Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Текстовые упражнения. (1) Иногда ночью, просыпаясь, Чайковский слышал, как, потрескивая, провоет то одна, то другая половица




 

Текст 1

(1) Иногда ночью, просыпаясь, Чайковский слышал, как, потрескивая, провоет то одна, то другая половица, как бы вспомнив его дневную музыку и выхватив из нее любимую ноту.

(2) Еще это напоминало оркестр перед увертюрой, когда оркестранты настраивают инструменты.

(3) То тут, то там – то на чердаке, то в маленьком зале, то в застекленной прихожей – кто-то трогал струну.

(4) Чайковский сквозь сон улавливал мелодию, но, проснувшись утром, забывал ее.

(5) Он напрягал память и вздыхал: как жаль, что ночное треньканье деревянного дома нельзя сейчас проиграть!

(6) Прислушиваясь к ночным звукам, он часто думал, что вот проходит жизнь, а все написанное – только небогатая дань своему народу, друзьям, любимому поэту Александру Сергеевичу Пушкину.

(7) Но еще ни разу ему не удалось передать тот легкий восторг, что возникает от зрелища радуги, от ауканья крестьянских девушек в чаще, от самых простых явлений окружающей жизни.

(8) Нет, очевидно, это ему не дано.

(9) Он никогда не ждал вдохновения.

(10) Он работал, работал, как поденщик, как вол, и вдохновение рождалось в работе.

(11) Пожалуй, больше всего ему помогали леса, лесной дом, где он гостил этим летом, просеки, заросли, заброшенные дороги – в их колеях, налитых дождем, отражался в сумерках серп месяца, – этот воздух и всегда немного печальные русские закаты.

(12) Он не променяет эти туманные зори ни на какие великолепные позлащенные закаты Италии.

(13) Он без остатка отдал свое сердце России – ее лесам и деревушкам, околицам, тропинкам и песням.

(14) Но с каждым днем его все больше мучает невозможность выразить всю поэзию своей страны.

(15) Он должен добиться этого.

(16) Нужно только не щадить себя.

К. Г. Паустовский. Скрипучие половицы.

Задания к тексту 1

1. Какая из следующих формулировок наиболее полно выражает основную мысль текста?

1. Чайковский – один из величайших русских композиторов.

2. Чайковский никогда не ждал вдохновения.

3. Только в упорной работе рождается вдохновение.

4. Чайковский мечтал воплотить в музыке красоту и богатство России.

2. К какому стилю речи относится текст?

1) публицистическому

2) разговорному

3) научному

4) официально-деловому

5) художественному

3. В каком значении употреблено слово «музыка» в предложении 1?

Значения приводятся по Толковому словарю С.И. Ожегова.

1. Искусство, в котором переживания, чувства и идеи выражаются ритмически и интонационно организованными звуками, а также сами произведения этого искусства. Классическая музыка.

3. Мелодия какого-нибудь звучания. Музыка голоса.

4. Какое-нибудь дело, занятие, течение каких-нибудь дел, занятий. Испортил нам всю музыку.

4. Какую цель стремился достигнуть композитор?

1) проиграть «ночное треньканье деревянного дома»

2) передать восторг, возникающий от «простых явлений окружающей жизни»

3) выразить с помощью музыки «всю поэзию своей страны»

5. С помощью каких языковых средств связаны 9 и 10 предложения?

1) указательное местоимение

2) лексический повтор

3) синоним

4) частица

8. В предложении 2 использованы:

1) жаргоны

2) диалектизмы

3) термины

4) историзмы

 

Текст 2

(1) Через час в одном из арбатских переулков, в подвале маленького домика, в первой комнате, где все было так же, как было до страшной осенней ночи прошлого года, за столом, накрытым бархатной скатертью, под лампой с абажуром, возле которого стояла вазочка с ландышами, сидела Маргарита и тихо плакала от пережитого потрясения и счастья.

(2) Перед ней лежала исковерканная огнем тетрадь и возвышалась стопка нетронутых тетрадей.

(3) Домик молчал.

(4) В соседней маленькой комнате спал мастер, и его ровное дыхание было беззвучно.

(5) Наплакавшись, Маргарита взялась за не тронутую огнем тетрадь и поняла: именно ее она перечитывала перед свиданием с Азазелло под Кремлевской стеной.

(6) Не пытаясь уснуть, Маргарита рассматривала рукопись, гладила ее, как гладят любимую кошку, и, поворачивая тетрадь в руках, оглядывала со всех сторон, то останавливаясь на титульном листе, то открывая конец.

(7) На нее накатила вдруг ужасная мысль, что все это колдовство, что тетради исчезнут из глаз и что, если она, проснувшись, сейчас окажется в особняке в своей спальне, ей придется идти топиться.

(8) Но эта страшная мысль как отзвук долгих страданий, переживаемых ею, был последним.

(9) Ничто не исчезло:... Воланд был действительно всесилен.

(10) Маргарита могла сколько угодно, хотя бы до самого рассвета, шелестеть листами тетрадей, разглядывать их, и целовать, перечитывать.

М. А. Булгаков. Мастер и Маргарита.

Задания к тексту 2

1. Какое слово можно поставить вместо двоеточия в предложении 5?

1) это

3) что

2) а именно

4) то есть

2. Каковы отношения между предложениями 9 и 10?

1) следствия

2) пояснения

3) целого – части

4) разделительные

5) противительные

3. В предложении 9 пропущено слово

1) сильный

2) всемогущий

3) могущественный

4) всесильный

4. Какое слово (слова) является синонимом к слову страшный в предложении 1?

1) ужасный

2) безобразный

3) некрасивый

4) необыкновенный

5. Слово «отзвук» из предложения 8 и слово звук являются:

1) паронимами

2) синонимами

3) омонимами

4) однокоренными словами

 

Текст 3

(1) Мещанство – это строй души современного представителя командующих классов.

(2) Основные ноты мещанства – уродливо развитое чувство собственности, всегда напряженное желание покоя внутри и вне себя, темный страх пред всем, что так или иначе может вспугнуть этот покой, и настойчивое стремление скорее объяснить себе все, что колеблет установившееся равновесие души, что нарушает привычные взгляды на жизнь и на людей.

(3) Но объясняет мещанин не для того, чтобы только понять новое и неизвестное, а лишь для того, чтобы оправдать себя, свою пассивную позицию в битве жизни.

(4) Отвратительное развитие чувства собственности в обществе, построенном на порабощении человека, может быть, объясняется тем, что только деньги как будто дают личности некоторую возможность чувствовать себя свободной и сильной, только деньги могут иногда охранить личность от произвола всесильного чудовища – государства.

(5) Но объяснение – не оправдание.

(6) Современное государство создано мещанами для защиты своего имущества – мещане же и дали государству развиться до полного порабощения и искажения личности.

(7) «Не ищи защиты от силы, враждебной тебе, вне себя – умей в себе самом развить сопротивление насилию.

(8) Жизнь, как это известно, – борьба господ за власть и рабов – за освобождение от гнета власти.

(9) Темп этой борьбы становится все быстрее по мере роста в народных массах чувства личного достоинства и сознания классового единства интересов.

(10) Мещанство хотело бы жить спокойно и красиво, не принимая активного участия в этой борьбе, его любимая позиция – мирная жизнь в тылу наиболее сильной армии.

(11) Всегда внутренне бессильное, мещанство преклоняется пред грубой внешней силой своего правительства, но если – как мы это видели и видим – правительство дряхлеет, мещанство способно выпросить и даже вырвать у него долю власти над страной, причем оно делает это, опираясь на силу народа и его же рукой.

(12) Оно густо облепило народ своим серым, клейким слоем, но не может не чувствовать, как тонок этот холодный слой, как кипят под ним враждебные ему инстинкты, как ярко разгорается непримиримая, смелая мысль и плавит, сжигает вековую ложь...

М. Горький. Заметки о мещанстве.

Задания к тексту 3




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных