Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Раздел 2 Проблемы формирования профессиональной культуры личности




 

Тема 3. Формирование профессиональной культуры личности

План:

1. Проблемы формирования профессиональной культуры личности.

2. Критерии и уровни проявления профессиональной культуры.

3. Технологии формирования профессиональной культуры личности.

4. Профессиограмма психолога в аспекте формирования профессиональной культуры.

 

Формирование профессиональной культуры личности в аспекте профессиональной деятельности работников образования. Критериальная система оценивания сформированности профессиональной культуры. Технологии и методики диагностики и формирования профессиональной культуры. Профессиограмма специалиста в контексте формирования профессиональной культуры.

 

Понятие «культура» многогранно, интерпретируются разными исследователями по-разному.

 

Культура – сумма достижений и институций, отличающих нашу жизнь от жизни животных и служащая целям защиты от природы и урегулирования отношений (зиждется на двух началах: овладении природой и ограничении человеческих влечений, принуждение к труду) по Фрейду.

- средства принуждения и способы, призванные примирить людей с культурой и вознаградить их за принесенные жертвы (по Фрейду).

Культура как ступень (три ступени культуры по Фрейду) характеризующиеся развитием сексуального инстинкта и сексуальной морали:

1) удовлетворение сексуального чувства не преследует цели размножения;

2) чувство не служит цели размножения, подавлено;

3) только законное размножение допускается как сексуальная цель- это и есть КУЛЬТУРА

Культура – достижения общества и личности. Две сферы культуры; материальная и духовная. Первая включает в себя предметные результаты деятельности людей, в том числе профессиональной деятельности.

Ядром культуры включает общечеловеческие ценности и цели, исторически сложившиеся способы их восприятия и достижения. Культура передается от поколения к поколению.

Усвоение культуры – это взаимонаправленный процесс, для которого справедливы все основные закономерности коммуникативной деятельности.

 

 

Профессиональное образование выступает как предмет профессиональной педагогики (науки, изучающей общие методологические, теоретические, исторические, методические и технологические основания образовательного процесса во всех типах видах образовательных учреждений всех уровней).

Профессиональное самоопределение – процесс формирования личностью своего отношения к профессиональной деятельности и способ его реализации через согласование личностных и социально-профессиональных потребностей.

Генезис вопроса о структуре содержания культуры свидетельствует о том, что человек как личность представляет собой единую целостность различных составляющих культуры:

- общая культура;

- познавательная культура;

- нравственная культура;

- трудовая культура;

- коммуникативная культура;

- эстетическая культура;

- физическая культура;

- правовая культура;

-профессионально-технологическая культура;

-валеологическая культура;

- экономическая культура;

- экологическая культура;

- инновационная культура и другие виды.

В настоящее время в педагогике широкое распространение получила модель личности, разработанная академиком В.С. Ледневым, структура которой содержит совокупность характеристик личности. Структура этой модели содержит три группы компонентов:

- социально-профессиональный опыт личности;

- функциональные механизмы психики (восприятие, речь, память и др.);

- типологические свойства личности (характер, темперамент, задатки, способности и т.д.).

 

Эта структура сформирована на основе известных работ А.Г. Ковалева, К.К. Платонова, М.С. Кагана и других (Леднев В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М., Высш. Шк., 1991.- 224 с.).

Сущность и структура профессиональной деятельности в сфере образования и связанных с ними продуктивности и результативности являются актуальной научной проблемой теории и практики. Особенно актуальным и перспективным принято считать направление системного подхода к анализу и построению моделей профессионально-педагогической деятельности.

Здесь уместно применять теории функциональных систем П.К. Анохина (взаимодействие и взаимосодействие компонентов), теория общих систем (Б.Ф. Ломов,, В.Ф. Корорлев, М.А. Данилов, В.М. Малинин и др.). Применяя общую теорию систем Н.В. Кузьмина, введя понятие педагогической системы. Выделяет не только структурные, но и функциональные компоненты педагогической деятельности.

В рамках этой модели пять структурных компонентов:

- субъект педагогического воздействия;

- объект пед. воздействия;

- предмет их совместной деятельности;

- цели обучения;

- средства педагогической коммуникации.

Выделить структурные компоненты еще недостаточно для описания системы. Необходимо определить их взаимосвязи и взаимозависимости. Так в структуре пед. деятельности Н.В. Кузьмина выделила пять функциональных компонентов:

- гностический;

- проектировочный;

- конструктивный;

- коммуникативный;

- организаторский.

В современной дидактической литературе актуальной технологией стало моделирование как один из способов обучения и повышения его результативности. Определение модели по В.А. Штофу содержит четыре признака:

- модель (мысленно представленная и материально реализованная система);

- отражает объект исследования;

- способна замещать объект;

-изучение модели дает новую информацию об объекте.

 

Уровень профессионализма педагога зависит от его компетентности (педагогической, социально-психологической, дифференциально-психологической).

Существует два вида результатов педагогической деятельности:

- один относится к функциональным продуктам деятельности (урок, занятие, метод, методика, технология);

- другой (главный) предполагает психологические продукты деятельности (психические новообразования в личности учащихся).

Иначе говоря, основным и конечным результатом профессионально-педагогической деятельности является сам учащийся, развитие его личности, способностей и компетентности.

 

Процесс формирования профессиональной культуры охватывает длительный период онтогенеза человека и происходит в рамках профессионализации личности. Профессионализация человека включает несколько стадий:

- предоптации;

- оптации;

- профессионального обучения;

- профессиональной адаптации;

- первичной профессионализации;

- вторичной профессионализации;

- профессионального мастерства;

- менторинга – наставничества.

 

В настоящее время в профессиональной подготовке утверждается новая парадигма – личностно -деятельностно – ориентированая. Системообразующим фактором становится профессиональное развитие как залог эффективной профессиональной деятельности. Формирование системы профессиональных компетенций на этапе профподготовки (определяются ФГОС) является залогом успешности этого процесса.

На первой стадии профразвития источником является уровень личностного развития, на последующих этапах – равновесная динамичная целостность личностного и профессионального развития. На стадии профессионализации профессиональное развитие начинает доминировать над личностным и определять его.

Объектами профессионального развития личности являются ее интегральные характеристики:

- социально-профессиональная направленность;

- профкомпетентность;

- профессионально важные качества (ПВК);

- психофизиологические свойства.

 

Важное значение в профразвитии имеет интегральная составляющая – профессиональное самосознание

В рамках когнитивно-ориентированного образования основное внимание уделяется интеллектуальному развитию. Отсюда и дидактическая доминанта, которая реализуется в практике образования.

Между тем, профессиональная школа, будучи социальным институтом, призвана готовить выпускника к будущей социально-профессиональной жизни. Становление будущего профессионала предполагает развитие:

- аксиологической направленности и прорфессионального самосознания;

- социального и интеллектуального интеллекта;

- эмоционально-волевой сферы;

- позитивного отношения к миру и к себе;

- самостоятельности, автономности и уверенности в себе;

- профессионально-важных качеств и аутокомпетентности.

Психологическими критериями оценки являются,

на этапе профподготовки:

- адаптация к учебно-познавательной среде;

- личностное самоопределение;

- выработка нового стиля жизнедеятельности;

на этапе интенсификации (развитие общих и профессиональных способностей, интеллекта, эмоционально-волевой регуляции, ответственности за свое становление, самостоятельности):

- интенсивное личностное и интеллектуальнрое развитие;

- социальная идентичность;

- самообразование;

- оптимистическая социальная позиция;

на завершающем этапе профподготовки – идентификации (формировании профессиональной идентичности, готовности к будущей практической деятельности в профессии):

- отождествление себя с будущей профессией;

- сформированность готовности к ней;

- развитая способность к профессиональной самопрезентации.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных