Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Культура публичной речи




Помощь в написании учебных работ
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь

План

1. Основные этапы подготовки к выступлению.

2. Композиция публичной речи.

 

Публицистический стиль обслуживает широкую сферу общественных отношений – общественно-политических, культурных, юридических, экономических и др. Главная функция публицистического стиля – воздействующая. Языковые средства данного стиля используются, прежде всего, для того, чтобы оказать желаемое воздействие на разум и чувства адресата, настроить его определенным образом, убедить или разубедить в чем-либо.

Публицистический стиль реализуется в двух основных разновидностях речи: устной и письменной. Устная разновидность осуществляется в публичных выступлениях и получила название ораторского искусства. Письменная разновидность используется в периодической печати, общественно-политической литературе и нередко называется газетно-публицистическим стилем. Таким образом, можно сказать, что в рамках публицистического стиля существует два подстиля: устная публичная речь – ораторское искусство и письменная публичная речь – газетно-публицистический подстиль. Мы уделим основное внимание рассмотрению устной публичной речи и ее высшей форме – ораторскому искусству.

Ораторское искусство – это искусство построения и публичного произнесения убедительных и красочных речей с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию. Термин ораторское искусство латинского происхождения, его синонимом является слово риторика и русское красноречие. Умение влиять на людей с древних времен считалось одним из высших талантов, и главным инструментом этого воздействия была ораторская речь. Необходима риторика и в наши дни. Невозможно переоценить ее роль для преподавателей, политиков, прокуроров, адвокатов, менеджеров и представителей многих других профессий. Большое значение она может иметь и в различных областях повседневной жизни, так как знание законов и приемов построения монологического высказывания является надежным инструментом в борьбе с языковой агрессией, демагогией, манипулированием и позволяет эффективно защищаться от них.

Публичная речь требует даже от опытных ораторов тщательной подготовки. К такой подготовке относится прежде всего обдуманная последовательность всех этапов работы.
Античный риторический канон выделял 5 этапов (канонов) подготовки и произнесения речи:

1) инвенция - создание речи (выбирается тема, определяются цели выступления);

2) диспозиция - построение речи (обдумывается и структурируется материал, связываются детали);

3) элокуция - языковое оформление речи (осуществляется первая редакция ключевых слов, осуществляется стилистическое оформление главной части, происходит окончательная редакция текста);

4) меморио – запоминание речи (мысленно осваивается написанный текст);

5) акцио - произнесение речи (осуществляется подготовка к непосредственному произнесению подготовленных речей).

1. Подготовка к выступлению начинается с выбора темы, которая должна быть ясной и представлять несомненный интерес для слушателей. Важно, чтобы тема соответствовала уровню подготовки и образованности конкретной аудитории. Заглавие должно отражать суть проблемы в лаконичной форме и носить рекламный характер: привлекать внимание и затрагивать интересы аудитории. Затем необходимо конкретизировать цель выступления как для себя, так и для всей аудитории. Цели могут быть общими или конкретными в зависимости от особенностей аудитории, для которой готовится речь.

Необходимым элементом подготовки является оценка состава аудитории. Прежде всего учитывается ее социально-профессио­нальный состав (рабочие, учителя, инженеры и т. п.) и культурно-образовательный уровень (начальное, среднее, высшее образова­ние). Здесь, естественно, принимается во внимание степень подго­товленности слушателей, их интеллектуальный потенциал, харак­тер деятельности. Следует учитывать также возраст, пол, нацио­нальные особенности аудитории, в отдельных случаях - вероисповедание. Но самое главное — однородность или неоднородность слушателей по всем параметрам. Эффективность речи возрастает, если она предназначена не аудитории вообще, а определенным группам людей, которые име­ют свои интересы, цели. Поэтому следует прежде всего учитывать мотивы, которые побудили их прийти на выступление: интеллекту­альные, моральные, эстетические. Необходимо обращать внимание на настроение слу­шателей, их физическое состояние, отношение к теме выступления и оратору, их знакомство с данным вопросом.

Следующий этап работы – подбор материала. Его источниками могут являться научная и художественная литература, справочники, энциклопедии, словари, газеты и журналы, официальные документы, интернет-сайты, материалы СМИ. В ходе этой работы рекомендуется делать записи, выписывать цитаты, цифры, факты.

2. Чтобы речь прозвучала, дошла до слушателей, нужно расположить материал определенным образом. Поэтому очень важна композиция выступления. В композиции можно выделить пять частей: зачин речи, вступ­ление, основная часть (содержание), заключение, концовка речи. Вступление оратора должно захватывать слушателей с пер­вых же слов. Нередко это достигается искусным построением за­чина — самого начала речи. Чаще всего он содержит этикетные формулы. Следующая часть композиции — вступление. Оно психологически подготавливает слуша­телей к содержанию выступления и вводит в процесс его восприятия. Это может быть цитата, вопрос, впечатляющая статистика, необычные сведения и факты. Вступле­ние содержит несколько аспектов: психологический — закрепле­ние контакта, внимания и интереса, которые были вызваны зачи­ном, создание необходимого настроя; содержательный — описание целевой установки речи, сообщение темы, перечисление и краткое описание проблем, рассматриваемых в основной части (аннотиро­вание); концептуальный — указание на специфику темы, опреде­ление ее актуальности и общественной значимости.

Вступление помогает перейти к главной части, в которой из­лагается основной материал. Материал должен располагаться в логической последовательности, изложение не должно быть слишком затянутым, детализированным. Здесь нужно стремиться к яркости, наглядности, время от времени проявлять эмоции, чтобы нужным образом повлиять на аудиторию, вызвать ответную реакцию, желание действовать в определенном направлении. Оратор пользуется здесь фактами, логичными доказательствами, аргументацией, различными тео­ретическими положениями, основными логическими формами ар­гументации, анализирует примеры и т. д. Это основная часть, и ее следует отрабатывать наиболее тщательно.

«Конец — всему делу венец» — гласит народная мудрость. И действительно, в заключении речи могут, во-первых, подводиться итоги всему сказанному, суммироваться, обобщаться те мысли, которые высказывались в основной части речи; во-вто­рых, кратко повторяться основные тезисы выступления или связы­ваться воедино его отдельные части, еще раз подчеркиваться глав­ная мысль выступления и важность для слушателей разобранной темы; в-третьих, на основе всей речи могут ставиться перед аудиторией какие-либо задачи. Нередко заключение и концовка тесно связаны между собой и составляют единое целое. Объемы заключения и концовки во многом зависят от темы, материала, времени, слуша­телей, вида и рода выступления и т. д. Работая над композицией, сле­дует помнить, что ораторская речь должна обладать рядом несо­мненных достоинств, среди которых, с одной стороны, строгая пос­ледовательность изложения, связанность, соподчиненность, согла­сованность всех ее частей, с другой — индивидуальность и глубина мысли.

После завершения речи могут быть заданы вопросы. Это наибо­лее трудная часть выступления, поскольку требует быстрой реак­ции оратора. Вопросы могут быть связаны с уточнением какого-либо факта или теоретического положения, с желанием получить какие-либо дополнительные сведения или разъяснение содержа­ния, с позицией оратора и т. д. Большое количество вопросов свиде­тельствует об интересе аудитории к выступлению.

Концовка или вступление могут содержать этикетные формулы, специфические устойчивые единицы общения, принятые в ораторской практике и необходимые для установления контакта с аудиторией, поддержания общения в избранной тональности, передачи другой информации. Существуют формулы офи­циальные (товарищи, товарищи судьи, граждане, дамы и господа, господа, коллеги), неофициальные (разрешите на сегодня закончить, позвольте обратить ваше внимание, я позволю себе начать, позволю себе утверждать, позвольте сейчас же ответить на ваши вопросы) и эмоциональные (друзья, дорогие друзья, мне было очень приятно выступить перед вами, я хочу поблагода­рить вас за внимание, благодарю вас).

3. Разумеется, оратору нужно тщательно работать над культурой своей речи, он должен стремиться говорить правильно, точно, ясно и понятно, уметь четко формулировать мысли, образно и эмоционально выражать свое отношение к предмету, то есть должен знать и уметь пользоваться коммуникативными качествами речи.

4. Существует три способа выступления: чтение текста, воспро­изведение его по памяти с чтением отдельных фрагментов, свобод­ная импровизация. Традиционно читают речи дипломатические, юбилейные, официальные, доклады политического и экономического содержания. Другие виды речей произносят.

5. Когда текст выступления подготовлен, необходимо прочитать речь вслух, обращая внимание на дикцию, произношение, темп речи, громкость голоса. Выдвигают следующие требования к поведению говорящего: демонстрировать обаяние, артистизм, уверенность в себе, дружелюбие, искренность, объективность, заинтересованность, увлеченность и др.

 

 

Упражнения

Задание 1.Выберите из данных в скобках слов такие, которые наиболее точно выражают мысль.

Всё, что люди (делают, совершают, творят, создают) (в мире, на земле, во вселенной) действительно человеческого, (творится, делается, совершается, происходит) при помощи языка. (Невозможно, немыслимо, нельзя) без него работать (дружно, согласно), совместно с другими. Без его посредства (невозможно, немыслимо, нельзя, невероятно) ни на шаг (двинуть вперед, развивать, совершенствовать) науку, технику, ремесла, искусство – жизнь . (Создавать, созидать, строить, основывать) (будущее, грядущее) счастье (беречь, запрещать, оборонять, охранять), (будущее, грядущее) Родины и всего человечества от ненавистных врагов, (громить, сокрушать, разбивать) (трудные, тяжелые, тяжкие, жестокие) (заблуждения, недочеты, ошибки, просчеты) прошлого, радоваться и грустить, делиться с другими своей любовью и своим (гневом, ненавистью) мы (можем, имеем возможность, способны) только при помощи слов (Л. Успенский).

 

Задание 2.О каких качествах речи говорится в данных высказываниях?

1) Неправильное употребление слов ведет за собой ошибки в области жизни и потом в практике жизни (Д. Писарев).

2) Берегите частоту языка, как святыню! Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас (И. Тургенев).

3) Единственное средство умственного общения людей есть слово, и для того, чтобы общение это было возможно, нужно употреблять слово так, чтобы при каждом слове несомненно вызывались у всех соответствующие и точные понятия (Л. Толстой).

4) Знание точного значения слов и их различия между собой, хотя бы и самого легкого, есть необходимое условие всякого мышления, ибо слова суть выражения понятий, а можно ли мыслить, не умея отличать, во всей тонкости, одного понятия от другого? (В. Белинский).

5) Но нельзя упустить и других опасностей языку, например, современного нахлына международной английской волны. Конечно, нечего путаться избегать таких слов, как «компьютер», «лазер», «ксерокс», названий технических устройств. Но если беспрепятственно допускать в русский язык такие невыносимые слова, как «уик-энд», «брифинг», «истеблишмент», то надо вообще с родным языком распрощаться (А. Солженицын).

 

Задание 3.Изучите композиционные особенности приведенной ниже речи.

Нобелевская речь

Ивана Алексеевича Бунина (1933)

«Ваше высочество, милостивые государыни, милостивые государи!

Девятого ноября в далекой глуши, в старинном провансальском городе, в бедном деревенском доме, телефон известил меня о решении Шведской академии. Я был бы неискренен, если бы сказал, как говорят в подобных случаях, что это было наиболее сильное впечатление во всей моей жизни. Справедливо сказал великий философ, что радости, даже самые редкие, ничего не значат по сравнению с таковыми же чувствами печали. Ничуть не желая омрачать этот праздник, о коем я навсегда сохраню неизгладимое воспоминание, я все-таки позволю себе сказать, что скорби, испытанные мною за последние пятнадцать лет, далеко превышали мои радости. И не личными были эти скорби, - совсем нет! Однако твердо могу сказать я и то, что из всех радостей моей писательской жизни это маленькое чудо современной техники, этот телефонный звонок из Стокгольма в Грас дал мне как писателю наиболее полное удовлетворение. Литературная премия, учрежденная вашим великим соотечественником Альфредом Нобелем, есть высшее увенчание писательского труда! Честолюбие свойственно почти каждому человеку и каждому автору, и я был крайне горд получить эту награду со стороны судей столь компетентных и беспристрастных. Но думал ли я девятого ноября только о себе самом? Нет, это было бы слишком эгоистично. Горячо пережив волнения от потока первых поздравлений и телеграмм, я в тишине и одиночестве ночи думал о глубоком значении поступка Шведской академии. Впервые со времени учреждения Нобелевской премии вы присудили ее изгнаннику. Ибо кто же я? Изгнанник, пользующийся гостеприимством Франции, по отношению к которой я тоже навсегда сохраню признательность. Господа члены Академии, позвольте мне, оставив в стороне меня лично и мои произведения, сказать вам, сколь прекрасен ваш жест сам по себе. В мире должны существовать области полнейшей независимости. Вне сомнения, вокруг этого стола находятся представители всяческих мнений, всяческих философских и религиозных верований. Но есть нечто незыблемое, всех нас объединяющее: свобода мысли и совести, то, чему мы обязаны цивилизацией. Для писателя эта свобода необходима особенно, - она для него догмат, аксиома. Ваш же жест, господа члены Академии, еще раз доказал, что любовь к свободе есть настоящий религиозный культ Швеции.
И еще несколько слов - для окончания этой небольшой речи. Я не с нынешнего дня ценю ваш королевский дом, вашу страну, ваш народ, вашу литературу. Любовь к искусству и к литературе всегда была традицией для Шведского королевского дома, равно как и для всей благородной нации вашей. Основанная славным воином, шведская династия есть одна из самых славных в мире. Его величество король, король-рыцарь народа-рыцаря, да соизволит разрешить чужеземному, свободному писателю, удостоенному вниманием Шведской академии, выразить ему свои почтительнейшие и сердечнейшие чувства».

 

Задание 4.Напишите три варианта агитационной речи о туристических поездках а) для студенческой аудиторией; б) для пенсионеров; в) для учеников младших классов.

Задание 5. Составьте краткую приветственную речь по случаю Дня учителя а) от имени учителя; б) от имени вузовского преподавателя, учитывая их различный жизненный опыт и различный менталитет.

 

Задание 6.Проанализируйте речь известного политического оратора в соответствии с приведенными ниже критериями:

1) соответствие содержания речи теме;

2) использование фактов;

3) использование аргументов;

4) ориентация содержания речи на аудиторию;

5) композиционная сторона речи;

6) нормативность речи;

7) качество речи.

 

 







Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2022 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных