него, — чтобы он мог знать и признавать Господа — Искупителя, Возродителя и Спасителя; третье — чтобы он мог быть возрождён Господом; и когда всё это произойдёт, он будет искуплен и спасён. Поскольку эти три предназначения следуют по порядку друг за другом и объединяются в последнем и поэтому для ангелов составляют единое целое, то когда происходит крещение, или о нём читают в Слове, либо упоминают в разговоре, присутствующие ангелы понимают под этим не крещение, а возрождение. Так, слова Господа:

Уверовавший и крещёный будет спасен; неверивший будет осужден.

Марк 16:16

 

— ангелы в небесах понимают как то, что человек, признающий Господа и возрождённый, спасается.

По той же причине христианские церкви на земле называют крещение омовением возрождения. Поэтому да будет известно всем христианам, что тот, кто не верит в Господа, не может быть возрождён, даже если он крещён. Что крещение вообще бесполезно без веры в Господа, смотри об этом 673 в этой главе. Каждый христианин должен отдавать себе отчёт в том, что крещение предполагает очищение от зла и поэтому — возрождение, поскольку, когда его крестили в детстве, священник своими пальцами сделал крестное знамение на его лбу и груди, как знак Господа, а затем, обратившись к крестникам, спросил, отвергает ли он дьявола и дела его и принимает ли веру. На это крёстные родители ответили за младенца: «Да». Возрождение осуществляется отвержением дьявола, то есть зла, исходящего из ада, и верой в Господа.

 

686. В Слове говорится, что Господь Бог наш Спаситель крестит Святым Духом и огнём. Это означает, что Господь возрождает человека при помощи Божественной истины веры и Божественного добра любви, или милосердия, о чём говорилось выше, 684. Возрождённых Святым Духом, то есть Божественной истиной веры, можно отличить в небесах от возрождённых огнём, то есть Божественным добром любви. Возрождённые Божественной истиной веры в небесах ходят в белых льняных одеждах и называются духовными ангелами. Возрождённые Божественным добром любви ходят в багряных одеждах и называются небесными ангелами. Те, кто ходит в белых одеждах, упоминаются в следующих местах:

Они следуют за Агнцем, одетые в виссон белый, чистый.

Откр. 19:14

Они будут ходить со Мной в белом.

Откр. 3:4; а также 7:14

 

Ангелы, которых видели на могиле Господа, были в сияющих белых одеждах (Матф. 28:3; Лука 24:4). Это были духовные ангелы, поскольку виссон означает праведные дела святых (Откр. 19:8, где об этом сказано со всей определённостью). Ибо одежды в Слове означают истины, а белые одежды и виссон означают Божественные истины; это показано в «Апокалипсисе открытом» (397).

Возрождённые же при помощи Божественного добра любви носят багряные одежды, потому что багрянец — это цвет любви, цвет, происходящий от огня и красноты солнца; огонь означает любовь (АО 468, 725). Именно по той причине, что одежды означают истины, тот из приглашённых гостей, на котором не было свадебного наряда, был выброшен вон, во внешнюю тьму (Матф. 22:11—13).

 

687. Помимо этого, многое другое в небесах и в мире свидетельствует о том, что крещение изображает возрождение. В небесах это, как уже говорилось, белые и багряные одежды, а кроме того, свадьба церкви с Господом, новые небеса и новая земля, и Новый Иерусалим, спускающийся оттуда, о котором Сидящий на престоле сказал:

Вот, Я всё делаю новым.

Откр. 21:1—5

 

То же самое подразумевается под рекой воды жизни, которая вытекает от престола Бога и Агнца (Откр. 22:1, 2); а также под пятью разумными девами, у которых были светильники и масло и которые вошли с женихом на свадьбу (Матф. 25:1, 2, 10). Тот, кто крещён, то есть возрождён, обозначается всей тварью (Марк 16:15; Рим. 8:19—21) и новой тварью (2 Кор. 5:17; Гал. 6:15); ведь слово «тварь» происходит от «быть сотворённым», что означает «быть возрождённым» («Апокалипсис открытый», 254).

Многое в мире изображает возрождение, например, весеннее цветение всех произведений земных, а затем постепенное развитие цветов в плоды; подобно тому — и рост всякого дерева, куста или цветка от первого тёплого месяца до последнего. Оно изображается также последовательным созреванием всякого плода от первого зачатка до полной зрелости. Далее оно изображается утренним и вечерним ливнем и росой, от которых цветы распускаются, тогда как ночная тьма закрывает их; или же ароматами садов и полей. Изображением его, кроме того, служит радуга в облаке (Бытие 9:14—17), а также великолепные краски утренней зари. Вообще же возрождение изображается тем, как в теле всё непрерывно обновляется посредством его соков и духа жизни, а значит, посредством крови, которая постоянно очищается от отработанных вещёств и обновляется и, таким образом, как бы возрождается.

Если обратить внимание на самых незаметных существ земных, можно найти прекрасные подобия возрождения, к примеру, в удивительных превращениях шелковичных червей и многих других гусениц в куколок и бабочек, а также других насекомых, которые со временем обзаводятся крыльями. К этим примерам можно добавить и более прозаические, в частности, что некоторые певчие птицы любят окунаться в воду, чтобы помыться и очиститься, после чего вернуться к своему пению. Словом, весь мир, от начала до конца, полон изображений и подобий возрождения.

 

 

VII

 

Крещением Иоанна был приготовлен путь, которым Господь Иегова сошёл в мир и совершил искупление

688. У Малахии читаем:

Вот, Я посылаю вестника Моего, который приготовит путь передо Мною, и внезапно придёт Господь, которого вы ищете, в храм Свой, и вестник завета, которого вы желаете. Кто выдержит день пришествия Его и кто устоит, когда Он явится?

Мал. 3:1, 2

 

И ещё:

Вот, Я пошлю к вам пророка Илию перед наступлением великого и страшного дня Иеговы, чтобы Я, придя, не поразил эту землю проклятием.

Мал. 4:5, 6

Когда отец Иоанна Захария пророчествует о своём сыне:

И ты, дитя мое, будешь называться пророком Всевышнего, будешь идти перед лицом Господа, чтобы приготовить пути Ему.

Лука 1:76

 

Сам Господь сказал об Иоанне Крестителе:

Это тот, о ком написано: «Вот, Я посылаю вестника моего перед лицом Твоим, который приготовит путь Твой перед Тобою».

Лука 7:27

 

Из этих отрывков ясно, что Иоанн был пророком, посланным приготовить путь Богу Иегове, чтобы Он мог сойти в мир и совершить искупление. Ясно также, что он приготовил этот путь крещением и возвещёнием пришествия Господа; и что без этого приготовления все были бы поражены проклятием и истреблены.

 

689. Крещение Иоанна приготовило путь, потому что при помощи него, как показано выше, люди были приняты в грядущую церковь Господа и были введены в то общество в небесах, в котором с нетерпением ждали и желали пришествия Мессии. Благодаря этому ангелы защищали их, чтобы дьяволы не могли вырваться из ада и погубить их. Поэтому-то и сказано у Малахии: «Кто выдержит день пришествия Его?» и «Чтобы Иегова, придя, не поразил эту землю проклятием» (Мал. 3:2; 4:6). То же и у Исаии:

Вот, приходит день Иеговы лютый, день гнева и пылающей ярости. Небо поколеблется, и земля сдвинется с места своего в день пылающего гнева Его.

Исаия 13:6, 9; 22:5, 12

 

У Иеремии этот день также назван днём опустошения, отмщения и разорения (Иерем. 4:9; 7:32; 46:10, 21; 47:4; 49:8, 26). У Иезекииля он назван днём гнева, днём облачным и мрачным (Иез. 13:5; 30:2, 3, 9; 34:11, 12; 38:14, 16, 18, 19). То же самое у Амоса (5:13, 18, 20; 8:3, 9, 13); у Иоиля: «Великий и страшный день Иеговы, кто выдержит его?» (Иоиль 2:1, 2, 11; 3:2, 4). У Софонии:

В день этот будет слышен крик. Близок великий день Иеговы, день пылающего гнева Его — тот день, день скорби и муки, день опустошения и разорения. В этот день гнева Иеговы пожрана будет вся земля, и совершит Он истребление над всеми жителями земли.

Соф. 1:7—18

 

Есть и другие подобные места.

Отсюда ясно, что если бы крещением Иоанна не был приготовлен путь для сошествия в мир Иеговы, благодаря которому небеса заградили ады и защитили евреев от окончательной гибели, то все они были бы поражены проклятием и истреблены. И Моисею Иегова сказал:

Если Я пройду среди вас, в один миг истреблю людей.

Исход 33:5

 

Что это так, со всей ясностью видно из слов Иоанна к множеству народа, сходившегося к нему креститься:

Вы, отродье змеиное, кто надоумил вас бежать от будущего гнева?

Матф. 3:7; Лука 3:7

 

О том, что Иоанн, крестя, учил также о Христе и Его пришествии, явствует из: Лука 3:16; Иоанн 1:25, 26, 31—33; 3:26. Из приведённых отрывков понятно, каким образом Иоанн приготовил путь.

 

690. Крещение Иоанна символизировало очищение внешнего человека; но крещение у христиан нашего времени символизирует очищение внутреннего человека, то есть возрождение. Вот почему написано, что Иоанн крестил водой, а Господь крестит Духом Святым и огнём. По той же причине крещение Иоанна называется крещением покаяния (Матф. 3:11; Марк 1:4сл.; Лука 3:3, 16; Иоанн 1:25, 26, 33; Деян. 1:22; 10:37; 18:25). Те евреи, что крестились у него, были исключительно внешними людьми, а внешний человек не может стать внутренним без веры в Христа. Можно понять из Деяний апостолов (19:3—6), что люди, крестившиеся у Иоанна, стали внутренними, когда приняли веру в Христа и затем крестились во имя Иисуса.

 

691. Моисей сказал Иегове:

Покажи мне славу Твою. Иегова сказал ему: нельзя тебе видеть лица моего, потому что никто не может видеть Меня и жить. И сказал Он: вот место, стань на этой скале, Я поставлю тебя в расселину этой скалы и покрою тебя рукою Моею, пока не пройду; а когда уберу руку Мою, ты увидишь Меня сзади, а лицо Моё не будет видно тебе.

Исход 33:18—23

 

Человек потому не может видеть Бога и жить, что Бог есть сама любовь, а сама любовь, или Божественная любовь, в духовном мире предстаёт перед взором ангелов солнцем, которое от них так же далеко, как солнце нашего мира — от людей. Поэтому, если бы Бог, находящийся в середине того солнца, оказался рядом с ангелами, они были бы уничтожены точно так же, как и люди, если бы рядом с ними оказалось солнце этого мира, поскольку духовное солнце так же огненно.

По этой причине существуют постоянные ограничения, благодаря которым огненный жар этой любви умеряется и смягчается, чтобы ангелы не погибли от непосредственного воздействия её на небеса. Вследствие этого, когда Господь на небесах дает почувствовать своё присутствие более непосредственно, безбожники под небесами начинают жаловаться, мучаются и падают в обморок, чем вынуждаются бежать в пещёры и расщелины гор, крича:

Падите на нас и скройте нас от лица Сидящего на престоле.

Откр. 6:16; Исаия 2:19, 21

Не Сам Господь сходит вниз, а ангел, окружённый сферой любви от Господа. Я много раз видел безбожников, так напуганных этим нисхождением, словно они увидели перед собой саму смерть. Некоторые из них бросались при этом всё глубже и глубже в ад, а другие приходили в бешенство.

По той же причине сыны Израиля готовились в течении трёх дней перед тем, как Господь Иегова сошёл на гору Синай, и гора эта была огорожена, чтобы никто не подошёл и не был убит (Исход, глава 19). То же относится и к святости Господа Иеговы в обнародованных тогда Десяти заповедях, которые были начертаны перстом Божьим на двух скрижалях и уложены в ковчег. Поверх него в скинии была положена крышка, на которой располагались херувимы, чтобы никто не мог коснуться скрижалей непосредственно рукой или взглядом. Даже Аарону не дозволялось подходить к этому месту кроме одного раза в год, и то лишь после того, как он совершит над собой очищение жертвоприношением и воскурением.

Потому-то и жители Аккарона и Вефсамиса были убиты числом до нескольких тысяч только за то, что увидели ковчег своими глазами
(1 Цар. 5:11, 12; 6:19); и то же самое случилось с Озой, который коснулся его (2 Цар. 6:6, 7). Эти несколько примеров поясняют, какое проклятие и истребление обрушилось бы на евреев, если бы крещение Иоанна не приготовило их к принятию Мессии, то есть Бога Иеговы
в человеческой форме, и если бы Он не явил Себя, приняв человеческое. Они были приготовлены тем, что в небесах их приняли и причислили к тем людям, которые всем сердцем ждали Мессию и тосковали по Нему, и поэтому к ним были посланы ангелы, чтобы защищать их.

 

 

* * *

692. Здесь я приведу несколько воспоминаний, из которых это — первое[139].

Возвращаясь домой из школы мудрости, я увидел по пути ангела, одетого в голубое. Он пошёл рядом со мной и сказал: «Я видел, как ты вышел из школы мудрости, и тебе доставило большое удовольствие то, что ты там слышал. Но я понял, что ты не целиком в нашем мире, поскольку ты одновременно находишься в мире природном и поэтому не знаешь о наших Олимпийских состязаниях. На них собираются мудрецы античности, чтобы узнать от новоприбывших из вашего мира, каким изменениям и чередованиям состояния подвергалась и подвергается мудрость. Если хочешь, я отведу тебя туда, где живут многие мудрецы античности вместе со своими сыновьями, то есть учениками».

Он отвел меня к границе между севером и востоком, и, когда я взглянул с возвышенности, моёму взору предстал город, и по одну сторону от него — два холма, из которых ближний к городу был меньше. «Этот город называется Афинами, — сказал мне ангел, — меньший из двух холмов называется Парнасом, больший — Геликоном. Они названы так потому, что в городе и в окрестностях его живут мудрецы Древней Греции, и среди них — Пифагор, Сократ, Аристипп и Ксенофонт вместе со своими учениками и последователями».

Я спросил о Платоне и Аристотеле, но он ответил, что они со своими последователями живут в другом месте, поскольку они учили доводам рассудка, которые относятся к разуму, а здешние жители учили нравственным вопросам, которые относятся к жизни.

Он рассказал, что учёных из города Афины часто посылали к образованным христианам, чтобы они разузнали, каковы теперь их мысли о Боге, о сотворении вселенной, о бессмертии души, о положении человека по отношению к животным и о других предметах внутренней мудрости. Он сказал также, что глашатай известил о собрании, назначенном в этот день, а это значит, что послы встретились с некоторыми из вновь прибывших с земли и услышали от них нечто любопытное. И вот мы увидели множество людей, сходившихся со всего города и с окрестностей, некоторые из которых были в лавровых венках, некоторые несли в руках пальмовые ветви, кто-то держал книги под мышкой, а у иных за волосы на левом виске были заткнуты писчие перья.

Мы присоединились к ним и взошли вместе с ними на холм, где располагался восьмиугольный дворец, который они называли Палладиумом. Войдя внутрь, мы обнаружили восемь шестиугольных ниш, в каждой из которых были полки с книгами и стол, за которым размещались те, что носили лавровые венки. В самом Палладиуме были высеченные из камня сидения, на которых располагались остальные.

Затем слева отворилась дверь, и через неё ввели двух новоприбывших с земли. Их встретили приветствиями, после чего один из увенчанных лаврами спросил их: «Что нового на земле?»

«Есть новость, — ответили они. — В лесах нашли людей, которые напоминали животных, или животных, подобных людям. По их телам и лицам выяснили, что родились они людьми, но в возрасте двух-трех лет потерялись или были брошены в лесах. Эти существа не могли выразить звуком никакой мысли и не умели произнести ни одного слова. Не знали они и какая пища им нужна, хотя даже животные знают это, и брали в рот всё, что растёт в лесах, как чистое, так и нечистое; и ещё много подобного рассказывают о них. Некоторые из наших учёных выдвинули множество предположений, а другие сделали многочисленные выводы относительно положения человека по отношению к животным».

Услышав это, некоторые из античных мудрецов спросили: «Каковы же были их предположения и выводы?» Новоприбывшие ответили, что их было огромное количество, однако все их можно свести к следующему.

1. Человек по своей природе, а равно и по рождению, глупее, и поэтому ниже, любого животного, и он становится животным, если его не учить.

2. Он способен учиться, потому что сначала он узнаёт, как произносить членораздельные звуки и таким образом говорить; посредством этого он начинает выражать свои мысли; это получается у него постепенно всё лучше и лучше, и, наконец, он уже может составлять законы жизни в обществе, из которых многие между тем запечатлены в животных с рождения.

3. Животные так же способны к рассуждению, как и люди.

4. Поэтому, если бы животные могли говорить, они рассуждали бы на любые темы так же искусно, как и люди. Доказательством служит то, что они думают рассудительно и благоразумно наравне с людьми.

5. Разум — это просто видоизменения солнечного света в совокупности с теплом посредством эфира, и, таким образом, это всего лишь деятельность более внутренней природы. Эту деятельность можно возвысить настолько, что она будет выглядеть, как мудрость.

6. Поэтому бессмысленно думать, будто человек, в отличие от животного, живёт после смерти. Разве что, возможно, испарения жизни тела, выделяющиеся несколько дней после смерти, могут выглядеть облаком в виде призрака, пока не рассеются в природе. Так веточка, вынутая из пепла костра, сохраняет подобие своих прежних очертаний.

7. Следовательно, религия, которая учит, что жизнь продолжается после смерти, изобретена для того, чтобы с помощью её законов держать простых людей в послушании внутренне, точно так же как гражданские законы держат их в послушании внешне.

Они добавили, что так рассуждали способные, но неумные. «Что же думают умные?» — спросили их. Они ответили, что не слыхали, но предполагают, что то же самое.

Услышав это, все сидевшие за столами воскликнули: «Что за времена настали теперь на земле! Увы! Что стало с мудростью! Она превратилась в безрассудное хитроумие. Солнце зашло и опустилось под землю, став прямо напротив своего полуденного положения. Кому же не понятно на примере этих людей, потерянных и затем найденных в лесах, что таким человек становится, если его не учить? Не таков ли человек, каким его делают наставления? Он родится более невежественным, чем животные. Он должен учиться ходить и говорить. Если бы он не учился ходить, разве мог бы он стоять прямо на ногах? И если бы он не учился говорить, разве мог бы он высказать хоть какую-нибудь из своих мыслей? Поэтому каждый представляет собой то, чему он научен: безумца, если научен лжи, мудреца, если научен истинам. И если человек научен лжи и поэтому безумен, разве не воображает он себя мудрее того, кто научен истинам и поэтому мудр? И разве нет таких людей, умалишённых и безрассудных, которые являются людьми не более тех, что найдены в лесах? Не таковы ли те, которые пребывают в беспамятстве?






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных