Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Мистическое воскрешение, кукла и прочие фокусы




…Прием в доме супругов Гропиус был в самом разгаре. Двери распахнуты, в каждой комнате царили смех и оживление. Альма за последний год заметно располнела, но черное платье в пол прекрасно скрывало от публики этот не лестный для нее факт.

Берта прибыла с опозданием и, как всегда, с новостями. Она взяла Альму под локоть, спешно отвела в угол к изящным бархатным креслам и, даже не успев усесться, с горящими от нетерпения глазами начала:

- Слышала, что вытворил Кокошка?

Альма недовольно закатила глаза:

- Кажется, ничего удивительнее своего мистического воскрешения несколько лет назад он уже не придумает.

Берта кивнула:

- Да, быть раненным в голову, а затем проткнутым штыком в грудь и при этом выжить - это, конечно, мистика. Но то - дело высших сил, не его. А сам Оскар сделал вот что… Только ты мне сейчас еще раз поклянись, что вы не виделись после его возвращения с фронта.

- Сколько можно! Я была беременна Манон, мне было не до того. А Оскару ранение, видимо, пошло на пользу, раз он даже не захотел увидеться. Кроме того, мне передавали, что «еще глубже» его ранила моя свадьба с Вальтером.

- Мы все знаем - несмотря ни на что, он не переставал тебя любить. Но сегодня я узнала: он нашел тебе замену!

- Вот как... - Альма поджала губы.

- Куклу.

- Кого? - фрау Малер-Гропиус озадаченно уставилась на подругу.

- Да, куклу. Он заказал ее мюнхенской мастерице, некой Гермине Моос. Говорят, буквально забрасывал ее письмами. С дотошностью маньяка описывал все твои складки, родинки, морщинки, умолял, чтобы она их повторила…

- Так кукла Оскара - это я?

Берта медленно кивнула.

- И я не стала бы пересказывать тебе всякие сказки, если бы не убедилась лично. Вчера была в опере…так вот, в середине второго акта в зале послышался шепот. И что ты думаешь! В пятой ложе я увидела нашего Оскара. Довольного, сияющего... Рядом с ним восседало что-то большое, пугающее, размером с человека. Можно было подумать, что это женщина, но «оно» не шевелилось. Кокошка снабдил ее программкой и веером…

Всю жизнь Кокошка не мог избавиться от мучительных воспоминаний об Альме, и в 1919 году действительно заказал мастеру в Штутгарте женскую куклу в натуральную величину, которую позднее описал в книге «Фетиш». Муляж любимой женщины Кокошка брал с собой в оперу и на вечеринки. На последней вечеринке он в порыве чувств куклу уничтожил.

 

Великая вдова

 

- Ну, хватит об Оскаре. - продолжала Берта.- Расскажи лучше, что у тебя с этим толстеньким евреем.

Подруга заговорщицки улыбнулась и кивнула в сторону рояля, у которого собралась плотная толпа гостей. В центре стоял круглолицый невысокий мужчина лет тридцати с редеющей шевелюрой. Альма гневно воззрилась на подругу.

- Он не «толстенький еврей». Он известный писатель Франц Верфель. И мы с Гропиусом разводимся! - закончила Альма без всякого перехода. - Я чувствую, что должна быть рядом с Францем, должна помочь ему достичь успеха. Гропиус известен на весь мир, он основатель школы архитектуры Баухауз, и я ему уже без надобности. Как и он мне.

- Что ж, твое право, - Берта, все еще с удивленными от только что услышанной новости глазами, медленно поднялась с кресла. - Хотя, может… Извини, что я это говорю, но, вероятно, тебе следует встретиться с Оскаром. Поговорить, объясниться…

- Ну, нет, уволь, я, знаешь ли, ценю свои нервы.

- Тогда не будем об этом. - Берта взяла подругу под руку, и они двинулись к роялю.

Это был один из последних званых вечеров в Вене, который давала Альма. Она и ее третий супруг Франц Верфель приобрели палаццо в Венеции и жили там вплоть до отплытия в Америку накануне Второй мировой войны. В Новом Свете Альма пользовалась не меньшей популярностью, чем в Старом. Ее салон в Лос-Анджелесе постоянно осаждали кинозвезды, особенно после выхода на экраны оскароносного фильма «Песнь о Бернадетте», снятого по роману Франца.

Когда супруг скончался, Альма переехала в Нью-Йорк, где получила прозвище «Великая вдова» и написала автобиографию.

На рояле в гостиной стопками лежали сочинения первого мужа - Густава Малера. Рядом Альма положила свои сочинения... Стены украшали проекты второго мужа, архитектора Вальтера Гропиуса. Полки были заставлены книгами третьего мужа, Франца Верфеля. И, конечно, повсюду были рисунки Оскара Кокошки. Те самые, что она унесла из студии больше тридцати лет назад, узнав о мнимой гибели любовника.

 

Больше, чем любовь

 

Попав в плен и будучи несколько раз раненым, Кокошка был признан военными врачами неуравновешенным типом, которому нельзя давать оружие в руки. С таким диагнозом он и появился в Вене.
Последовали выставки, одна, вторая... Все вдруг поняли, критика в том числе, что «этот чех» - великий художник... Но тут в Европе начинают меняться настроения. Фашисты приходят к власти в Италии, нацисты - в Германии... Творчество Оскара попадает под определение Геббельса - дегенеративное. Все работы изымаются из музейных коллекций, жизнь становится все труднее...

«Спрятавшись» поначалу в Чехии, уже через два года Кокошка вынужден покинуть и родину предков. Он отправляется в Англию. Консервативная страна не нуждалась в «художествах» иностранного художника. Военные годы прошли под знаком нищеты и выполнения случайных заказов.
Но уже с 1945 года началось триумфальное возвращение Кокошки на родину. Музеи, которые отказывались от его работ, теперь посвящали его творчеству целые залы. Профессора, которые еще недавно иначе как «дегенерат» его не называли, стали с восторгом отзываться о его новых работах...Жизнь наладилась.

В Австрии Оскар Кокошка не остался, его мутило от всего окружения. Проработав некоторое время в Венской академии, художник переехал в Швейцарию.
Последние тридцать лет его жизни прошли тихо и весьма благопристойно. Кокошка словно стал другим человеком. На протяжении всей своей жизни австрийский экспрессионист был страстным коллекционером фигурок, статуэток и игрушек, привезённых из многочисленных путешествий. Со временем их накопилось столько, что Кокошка собирался организовать своеобразный «салон диковинок», который впоследствии занял достойное пространство в доме в Вилльнёве, а после смерти коллекция была показана общественности.

И только его картины остались такими же, как и в 20-е годы: сказочными, яркими, эмоциональными и загадочными.

Альма умерла в возрасте восьмидесяти пяти лет, так и не увидевшись с Кокошкой. Оскар пережил свою давнюю возлюбленную на шестнадцать лет… Незадолго до смерти в своих поздних интервью художник так характеризовал свою картину «Невеста ветра»:

- Это Альми и я, слившиеся в неразрывном объятии, затерянные в буре стихий, навеки вместе… Нас невозможно разлучить.

Оскар Кокошка и по сей день считается крупнейшей фигурой австрийского

экспрессионизма, а премия Оскара Кокошки - одна из престижнейших австрийских наград в области современного искусства. Она была учреждена Федеральным правительством Австрии в год смерти художника, в 1980 году, и вручается раз в два года художнику, проживающему в Австрии или за рубежом.

В конце мероприятия, воспользовавшись шпаргалкой для начинающих искусствоведов (см. ссылку https://vk.com/album-46420619_229091518), где на примере 10-ти картин самых известных художников мира дано шуточное объяснение отличий техники одного от техники другого, наши читатели смогли поучаствовать в интеллектуальной игре «Популярные художники» (см. ссылку http://artchallenge.ru/).

В ходе компьютерной игры участникам предлагалось проверить себя на знание истории изобразительного искусства. Нужно было отгадать авторов картин, выбрав одну фамилию из 4-х предложенных вариантов. Победителем считался тот, кто смог отгадать 10 картин подряд. (В нашей аудитории такого знатока не оказалось, но пользу от игры уяснили все присутствующие: если играть в нее в свободное время, то очень скоро можно будет без труда научиться отличать с первого взгляда Клода Моне от Эдуарда Мане, Альфреда Сислея от Оскара Кокошки, Леонардо да Винчи от Эдгара Дега…

 

P.S. Зайдя по ссылке

Https://vk.com/album-46420619_229091281, в фотоальбоме «Оскар Кокошка и Альма Малер» можно посмотреть все остальные фотографии, сделанные в ходе вечера - портрета 28.02.16. Всего их - 25.

ЛИТЕРАТУРА: 1. Вольф Н. Экспрессионизм /Ноберт Вольф/Ред. Ута Гросеник. - М.: «Taschen», «Арт-родник», 2006. - 96 с. - Тираж: 3000 экз.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных