Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Конец века, пришествие Господа, новые небеса и новая церковь 12 страница




Поэтому также для спасения необходимо правильно веровать в воплощение нашего Господа Иисуса Христа (другие, чтобы всякий постоянно веровал, что наш Господь есть истинный человек); ибо истинная вера состоит в том, чтобы мы веровали и исповедовали, что наш Господь, Иисус Христос, Сын Божий, есть Бог и Человек. Бог Отчею субстанцией (или сущностью, другие — природой), рождённый прежде мира, и человек субстанцией (другие: природой) от матери, рождённый в мире. Совершенный Бог и совершённый человек, состоящий из разумной души и человеческого тела: равный Отцу Божественностью, и менее (другие: ниже) Отца человечностью. И хотя Он Бог и Человек, но не два, а один — Христос: Он один не от претворения Божественности в тело, а от принятия человечности в Боге (другие говорят: Он один, однако не так, чтобы Божественность претворилась в человечность, а Божественность приняла в Себя человечность) совершенно один не слиянием (другие — смешением) сущности, а единством личности (другие, Он совершенно один, однако не так, чтобы две природы были смешаны, но Он — одна личность): как разумная душа с телом составляют одного человека, так Бог и человек составляют одного Христа. Он страдал ради нашего спасения, сошёл в ад, воскрес в третий день от смерти, вознёсся в небеса и воссел одесную Отца всемогущего; откуда придёт судить живых и мёртвых, в Его пришествие все люди воскреснут своими телами: и те, которые сотворили добро, войдут в вечную жизнь, сотворившие же зло — в вечный огонь“.

Все в этом учении, до самого последнего слова — истинно, когда вместо Троицы личностей разуметь Троицу личности. Это можно заключить из этих же мест, вторично выписываемых, где приведена эта Троица. Троица личности состоит в том, что Божественное Господа есть Отец, Божественное человеческое — Сын, а Божественное исходящее — Дух Святой. Если разумеется эта Троица, то человек может не только мыслить об одном Боге, но даже называть одного Бога: всякий видит, что иначе он может мыслить только о трёх богах, и это видел Афанасий, потому что в его учении также введены следующие слова: „Мы по христианской истине обязаны признавать каждую личность саму по себе Богом и Господом, но мы не можем по кафолической религии, или по христианской вере, упоминать или называть трёх богов или трёх господов“.

Притом никто не понимает, как Божественное, которое одно, может делиться на три личности, из которых каждая — Бог, тогда как Божественное неделимо; составлять же три личности в одном через субстанцию или сущность — не отдаляет мысли о трёх богах, а только даёт понятие об их единодушии.

Если вместо Троицы личностей разуметь Троицу личности, то всё в этом учении, даже в самых его последних словах, истинно. Это можно заключить из тех же мест, если переписать их следующим образом: „Кто хочет спастись, тот необходимо должен исповедовать эту христианскую веру. Эта христианская вера состоит в том, что мы поклоняемся одному Богу в Троице, и Троице в одном, не соединяя трёх личностей и не разделяя сущности. Троица одной личности называется Отцом, Сыном и Святым Духом. Божественность Отца, Сына и Святого Духа одинакова, равная славой и величием. Каков Отец, таков Сын и Святой Дух; Отец несотворён, Сын несотворён и Святой Дух несотворён. Отец бесконечен, Сын бесконечен и Святой Дух бесконечен. Отец вечен, Сын вечен и Святой Дух вечен, но не три вечных, а один вечный, и не три бесконечных, также как не три несотворённых, а один несотворён и один бесконечен. Равно как Отец всемогущ, так и Сын — всемогущ, и Святой Дух — всемогущ, но не три всемогущих, а один всемогущий. Как Отец есть Бог, так и Сын — Бог, и Святой Дух — Бог, но не три бога, а один Бог. Как Отец есть Господь, так и Сын — Господь, и Святой Дух — Господь, но не три господа, а один Господь. Хотя мы по христианской истине признаём Троицу в одной личности, которая есть Бог и Господь, но по христианской вере мы можем называть только одного Бога и одного Господа. Отец никем не создан, не сотворён, не рождён; Сын — не создан, не сотворён, но рождён Отцом; Дух Святой — не создан, не сотворён и не рождён Отцом и Сыном, но от Них исходит. Поэтому один Отец, а не три отца; один Сын, а не три сына; один Святой Дух, а не три святых духа; и в этой Троице нет большего и меньшего, но они совершенно равны. Так что должны поклоняться Единству в Троице и Троице в Единстве, как об этом выше было сказано“.

Это сказано в учении о Троице и Единстве Божьем; затем там же говорится о принятии Господом в мире человеческого, что называется воплощением; там также, все вообще и в частности в учении, истинно, когда отдельно разуметь человеческое от матери, бывшее в Господе в то время, когда Он находился в состоянии уничижения или опустошения и когда Он испытывал искушения и крестное страдание, и человеческое от Отца, в котором Он был в состоянии прославления или соединения; ибо Господь принял в мире человеческое, зачатое Иеговою, который есть Господь от вечности, и рождённое девой Марией, поэтому в Нём было и Божественное, и человеческое, Божественное — от Его Божественного от вечности, и человеческое — от матери Марии во времени; но Он совлёк это человеческое и облёкся в человеческое, которое было Божественным. Именно оно называется Божественным человеческим и в Слове разумеется под Сыном Божьим. Поэтому, когда под материнским человеческим разумеется всё предыдущее в учении о воплощении, в котором Он был, находясь в состоянии уничижения, а под Божественным человеческим, в котором Он был, находясь в состоянии прославления, разумеется всё там последующее, то всё это также согласно.

С материнским человеческим, в котором Он был, находясь в состоянии уничижения совпадает всё предыдущее в учении: „Иисус Христос был Бог и человек, Бог Отчею субстанцией, а человек субстанцией матери, рождённый в мире; совершённый Бог и совершённый человек, состоящий из разумной души и человеческого тела; равный Отцу Божественным, менее Отца человеческим“. Затем следующее: „Это человеческое не претворилась в Божественное и с ним не слилось, но совлечено, а вместо него принято Божественное человеческое“. С Божественным человеческим, в котором Он был, находясь в состоянии прославления, и в котором теперь пребывает в вечности, совпадает следующее в учении: „Хотя наш Господь Иисус Христос Сын Божий есть Бог и Человек, но не два, а один Христос, и притом Он совершенно один, ибо одна личность, потому что, как душа с телом составляют одного человека, так Бог и человек составляют одного Христа“.

Бог и человек в Господе по учению не две, а одна личность, они же составляют такое единение, как душа с телом составляет одно, это ясно видно из многих мест, Им Самим сказанных, как например, Отец и Он — одно, всё Отца принадлежит Ему, и всё Его принадлежит Отцу; Он в Отце и Отец в Нём; всё дано в Его руку; Ему принадлежит всякая власть; Он есть Бог неба и земли, верующий в Него имеет жизнь вечную; и затем: Он вознёсся в небеса Божественным и человеческим, и там воссел одесную Бога, то есть Он всемогущ; и много других мест, в большом обилии выше приведённых из Слова о Его Божественном человеческом. Все эти места свидетельствуют, что Бог один, как личностью, так и сущностью, в Нём содержится Троица и этот Бог есть Господь».

Как видим — главенствующей идеей Небесного Учения является та, что Иисус Христос после Своего прославления есть Сам Господь Бог, единый в личности и сущности, и что Его Божественное человеческое состоит из трёх раздельных степеней — Отца, Сына, и Духа Святого, но это раздельные степени существования единого Бытия и единой Божественной личности. Отсюда можно понять, почему известный русский философ Владимир Соловьёв назвал в своей статье о Сведенборге Небесное Учение «абсолютным христианством».

В заключение я хотел бы привести ещё одну цитату, в которой Учение излагает те два главнейших принципа, которые составляют как бы квинтэссенцию всей доктрины новой церкви:

«Есть две существенности особо новой Господней церкви принад­лежащие. Первая из них та, что Господь единый есть Бог небес и земли, и что Его человеческое Божественно. Из этого следует, что Бог един как сущностью, так и личностью, и в Нём заключена Божественная Троица, и что Господь и есть этот Бог. Вторая же (существенность) заключается в том, что только те обладают милосердием и верой, кто живёт в соответствии с заповедями Десятословия, заключающимися в том, что не следует делать зло, и лишь в той мере, насколько кто-либо избегает зол, отвращаясь от них, как от грехов перед Богом, в той же мере он творит и добро, принадлежащее милосердию, и в той же только мере он почитает истины, вере принадлежащие…

Те, кто уничтожат эти две главные существенности, принадлежащие новой церкви Господа, погибнут от любви адской, ибо тот, кто не живёт в соответствии с заповедями Десятословия, так же как и не приходящий к Богу Спасителю и Искупителю, не может пребывать иначе чем в любви адской, и не может он также избежать и участи быть ею погубленным навсегда…

Отвращающиеся от этих двух главных существенностей новой Господней церкви не в состоянии получать никакой истины с неба, каковой истиной является истина учения веры из Слова, ибо они пребывают в своих собственных видах лжи и заблуждениях. И они постоянно низвергают себя во зло и ложь всякого рода, в той же степени, насколько они от этих двух существенностей отвращаются и их разрушают» (АО 484, 494, 496, 498, 537).

 

 

* * *

Как видим из вышеизложенного, с одной стороны, Небесное Учение представляет собой исключительно сложную мистико-философскую религиозную концепцию, для вмещёния которой едва-едва хватает тридцати полновесных томов, да и то, многое остаётся выраженным сугубо конспективно или вообще так и остаётся лишь в общем изложении. И между тем всю многосложность этого учения можно выразить посредством очень немногих, вполне ясных и доступных любому христианину принципов, разумение и следование которым, как утверждает само это учение, является вполне достаточным для преобразования жизни верующего и вхождения его в духовные состояния новой Господней церкви, и затем в вечное блаженство Духовного Господнего Царства на небесах. И принципы эти, изложенные в книге «Истинная христианская религия» заключаются в следующих пяти пунктах.

 

1. Бог один, и в Нём — Божественная Троица. Он — Господь Бог Спаситель Иисус Христос.

2. Спасительная вера — это верить в Него.

3. Нельзя делать зло, потому что оно дьявольское и от дьявола.

4. Нужно делать добро, потому что оно Божье и от Бога.

5. Делать добро человек должен, как если бы он делал сам, а верить нужно, что это от Бога в нём и через него.

 

Последняя и завершающая книга нового Господнего откровения, или же Небесного Учения Нового Иерусалима, была названа по Господнему провидению «Истинной христианской религией». Главной особенностью книги этой, столь заметно выделяющей её среди остальных текстов нового Господнего откровения, является прежде всего то, что книга эта есть универсальное изложение всего относящегося к учению веры новой церкви в окончательной и однозначно зафиксированной форме. Именно в этой книге все частности этого Учения были сконцентрированы Господом в едином и неразрывном комплексе, о котором сказано было, что он является универсальной наукой веры новой церкви, или же основой и фундаментом её внешних, или же природных, познаний, происходящих из Слова и относящихся к Божественности Господа и к духовным началам церкви.

И так как церковь всегда зачинается, как у отдельного человека в частности, так и в любом сообществе человеческом в целом, именно во внешних, или же в природных, началах, к которым и относятся все научные познания из Слова, принадлежащие науке веры в церкви, посему, как в книге «Истинная христианская религия» было написано: «Когда эта книга была окончена, Господь созвал двенадцать Своих учеников, которые следовали за Ним в мире; а днём позже Он послал их проповедовать всему духовному миру евангелие о том, что Господь Бог Иисус Христос — царь, и царство Его — во веки вечные, как предсказано через Даниила (7:13,14) и в Откровении (11:15)» (791).

Из этой цитаты видно, какое значение имеет эта книга для новой Господней церкви, в частности, да и для всего христианского мира вообще, а также и то, что именно через эту книгу Господом утверждено было в Его новой церкви всё то, что относится к области религиозных познаний у человека природного и мирского, в каковых познаниях последние, или же природные, начала церкви Господней всегда зачинаются и покоятся.

Отсюда также видно, каким именно образом возникло и собственно название книги этой.

Согласно Небесному Учению, все события во вселенной происходят одновременно в двух раздельных степенях её существования, и мир духовный имеет опору и существует посредством форм материальных мира природного, как своей основы и фундамента своего существования. Согласно Учению, Божественное наитие, зачинаясь в Господе от вечности, наполняет собою сначала мир духовный, образуя там духовные субстанции, а затем завершается в мире природном, образуя здесь формы материальные.

Но такая последовательность относится именно к порядку нисхождения форм, как раздельному, так и одновременному. Из чего следует, что, хотя по порядку нисхождения духовные субстанциальности всегда предшествуют формам материальным, но они тем не менее не могут существовать вне этих форм, и, следовательно, не предшествуют им по абсолютному существованию. Понять это в совершенстве нельзя, если не абстрагироваться предварительно от понятий пространства и времени и не осмысливать порядок таковой в понятиях раздельных и сплошных степеней, а также и состояний субстанциальных; но если воспринимать это из реальности пространства и времени, то в первом приближении можно сказать, что любое событие происходит одновременно в мире духовном и в мире природном, каждое в своих особых формах, которые связаны между собою лишь соответствиями по раздельной степени. Но при этом по порядку раздельных степеней формы духовных субстанций предшествуют формам природным, или же материальным, — предшествуют не по времени, а по порядку происхождения из «центра» бытия, каковым является Господь от вечности.

При этом события и формы не существуют и не завершаются в своём существовании до тех пор, пока они не пройдут полного круга нисхождения и восхождения к Господу от вечности. Круг этот заключается в том, что наитие Господне должно не только от Него сойти через формы промежуточные даже в самые последние степени существования вселенной, или же в формы материальные, но затем оно должно к Нему также и вернуться, уже обратно, от форм природных, или же материальных, через соответствующие им формы духовные, или же субстанциальные. Именно так всё сотворённое во вселенной и обретает свою полноту и завершённость.

В нашем случае в рамках Небесного Учения мы имеем именно этот самый полный круг, когда Сущий от вечности подвигся, дабы сойти на землю и посетить вновь народ свой, как Он это время от времени и совершает, дабы восстановить падшее и вновь оживотворить погибающее.

Тому, что площадкой проявления силы Своей изначальной Господь выбрал сознание именно старого шведского натурфилософа, было несколько причин, главной из которых послужило то, что научности природные, на которых сознание это построено было, оказались необыкновенно полезными для создания научностей духовных, посредством которых и действовал Господь, создавая Свой материальный инструмент для раскрытия и воздействия из смысла буквального Слова Ветхого и Нового Заветов.

Суть этой главной причины Сведенборг так описывает в диалоге, помещённом им в небольшое произведение, названное «О сообщении души и тела»:

«Однажды некто спросил меня, каким образом я из философа стал богословом, и я ответил: „Точно таким же образом, как рыбаки стали учениками и апостолами через Господа“; и я присовокупил, что я так же с самой ранней молодости был рыбаком духовным. После этого ответа он спросил, что значит рыбак духовный; я сказал, что рыбак в духовном смысле Слова означает человека, разумно ищущего и изучающего истины природные, а затем и духовные… После сего я доказывал происхождение этого значения рыбаков по „Апокалипсису открытому“ (Apocalypsis revelata — изданный в Амстердаме в 1766 г.), а именно, что воды означают истины природные (50 и 932); точно так же поток (409, 932); рыбы — тех, которые находятся в природных истинах (405) и, следовательно, рыбаки — тех, кои исследуют и изучают истины. Услышавши эти объяснения, вопрошавший меня возвысил голос и сказал: „Теперь мне понятно, почему Господь избрал рыбаков своими учениками, и потому я не удивляюсь более тому, что он и тебя избрал и призвал, так как ты, по твоим словам, с самой ранней молодости был рыбаком в духовном смысле, то есть исследователем истин природных; если теперь ты делаешь это относительно истин духовных, то это потому, что они основаны на первых“. К сему он присовокупил, как человек разумный, что один Господь знает, кто способен постигнуть то и учить тому, что принадлежит к его новой церкви, должен ли это быть кто-либо из первосвятителей, или кто-либо из подчинённых. Он говорил, между прочим: «Кто из богословов между христианами не изучал сначала философию в академиях, прежде чем быть посвященным в богословы? Откуда он иначе взял бы разумение?» (ДТ 20).

Необходимость же появления этого нового «богословия» (которое на самом деле есть непосредственное Господне откровение, совершаемое в полной духовной силе Самим Господом Иисусом Христом из предвечного Слова Своего) он там же объясняет следующим образом: «Наконец, он сказал мне: „Так как ты стал богословом, сделай известным твоё богословие“. Я ответил: „Вот какие в нём два принципа: Бог один и сочетание милосердия и веры“. „Кто отрицает эти два принципа?“ — возразил он. Я ответил: „Нынешнее богословие, внутренне проверенное“».

Отсюда становится понятным, почему книга, завершающая это откровение, названа была именно таким образом — истинная христианская религия. А именно потому, что богословие церкви христианской дошло до таких пределов, что стало внутренне отрицать два главнейших принципа, на которых подлинное христианство в человеке церкви только и может существовать и базироваться. Вот Господу и пришлось вновь посетить Свою церковь, дабы вручить ей, как противоядие, то подлинное, нисшедшее с небес христианское богословие, ту подлинную духовную науку веры, из которой только и возможно присутствие в сознании у христианина духовного просветления в Писании, которое происходит от наития Господнего Святого Духа.

Отсюда же ясно также, почему именно по завершении этой книги, посредством которой всё в мире духовном, в формах субстанциальных, и всё в мире природном, относящееся к познаниям и научностям в Священном Писании, или же к подлинно христианскому богословию, было приведено Господом в полный и окончательный порядок, Им, Господом, были посланы двенадцать апостолов проповедовать подлинное, истинное христианство всей общности тех, кто, оставив мир материальный, должен был выбрать свою окончательную судьбу в вечности. Ибо книгой этой завершена была та часть круга откровения, которая относилась к нисходящей линии второго Господнего пришествия, и отныне началась другая часть круга, а именно — восхождение, возвращение нисшедшего от Господа от вечности в творение нового духовного субстанциального комплекса состояний церкви к самому же Господу, что совершается возрастанием и развитием субстанциальностей духовных посредством познаний из Слова Господнего уже в членах Его церкви, возрастанием, которое, раз начавшись в мире природном, продолжается непрестанно уже в целую вечность, всё более и более возвышаясь, обратно к породившему его Источнику. Каковое возрастание и развитие происходит лишь посредством духовных служений, совершаемых, по Святому Писанию, членами церкви для ближних своих. Именно в таких служениях, направленных к добру (или же собственно к Господу) в ближнем и возвращается назад добро любви, нисшедшее наитием свыше в первом, или же нисходящем, цикле Божественного посещёния.

И книга «Истинная христианская религия» в этом благовестии занимает совершенно особое положение. Ибо в ней, как в своеобразной энциклопедии, собраны все начала и основополагающие истины этого нового откровения, и она составляет собою как бы фундамент той стены, которая огораживает Новый Иерусалим со всех сторон и очерчивает однозначно границы этого Учения, служа в то же время для многих теми формальными воротами, которыми они в Учение входят.

Там, дальше, за воротами, во глубине Священного Града возвышаются и башни «Ангельских мудростей», и мощные стены университета «Тайн небесных», и прекрасные, блаженные сады «Любви супружеской», и просветительская гимназия «О небесах», и изящный Храм Мудрости, где на алтаре лежат духовные аналоги книг Учения. Но чтобы войти в Священный Град, новопришедшему непременно нужно пройти ворота этой книги, а чтобы случайно его не покинуть, подвергнувшись риску обрушится ненароком в пропасть геенны огненной, ему нужно постоянно сверяться с планом границ Града, очерченным на её страницах.

Именно поэтому книга эта и была названа так — истинная христианская религия, ибо она несёт в себе всю ту универсальность познаний в вере, посредством которой человек, стремящийся обрести Учение Христово в его подлинной чистоте и истинности, может в полной мере приобщится к такому постижению.

 

Васильев Александр Валентинович,
пастор Новой Господней церкви,
которая есть Новый Иерусалим, г. Львов.

 

Краткая библиография изданий Эммануила Сведенборга на русском языке [178]

Апокалипсис открытый / Пер. Е. Возовик. М.: ACT, 2003.

Мудрость Ангельская о Божественной Любви и Божественной Мудрости / Пер. В. Клиновского. Киев: Ника-Центр, 1997.

Мудрость Ангельская о Божественном Провидении / Пер. Э. Трайбс. Киев: Ника-Центр, 1997.

О небесах, о мире духов и об аде / Пер. А. Аксакова. Издательство: Arbor Mundi, 1993.

О небесах, о мире духов и об аде / Пер. А. Аксакова. Издательство: Амфора, 2006.

О Небесах, о Мире духов и об аде. Мудрость Ангельская о Божественной Любви и Божественной Мудрости. Сборник. Издательства: Эксмо, Terra Fantastica, 2003.

Однер Зигстедт. Эмануэль Сведенборг: Жизнь и труды / Пер. В. Малявина // Избранное: О небесах, о мире духов и об аде. Новый Иерусалим и его небесное учение и др. Издательство: ACT, 2003.

Пророки и Псалмы. Избранные труды. (Пророки и Псалмы. Учение о милосердии. Учение о милосердии и вере / Пер. Е. Возовик; Последний суд /Пер. С. Графской; Земли во Вселенной / Пер. Д. Васильева.) Издательство: Амрита-Русь, 2004.

Тайны небесные. Т. 1 / Пер. Е. Возовик. Издательства: ACT, Ермак, 2003.

Тайны небесные. Т. 2 / Пер. Е. Возовик. Издательства: ACT, Ермак, 2005.

Тайны небесные (первые четыре главы). О Божественной любви и Божественной мудрости (посмертное издание). Киев: Пор-Рояль, 1993.

Супружеская любовь / Пер. под ред. В. Малявина. Издательства: ACT, Астрель, 2002.

 

 

Cодержание

Вера новых небес и новой церкви  7

 

Глава 1. Бог Создатель  13

I. Единственность Бога 14

II. Божественное Бытие, или Иегова 38

III. Бесконечность, или безмерность и вечность, Бога 51

IV. Сущность Бога, то есть Божественная любовь и Божествен-

ная мудрость 70

V. Всемогущество, всезнание и вездесущесть Бога 93

Создание вселенной 121

 

Глава 2. Господь Искупитель  139

Искупление 197

 

Глава 3. Святой Дух и Божественное действие  241

Божественная Троица 280

 

Глава 4. Священное Писание, или Слово Господа  321

I. Священное Писание, или Слово, есть сама Божественная

истина  321

II. Слово содержит духовный смысл, неизвестный до настоя-

щего времени 324

III. Буквальный смысл Слова — это основа, вместилище и опо-

ра его духовного и небесного смыслов 341

IV. Божественная истина в буквальном смысле Слова содер-

жится в своей полноте, святости и силе 344

V. Учение должно извлекаться из буквального смысла Слова и

по нему же подтверждаться 356

VI. Через буквальный смысл Слова образуется соединение

с Господом и сообщение с ангелами 362

VII. Слово есть во всех небесах, и от него происходит ангель-

ская мудрость 366

VIII. Церковь происходит от Слова, и у человека она такова,

каково его понимание Слова 369

IX. Во всех частностях Слова есть супружество Господа и церк-

ви и поэтому супружество добра и истины 373

Х. Из духовного смысла Слова можно извлечь ереси, но под-

тверждать их — пагубно 381

XI. Господь, когда был в мире, выполнил всё, что есть в Слове, и так стал Словом, то есть Божественной истиной, до самого

его внешнего 387

XII. До того Слова, которое сейчас есть в мире, было другое

Слово, ныне утраченное 392

XIII. Слово служит светом и для тех, кто вне церкви и у кого

нет Слова 395

XIV. Если бы не было Слова, никто не знал бы о Боге, о небе-

сах и аде, о жизни после смерти и тем более о Господе 398

 

Глава 5. Катехизис, или Десять заповедей,

разъяснённые как по внешнему, так и по внутреннему смыслу  415

I. Десять заповедей были верхом святости для Израильской

церкви 416

II. Буквальный смысл Десяти заповедей содержит основные указания по учению и жизни; но их духовный и небесный смыс-

лы содержат указания самого общего характера 420

III. Первая заповедь. Да не будет у тебя других богов перед лицами Моими 425

IV. Вторая заповедь. Не произноси имени Иеговы, Бога Твоего, напрасно, ибо Иегова не оставит без наказания того, кто

произносит имя Его напрасно 429

V. Третья заповедь. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой —

суббота — Иегове Богу 433

VI. Четвёртая заповедь. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы

продлились дни твои и чтобы тебе было хорошо на земле 436

VII. Пятая заповедь. Не убивай 440

VII. Шестая заповедь. Не прелюбодействуй 442

IX. Седьмая заповедь. Не кради 445

X. Восьмая заповедь. Не произноси ложного свидетельства

против ближнего твоего 447

XI. Девятая и десятая заповеди. Не желай дома ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни

его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего 449

XII. Десять заповедей содержат всё, относящееся к любви к Богу,

и всё, относящееся к любви к ближнему 452

 

Глава 6. Вера  475

I. Спасительная вера в Господа Бога Спасителя Иисуса Христа 477

II. Вера вкратце состоит в том, что тот, кто живёт доброй жизнью и придерживается правильных убеждений, спасается

Господом 482

III. Веру приобретают, обращаясь к Господу, обучаясь истинам

и живя по ним 488

IV. Множество истин, связанных как бы в пучок, достигает

уровня веры и доводит её до совершенства 494

V. Вера без милосердия — это не вера, а милосердие без веры — это не милосердие, и то и другое безжизненно, если Господь

не даст им жизни 502

VI. Господь, милосердие и вера составляют одно, точно так же, как в человеке жизнь, воля и разум; если их разделять, то каждое в отдельности разрушается, как жемчужина, которая

крошится в пыль 510

VII. Господь — милосердие и вера в человеке, а человек — ми-

лосердие и вера в Господе 519

VIII. Милосердие и вера вместе присутствуют в добрых делах 527

IX. Бывает истинная вера, поддельная вера и лицемерная вера 534

X. У злых нет веры 544

Глава 7. Милосердие, или любовь к ближнему, и добрые дела  569

I. Есть три общих вида любви: небесная любовь, мирская лю-

бовь и любовь к себе 571

II. Когда те три вида любви должным образом подчинены друг другу, они совершенствуют человека; когда же нет — портят

его и переворачивают его вверх ногами 587

III. Каждый человек в отдельности — это тот ближний, которо-

го нужно любить, но его нужно любить по качеству его добра 591

IV. Человек в коллективной форме, то есть некое общество, большое или малое, или составное, то есть родная страна, —

тоже ближний, которого нужно любить 596

V. Ближний, которого нужно любить в ещё большей степе--

ни, — это церковь, а в наивысшей степени — царство Господа 598

VI. Любовь к ближнему в своей сути — это не любовь к челове-

ку, а любовь к добру в нём 600

VII. Милосердие и добрые дела различаются между собой так

же, как желать добра и делать добро 602

VIII. Настоящее милосердие состоит в том, чтобы быть справедливым и добросовестным во всех должностях, делах и работах, в которых участвуешь, и со всеми людьми, с которыми

имеешь дело 604

IX. Любезности милосердия — это подаяние бедным и помощь

нуждающимся, но с благоразумием 606

X. Обязанности милосердия бывают общественные, домаш-

ние и личные 609

XI. Развлечения милосердия — это званые обеды, ужины и

встречи 611

XII. Первое в милосердии — это избавиться от зла, второе — де-

лать добрые дела, которые могут быть полезны ближнему 613






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных