Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Преобразование и возрождение 11 страница




Последователи Декарта, державшие свои пальцы на лице, на уровне бровей, и теперь отнявшие их, отвечали на это следующими словами: «Увы! Вы говорите по видимости; разве вы не знаете, что не сам глаз любит девушку или невесту, а душа? Что также чувства тела не сами, а по душе, горячо желают мешков, наполненных деньгами? Что подобным же образом и уши не иначе чутки к восхвалениям льстецов? Не восприятие ли порождает чувствование? А восприятие — свойство души, а не органа. Скажите, если можете, разве не мысль, а что-то другое заставляет говорить язык и губы? И что-либо другое, а не воля, заставляет действовать руки? Мысль же и воля принадлежат душе. Следовательно, имеется ли что-либо, кроме души, что заставляет глаз видеть, уши — слышать, а все другие органы — чувствовать, обращать внимание, замечать? По этим и по бесчисленным другим примерам всякий, чья мудрость не ограничена чувствами тела, заключит, что нет влияния тела на душу, но есть влияние души на тело. Мы называем это влияние случайным, или духовным».

Выслушав сказанное, те трое, что стояли позади предыдущих и были приверженцами Лейбница, взяли слово, говоря: «Мы слышали доводы, представленные с той и другой стороны. Мы сравнили их и убедились, что по многим вопросам одна сторона одержала верх, а по многим иным — другая. Если вы позволите, мы решим исход спора».

На вопрос, как именно, они отвечали: «Нет ни влияния души на тело, ни влияния тела на душу, но есть согласное и одновременное действие их друг на друга, которому знаменитый автор дал прекрасное название предустановленной гармонии».

Вслед за тем вновь появился дух с факелом, но теперь он держал его в левой руке. Он помахал факелом у их затылков, отчего понятия у всех спутались, и они воскликнули одновременно: «Ни душа наша, ни тело не знает, какую сторону принять. Поэтому решим вопрос жребием и будем держаться того мнения, которое будет вынуто первым». Они взяли три бумажки и написали на одной: «Влияние физическое», на другой: «Влияние духовное», а на третьей: «Гармония предустановленная». Положив бумажки в перевёрнутую шляпу, они избрали того, кто будет тянуть, и он, опустив руку, вынул бумажку, на которой было написано: «Влияние духовное». Когда увидели и прочли надпись, все сказали, одни голосом ясным и плавным, другие голосом мрачным и сдавленным: «Будем придерживаться этого мнения, так как оно вышло первым». Но тотчас же рядом с ними появился ангел и сказал: «Не думайте, что жребий в пользу духовного влияния вышел случайно; так было задумано. Ибо ваши понятия так спутаны, что вы не видите их истинности, но истина сама далась вам в руки, и это для того, чтобы вы приняли её».

 

697. Шестое воспоминание[146].

Однажды я наблюдал невдалеке атмосферное явление: облако, состоящее из облаков поменьше, из которых одни были голубые, а другие — тёмные. Эти облака как бы толкались между собой, а между ними сверкающими полосами пробивались лучи света, по временам острые, как наточенные мечи, по временам тупые, как сломанные мечи. Полосы то будто набрасывались одна на другую, то втягивались в себя, совсем как бойцы в схватке. Словом, казалось, что эти маленькие облака разных цветов сражаются между собой. Но это была лишь игра. Поскольку всё это происходило поблизости, я присмотрелся, подняв глаза, и увидел мальчиков, молодых людей и стариков, входивших в здание из мрамора с порфировым основанием. Атмосферное явление наблюдалось над этим зданием. Тогда я спросил одного из входивших, что там происходит. «Это высшая школа, — ответил он, — где молодёжь посвящается в разнообразные вопросы, относящиеся к мудрости».

Услышав это, я вошёл с ними внутрь. Я был в духе, то есть в том же состоянии, что и люди в духовном мире, которых называют духами и ангелами. Внутри школы напротив входа находилась кафедра, по центру располагались скамьи, по бокам — сидения, а над входом — галерея. Кафедра предназначалась для юношей, которым предстояло отвечать по вопросу, предложенному к обсуждению в этот раз. Скамьи предназначались для слушателей, сиденья по бокам — для тех, кто уже дал мудрый ответ, а галерея — для старших — арбитров и судей. В середине галереи находилось возвышение, на котором сидел мудрец, глава школы. Он задавал вопросы, на которые отвечали с кафедры молодые люди.

Когда все собрались, человек на возвышении встал и сказал: «Теперь будьте добры отвечать и вынести решение по следующему вопросу: что такое душа и какова её природа?»

Все изумились услышанному, начался ропот, и со скамей кто-то воскликнул: «Да был ли кто-нибудь с эпохи Сатурна[147] до наших времен, кто мог бы усилием рассудочной мысли увидеть и постичь, что такое душа, а тем более какова её природа? Ведь это превосходит всякую возможность чьего бы то ни было разума!»

Но с галереи ответили: «Этот вопрос не превосходит разума, но находится в пределах его возможностей. Нужно лишь найти ответ».

Избранные на этот день юноши встали, взошли на кафедру и стали отвечать на вопрос. Их было пятеро, все они были испытаны старшими и признаны наиболее сообразительными. Они расположились на мягких сидениях по бокам кафедры, на которую затем они по очереди всходили в том порядке, в котором сидели. Каждый, поднимаясь на кафедру, облачался в шёлковую блузу цвета опала, а поверх неё — в мягкую шерстяную мантию с цветами, вплетёнными в неё, и надевал головной убор с венком из роз наверху и с маленькими сапфирами вокруг него.

Затем я увидел первого молодого человека, облачившегося в эту одежду и поднявшегося на кафедру, который сказал: «Что такое душа и какова её природа, не было открыто никому со времени первого дня творения. Эту тайну один Бог хранит в своей сокровищнице. Но вполне открыто то, что душа в человеке — как царица. Однако, где находится её царский дворец, по этому вопросу среди учёных имеются лишь догадки. Некоторые из них считают, что она располагается в маленьком узелке между мозгом и мозжечком, который называется шишковидной железой. Они предполагают, что именно в ней находится душа, потому что всем человеком правят эти два мозга, а ими управляет этот узелок. Итак, то, что правит по своему усмотрению обоими мозгами, то правит и всем человеком от головы до пят. Такое предположение, — добавил он, — многими в мире считалось истинным или весьма вероятным, но в последнее время его отвергли, как чистый вымысел».

Окончив речь, он снял мантию, блузу и головной убор. Второй из выбранных надел их и поднялся на кафедру. Его решение по поводу души состояло в том, что никто во всех небесах и во всём мире не знает, что такое душа и какова её природа. «Однако нам хорошо известно, — сказал он, — что душа существует и находится в человеке; но где именно — это остаётся предметом догадок. Что где-то в голове, это определённо, поскольку именно там мыслит разум и образуются намерения воли, а в передней части головы, то есть на лице, располагаются органы всех пяти чувств человека. И жизнь всему этому дает душа, находящаяся в голове; но я не осмелюсь высказать своего мнения о том, где именно она пребывает. Я согласен с теми, кто считает местом её пребывания три желудочка мозга; но с другой стороны согласен и с тем мнением, что она находится в полосатых телах мозга, или же в вещёстве обоих мозгов, или в корковом вещёстве, или, наконец, в твёрдой мозговой оболочке. Ибо нет недостатка в свидетельствах в пользу того или иного из этих мест.

В пользу того, что этим местом являются три желудочка мозга, говорит то обстоятельство, что они служат вместилищем жизненных начал и всякого рода соков мозга. В пользу полосатых тел — то, что они составляют ту часть мозга, через которую выходят нервы и благодаря которой каждая частица мозга имеет своё продолжение в позвоночнике, а из спинного мозга и нервов выходят волокна, образующие всё строение тела. В пользу вещёства обоих мозгов — то, что оно представляет собой средоточие и скопление волокон, образующих начало всего организма человека. В пользу коркового вещёства — то, что в нём заключены начальные и конечные цели и потому начала всех волокон, а значит, всякого чувства и движения. В пользу твёрдой мозговой оболочки — то, что она служит общей оболочкой для обоих мозгов, простирающейся в определённой последовательности на сердце и все внутренности тела. Что касается меня, то я не могу отдать предпочтение ни одной из этих теорий перед другими. Прошу вас, решите сами и выберите из них лучшую».

Закончив говорить, он сошёл с кафедры и передал блузу, мантию и головной убор третьему выступавшему, и тот, взойдя на кафедру, сказал следующее: «Можно ли мне, в моём возрасте, касаться столь высоких предметов? Я взываю к учёным людям, сидящим здесь по бокам зала, я взываю к вам, мудрецы на галерее, наконец, к ангелам высших небес: кто может по свету своего разума составить себе хоть какое-нибудь понятие о душе? Что же касается того места, где находится в человеке душа, то тут я могу, как и все остальные, высказать своё предположение. Моё предположение — что она находится в сердце, а значит, в крови. Я объясняю это тем, что сердце посредством крови управляет как телом, так и головой. Из него выходит большой кровеносный сосуд, называемый аортой, проходящий по всему телу, а от него разветвляются кровеносные сосуды, называемые сонными артериями, проходящие по всей голове. Поэтому общепринято, что душа из сердца посредством крови поддерживает, питает и даёт жизнь всей органической системе тела и головы. Есть ещё и дополнительная причина доверять такому предположению, а именно, что в Священном Писании так часто говорится: «душа и сердце». Например, что нужно любить Бога «всей душой твоей и всем сердцем твоим»; что Бог создаёт человеку «новую душу и новое сердце» (Втор. 6:5; 10:12; 11:13; 26:16; Иерем. 32:41; Матф. 22:37; Марк 12:30, 33; Лука 10:27; и др.). Кроме того, там прямо говорится, что кровь — душа плоти (Левит 17:11, 14)». При этих словах послышались выкрики: «Вот это учёность!»; эти возгласы принадлежали духовенству.

Затем четвёртый облачился в тот же наряд, что и предыдущие ораторы, и начал свою речь, заняв кафедру: «Я также полагаю, что нет никого, чей ум был бы настолько изощрённым и тонким, чтобы он мог ясно различить, что такое душа и какова её природа. Поэтому я думаю, что изощрённость всякого, кто хочет углубиться в этот предмет, затупится от тщетных усилий. Но с самого детства моего я оставался верен мнению древних, что душа находится во всём человеке и в каждой его части и поэтому настолько же в теле и в каждой его части, насколько в голове и в каждой её части. Это бесполезная выдумка современных учёных — помещать душу в один из органов предпочтительно перед другими. Кроме того, душа — субстанция духовная, к которой не применимы ни размер, ни расположение, а лишь пребывание и наполнение. И далее, разве каждый, кто упоминает душу, не имеет при этом в виду жизнь? А разве жизнь не располагается во всём человеке и в каждой его части?» Многие из слушателей согласились с этими соображениями.

За ним последовал пятый. Приняв те же самые знаки отличия и взойдя на кафедру, он произнёс следующую речь: «Я не буду останавливаться на том, чтобы решить, где располагается душа, в какой-то части или во всём человеке. Однако я в меру своих возможностей изложу своё мнение относительно того, что такое душа и какова её природа. Никто не думает о душе иначе, как о чём-то чистом, подобном эфиру, воздуху или ветру, в котором есть жизненное начало, происходящее от разумности, принадлежащей человеку в большей степени, чем животным. Это мнение основано на том, что когда человек умирает, о нём говорят: „испустил дух“ или: „душа отлетела“. По той же причине думают, будто душа, живущая после смерти, является подобного рода дыханием, которое содержит в себе жизнь мышления, то есть то, что и называется душой. А чем ещё может быть душа? Однако же, поскольку я слышал от сидящих на галерее, что вопрос о том, что такое душа и какова её природа, не превосходит разума, но находится в пределах его возможностей, я прошу и умоляю их самих открыть эту вечную тайну».

Старшие, те, что находились на галерее, обернулись к главе школы, предложившему вопрос для обсуждения. Он понял по их знакам, что ему нужно спуститься и дать ответ. Немедленно покинув своё место на возвышении, он проследовал через зал и взошёл на кафедру. Подняв руку, он сказал: «Послушайте меня, прошу вас. Кто не понимает, что душа является самой внутренней и тонкой сущностью человека? Но что такое сущность без формы, если не плод воображения? Поэтому душа — это форма, а какова эта форма, я сейчас объясню. Это форма всего, что относится к любви, и всего, что относится к мудрости. Всё, что относится к любви, называется влечениями, а всё, что относится к мудрости, называется восприятиями. Восприятия происходят от влечений и вместе с ними образуют единую форму, в которой заключены все её бесчисленные составляющие, расположенные в таком порядке и согласованные между собой таким образом, что их можно назвать единым целым, поскольку никакая из составляющих единого целого не может быть изъята или добавлена без того, чтобы оно перестало быть единым целым. Что же тогда представляет собой душа человека, если не такую форму? Всё, что относится к любви, и всё, что относится к мудрости, — это существенные составляющие этой формы. И в человеке все эти составляющие находятся в его душе, а из души — в голове и теле.

Вы называетесь духами и ангелами. А ведь в мире вы думали, что духи и ангелы — это дуновения ветра или частицы эфира, то есть умы и души. Теперь же вы ясно видите, что вы подлинно, действительно и по-настоящему люди, которые раньше, в мире, жили и думали в материальном теле; и вы знали, что не материальное тело живёт и думает, а духовная субстанция в этом теле. Её-то вы и называли душой, о форме которой вы теперь ничего не знаете, хотя вы уже видели её и сейчас видите. Вы все — души, о бессмертии которых вы слышали, думали, говорили и писали так много; и поскольку вы — формы любви и мудрости, исходящей от Бога, вы не можете умереть никогда. Итак, душа — это человеческая форма, от которой ничего нельзя отнять и к которой ничего нельзя добавить; это самая внутренняя форма всех форм всего тела. Поскольку внешние формы заимствуют от внутреннего и сущность, и форму, то вы — души, совершенно такие, какими предстаете своему и нашему взору. Словом, душа — это сам человек, потому что это — самый внутренний человек; поэтому её форма — это человеческая форма в полном совершенстве. Однако это не жизнь, а ближайшее вместилище жизни от Бога, а значит, обитель Божья».

Многие встретили эту речь рукоплесканиями, но некоторые сказали: «Над этим ещё надо подумать». С этим я ушёл домой; и вдруг над той школой вместо прежнего атмосферного явления возникло сияющее облако без всяких полос и лучей, сражающихся друг с другом. Это облако проникло сквозь крышу и осветило стены изнутри. Мне было сказано, что на стенах они увидели надписи, среди которых была следующая:

Иегова Бог вдохнул в ноздри человека дыхание жизни, и стал человек душою живой.

Бытие 2:7

 

Глава 13

Святое Причастие

 

I

 

Не зная о том, как природное соответствует духовному, невозможно знать пользы, приносимой Святым Причастием

698. Частичное объяснение этому было дано в главе о крещёнии, где было показано, что без знания духовного смысла Слова невозможно знать, что заключают в себе и для чего нужны таинства крещёния и Святого причастия (см. 667—669). Здесь же говорится «не зная о том, как природное соответствует духовному»; это то же самое, поскольку природный смысл Слова на небесах обращается в духовный через соответствия. Поэтому-то эти два смысла и соответствуют друг другу, и тот, кто знает соответствия, может понять и духовный смысл. Что такое соответствия и какова их природа, можно видеть из главы о Священном Писании, от начала до конца, а также из разъяснения Десяти заповедей, от первой до последней; подробности же — в «Апокалипсисе открытом».

 

699. Какой же истинный христианин не признаёт, что эти два таинства — святые, более того, самые святые обряды христианского богослужения? Однако, знает ли кто-нибудь, в чём заключается их святость или отчего она происходит? По природному смыслу из описания учреждения Святого причастия нельзя узнать ничего, кроме того, что плоть Христа даётся нам, чтобы есть, а Его кровь — чтобы пить, обозначают же их хлеб с вином. Отсюда можно прийти к одной только мысли: что эти таинства святы лишь потому, что заповеданы Господом. Поэтому наиболее изобретательные из богословов церкви учили, что всякая составляющая часть богослужения, к которой прилагается Слово, становится священным таинством. Но такое предположение об источнике святости не удовлетворяло разум, и в его пользу не было свидетельств в составляющих, или символах, богослужения, поэтому оно оставалось лишь в памяти. Таким образом, некоторые соблюдали эти таинства из уверенности, что с их помощью им прощаются грехи, другие — поскольку думали, что таинства освящают, иные же — поскольку они укрепляют веру и поэтому способствуют спасению. Есть люди, которые не придают особого значения этому вопросу по той лишь причине, что у них с детства сложилась привычка к соблюдению этих обрядов, а иные бросили соблюдать их, не видя в этом смысла. Безбожники же отвернулись от них, говоря про себя: «Что это, если не обряды, объявленные церковниками святыми? Это же просто хлеб и вино. Ничего в этом нет, кроме выдумки, будто тело Христа, распятого на кресте, и кровь, пролившаяся при этом, раздаются приобщающимся вместе с хлебом и вином», и тому подобное.

 

700. Вот какие понятия об этом самом святом обряде распространены теперь по всему христианскому миру, и только потому, что они согласуются с буквальным смыслом Слова; а духовный смысл был доныне скрыт и открыт лишь в настоящее время; между тем в нём одном можно разглядеть истинную благодать Святого причастия. Этот смысл открыт впервые только теперь по той причине, что до сих пор христианство существовало лишь по названию, а у некоторых людей — лишь как тень его. Ибо до сих пор люди не обращались напрямую к Самому Спасителю и не поклонялись Ему, как единственному Богу, в котором заключена Божественная Троица, но обращались к Нему опосредованно. Это — не обращение и поклонение, а только почтение к Нему, как к причине, ради которой человек спасается, то есть не к изначальной причине, а к посредствующей, которая ниже и снаружи неё.

Но поскольку теперь впервые возникает настоящее христианство и Господь учреждает новую церковь, которая упоминается в Откровении как Новый Иерусалим и в которой Бог Отец, Сын и Святой Дух признаются одним, составляя одну личность, то Господу угодно было открыть духовный смысл Слова, чтобы эта церковь могла обрести подлинную благодать таинств крещёния и Святого причастия. Это становится возможным, когда люди видят глазами своего духа, то есть разумом, скрытую в них святость и усваивают её теми средствами, которым Господь учил нас в Своём Слове.

 

701. Если бы не был открыт духовный смысл Слова или, что то же самое, если бы не было открыто, каким образом природное соответствует духовному, то святость таинства, обсуждаемого в этой главе, внутренне признавалась бы не более чем наличие сокровища, лежащего под землёй в поле. Такое поле ценится не выше, чем обычное; но, если становится известно, что там зарыт клад, поле стоит уже значительно больше, а купивший его становится богачом. И уж тем более если известно, что сокровище это дороже всего золота мира.

Без духовного смысла это таинство подобно запертому дому, полному ценных вещей и сундуков с сокровищами, который прохожему кажется таким же, как и любой другой дом на этой улице. Если же священники выстроят стены его из мрамора, а крышу покроют золотом, то прохожий непременно взглянет на него и остановится, чтобы полюбоваться им, разглядеть и оценить его. Однако было бы совсем другое дело, если бы дом этот был открыт, чтобы каждый мог зайти внутрь; а там стражник давал бы кому взаймы, а кому и в подарок, что-нибудь из сокровища, каждому по его положению. Сказано «в подарок» потому что запасы ценностей там неистощимы и постоянно пополняются. Вот как обстоит дело с духовным содержанием Слова и с небесным содержанием таинств.

Обсуждаемое здесь таинство, если не открыта заключенная внутри него святость, выглядит подобно речному песку, в котором содержится огромное количество крупиц золота, таких мелких, что их не видно. Но если эта святость открыта, то оно выглядит как собранное и переплавленное в слиток золото, из которого затем создаются прекрасные образы. Если святость этого таинства не известна и не видна, то таинство это — как сундук или ларец из бука или тополя, внутри которого хранятся алмазы, рубины и многие другие драгоценные камни, аккуратно разложенные по полочкам. Любой оценил бы его по достоинству, если бы знал, что находится внутри него, тем более если бы увидел да ещё узнал, что всё это раздаётся свободно. Если не известны соответствия этого таинства с небесами, то есть не видны небесные предметы, которым оно соответствует, то оно подобно ангелу, который явился в мире одетым в обычную одежду и к которому поэтому относятся лишь с той долей уважения, на которую в этой одежде можно рассчитывать. Совсем другое дело, если известно, что он ангел, из его уст слышны ангельские слова, а дела его чудесны.

Различие между святостью, о которой лишь объявлено, и святостью, которая видна, можно показать на примере того, что я видел и слышал в духовном мире. Читали письмо, написанное Павлом во время его путешествий в мире, которое не было опубликовано и поэтому никто не знал, что оно принадлежит Павлу. Вначале слушатели не обращали особого внимания на это письмо. Но когда узнали, что это — одно из писем Павла, то приняли его с радостью и с почтением к каждой его подробности. Отсюда понятно, что, когда высшие чины духовенства просто объявляют о святости Слова и таинств, это уже дает им печать святости. Но совершенно иначе обстоит дело, если их святость открыта и явлена взору, что и происходит при откровении духовного смысла. Благодаря этому их внешняя святость превращается во внутреннюю, и объявление святости становится признанием её. Всё это относится и к святости таинства Вечери Господней.

 

 

II

 

Зная соответствия, можно знать также, что означает плоть и кровь Господа и что хлеб и вино означают то же самое. А именно, что плоть Господа и хлеб означают Божественное добро Его любви, а также добро милосердия; а кровь Господа и вино означают Божественную истину Его мудрости, а также всю истину веры. Есть - означает делать своим собственным

702. Коль скоро в настоящее время открыт духовный смысл Слова, а вместе с ним и соответствия, поскольку они служат связью между природным и духовным смыслом, необходимо лишь привести те отрывки из Слова, по которым будет ясно видно, что означают плоть и кровь, а также хлеб и вино в Святом причастии. Но предварительно я опишу установление Господом этого обряда и Его учение о Его плоти и крови, о хлебе и вине.

 

703. Установление Господом обряда Святого причастия.

Иисус праздновал Пасху с учениками, и, когда настал вечер, Он возлёг за стол с ними.

И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил, и дал ученикам, и сказал: возьмите, ешьте, это тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал её им, говоря: пейте из неё все. Это кровь Моя, кровь нового завета, за многих изливаемая.

Матф. 26:26—28; Марк 14:22—24; Лука 22:19-20

 

Учение Господа о Его плоти и крови, о хлебе и вине.

Старайтесь не о пище тленной, но о пище, остающейся в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий. Истинно, истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с небес, но Отец Мой даёт вам истинный хлеб с небес; ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и даёт жизнь миру. Я — хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет голоден и верующий в Меня не будет жаждать никогда. Я — хлеб, сошедший с небес. Истинно, истинно говорю вам: верующий в меня имеет жизнь вечную. Я — хлеб жизни. Ваши отцы ели манну в пустыне и мертвы; хлеб же, сходящий с небес, таков, что тот, кто ест его, живёт и не умрёт. Я — живой хлеб, сошедший с небес: тот, кто ест этот хлеб, будет жить вечно; хлеб, который Я дам, это плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить крови Его, не будете иметь в себе жизни. Тот, кто ест Мою плоть и пьёт Мою кровь, имеет вечную жизнь, и Я возвращу его к жизни в последний день; ибо плоть Моя истинно есть пища, и кровь Моя истинно есть питие; кто ест Мою плоть и пьёт Мою кровь, пребывает во Мне, и Я в нём.

Иоанн 6:27, 32, 33, 35, 41, 47—51, 53—56

 

704. Каждый, кто воспринял просвещёние с небес, представляет себе, что плоть здесь вовсе не означает плоть, а кровь вовсе не означает кровь, но и то, и другое в природном смысле означает страдание на кресте, о котором они и должны напоминать. Поэтому Иисус сказал, когда назначал этот ужин последним празднованием иудейской Пасхи и первым празднованием христианской Пасхи:

Делайте это в память обо Мне.

Лука 22:19; 1 Кор. 11:24, 25

 

Подобным образом и хлеб не означает хлеб, а вино — вино, но в природном смысле они означают то же самое, что и плоть с кровью, то есть Его крестное страдание. Ибо написано:

Иисус преломил хлеб и дал его ученикам, говоря: это тело Моё. И взяв чашу, подал её им, говоря: это Моя кровь.

Матф., гл. 26; Марк, гл. 14; Лука, гл. 22

По этой же причине Он называл страдание на кресте чашей (Матф. 26:39; Марк 14:36; Иоанн 18:11).

 

705. Эти четыре предмета — плоть, кровь, хлеб и вино — означают духовные и небесные предметы, соответствующие им, что можно установить по тем местам в Слове, где они упоминаются. Плоть в Слове имеет духовное и небесное значения, о чём можно заключить из следующих отрывков:

Придите, собирайтесь на вечерю великого Бога[148], чтобы есть плоть царей, и плоть тысяченачальников, и плоть сильных, и плоть коней и сидящих на них, и плоть всех свободных и рабов, как малых, так и великих.

Откр. 19:17, 18

 

И у Иезекииля:

Сходитесь со всех сторон к жертве Моей, великой жертве, которую сотворю Я для вас на горах Израиля, чтобы вы могли есть плоть и пить кровь. Будете есть плоть сильных и пить кровь князей земли. Будете есть жир от жертвы моей до объедения и пить кровь до опьянения. И насытитесь за столом Моим конем и колесницей, сильным и всяким воином. Так явлю Я славу Мою между народами.

Иез. 39:17—21

 

Всякому ясно, что в этих отрывках ни плоть не означает плоть, ни кровь не означает кровь, а означают они то небесное, что им соответствует. Иначе, что бы могло означать всё это: что едят плоть царей, начальников, сильных людей, лошадей вместе с сидящими на них, что насыщаются за столом конями, колесницами, сильными и всякими воинами или пьют кровь князей земных, напиваясь кровью до опьянения? Что это, если не бессмысленные или какие-то странные выражения? Совершенно ясно, что всё это сказано о Святой Вечере Господа, ибо упоминается Вечеря великого Бога, а также великая жертва.

Поскольку всё духовное и небесное имеет отношение исключительно к добру и к истине, следовательно, плоть означает добро милосердия, а кровь — истину веры; а в высшем смысле — Господа относительно Божественного добра любви и относительно Божественной истины мудрости. Плоть означает духовное добро также и в следующих словах Иезекииля:

Я дам им одно сердце, и вложу новый дух посреди них, и выну сердце каменное, и дам им сердце из плоти.

Иез. 11:19; 36:26

 

Сердце в Слове означает любовь, таким образом, сердце из плоти означает любовь к добру. Кроме того, ещё более очевидно, что плоть и кровь означают духовное добро и духовную истину, из значений хлеба и вина, разъяснённых в последующих разделах; ведь Господь говорит, что Его плоть — это хлеб, а Его кровь — вино, испитое из чаши.

 

706. Кровь Господа означает Его Божественную истину и истину Слова, потому что Его плоть в духовном смысле означает Божественное добро любви и они вместе составляют одно целое в Господе. Известно, что Господь есть Слово, а в Слове всё относится к Божественному добру и Божественной истине. Поэтому, если вместо Слова мы будем говорить о Господе, то ясно, что Божественные добро и истина обозначаются Его плотью и кровью. Что кровь означает Божественную истину Господа или Слова, очевидно из многих отрывков, например, где кровь названа кровью завета: ведь завет — это соединение, которое Господь совершает посредством Своей Божественной истины, как у Захарии:

Кровью завета твоего Я освобожу узников из ямы.

Зах. 9:11

И у Моисея:

Моисей, прочитав книгу законов в уши народу, окропил половиной крови народ, говоря: вот кровь завета, который Иегова заключил с вами всеми этими словами.

Исход 24:3—8

 

А также:

Иисус, взяв чашу, подал её им, говоря: это кровь Моя, кровь нового завета.

Матф. 26:27, 28; Марк 14:24; Лука 22:20

 

Кровь нового завета, или договора, означает не что иное, как Слово, называемое Ветхим и Новым заветом, или договором, и поэтому Божественную истину, которая в нём содержится. Именно потому, что кровь имеет такое значение, Господь и подал вино со словами: «Это Моя кровь»; ведь вино означает Божественную истину, почему и называется «кровью винограда» (Бытие 49:11; Втор. 32:14). Ещё очевиднее это становится из слов Господа:

Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить крови Его, не будете иметь в себе жизни; ибо плоть Моя истинно есть пища, и кровь Моя истинно есть питие; кто ест Мою плоть и пьёт Мою кровь, пребывает во Мне, и Я в нём.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных