ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Успенский собор во Владимире.АРХИТЕКТУРА
В древние времена на Руси строили в основном из дерева – материала достаточно прочного, удобного в обработке и доступного. Даже в начале XIX века Москва была на две трети деревянной. Первая каменная постройка на Руси появилась в конце X века – это Десятинная церковь в Киеве, сооруженная по указанию князя Владимира (не сохранилась, разрушена ещё татаро-монголами). Самый древний сохранившийся храм — София Киевская. Строительный материал — плинфа (большой плоский кирпич размером 40x30x3 см). Раствор, соединяющий ряды плинфы, представлял собой смесь извести, песка и толченого кирпича. Красная плинфа и розовый раствор делали стены византийских и первых русских храмов нарядно-полосатыми. Строили из плинфы в основном на юге Руси. На севере же, в Новгороде, предпочитали камень. Новгородский камень «серый плитняк» – природный грубый валун. Из него без всякой обработки клали стены. Во Владимиро-Суздальской земле строили из ослепительно белого известняка, добытого в каменоломнях, тщательно отесанного в аккуратные прямоугольные блоки. «Белый камень» мягок и легко поддается обработке. Поэтому стены владимирских храмов богато украшены скульптурными рельефами. Московские зодчие XIV-XV века тоже строили из белого камня. В конце XV века на Руси появился новый строительный материал – пропорциональный кирпич. Его завезли итальянцы. В отличие от византийской плинфы он имел форму бруска с кратным размером сторон, примерно 30х14х7 см. Таким кирпичом удобно было вести разнообразную кладку. Устройство храма – крестово-купольная конструкция (два пересекающихся под прямым углом свода). В плане своды эти образуют крест – фигуру, символическую для христианства. На месте пересечения сводов водружается купол, поддерживаемый световым барабаном. Пространства между концами креста, образовавшегося пересечением сводов, обстраивали стенами и перекрывали дополнительными сводами. Внутри стены заменяли арками. Своды и купола поддерживали арки на мощных столбах: чем обширнее храм, тем больше в нем было опорных столбов. Храм делился на нефы: три-пять частей внутреннего пространства, заключенного между рядами опор и стенами. Верхние части стен храма снаружи завершали полукруглые закомары, повторяя очертания сводов (см. картинку ниже).
Различным было и количество куполов на храмах. Количество куполов имело символический смысл. Один купол — единый Бог. Два купола – божественное и человеческое начала в Христе, три – три ипостаси Бога, пять – Христос и четыре евангелиста, тринадцать куполов символизировали Христа с двенадцатью апостолами. Храм всегда ставили алтарём на восток – навстречу Солнцу: снаружи восточную часть храма легко узнать по апсидам – полуцилиндрическим выступам, в которых размещается алтарь. Их количество (одна, три, пять) зависит чаще всего от размеров храма. Обычно в храме три входа – в середине западной, северной и южной стен (главным считается западный вход) – декоративно оформленных порталами. В Древней Руси был распространен так называемый перспективный портал – несколько вставленных друг в друга и уходящих в глубь стен арочек на колонках. Часто храмы обносили галереями. На Руси их называли гульбищами – от слова «гулять». Они окружали церковь со всех сторон, кроме восточной. Нередко к храму пристраивались приделы – это небольшие храмики, имеющие свой алтарь с престолом и отмеченные снаружи главкой. Наличие в церкви одного и более приделов позволяло совершать в течение дня несколько литургий – главных православных служб. С западной стороны в древних храмах устраивался притвор (в Византии – нартекс). Он отделялся от церкви глухой стеной с дверью посередине. В притворе во время службы находились те, кому за совершенные грехи временно запрещался вход в храм, а также готовящиеся принять крещение.
В северо-восточной части церкви есть еще одно помещение – жертвенник, по названию каменного стола, стоящего посреди него. Во время литургии на нем готовят священные дары – хлеб и вино для совершения таинства причастия. София Киевская.
Название также не случайно — по образцу киевского храма. Новгородская София была пятиглавой. Снаружи собор лишен каких-либо украшений. Только гладь стены расчленена мощными выступами – лопатками. Когда-то собор был выше. За девять веков культурный слой вырос вокруг него более чем на 1 м. Часть города на левом берегу Волхова, где стоит храм, с тех пор называется Софийской. Успенский собор во Владимире. В 1158 г. по велению князя Андрея Боголюбского в городе Владимире был заложен Успенский собор. На его сооружение князь выделил десятую долю своих доходов. Первоначально был сооружен небольшой одноглавый храм. Он простоял почти тридцать лет, но в 1185 г. сильно пострадал от пожара. Князь Всеволод Большое Гнездо, правивший тогда во Владимире, велел его перестроить. Храм обнесли новыми, большими по периметру, стенами. В старых пробили широкие арочные проемы. По углам поставили еще четыре купола. Таким образом, получился пятиглавый собор. Успенский собор был самой высокой (32 м) постройкой на Руси XII в.
В середине XII в. город был окружен деревянной крепостной стеной с несколькими каменными воротами. Одни из них, Золотые, сохранились до наших дней, правда, в сильно искаженном виде. Они напоминают высокую триумфальную арку. В древности над ней был водружен одноглавый храм, а створки ворот обиты листами начищенной, сверкающей меди. Отсюда и название ворот – Золотые. В 1237 г. Золотые ворота приняли главный удар татар, наступавших на город со стороны равнины. Враги не смогли прорваться через ворота и вынуждены были проламывать крепостные стены. В 1158 г. в девяти километрах от Владимира Андрей Боголюбский заложил загородный замок-резиденцию. По преданию, место для него выбрала икона Богоматери Владимирской – отсюда название – Боголюбово. К сожалению, из всего комплекса сохранилась лишь часть одной из лестничных башен. Именно на ее ступенях в 1174 г. был убит боярами Андрей Боголюбский. В трех километрах от Боголюбова на месте слияния рек Клязьмы и Нерли был возведен храм невиданной красоты с необычным для того времени названием – Покрова. В Византии не было праздника Покрова Богоматери. Он появился на Руси в XII в. в память о чудесном явлении Богородицы в одном из храмов Константинополя во время осады города. Предание гласит, что находившимся тогда на службе русским паломникам Андрею Юродивому и его ученику Епифанию привиделась Богоматерь. Она распростерла над собравшимися свое покрывало и молилась об избавлении народа от бедствий. Поначалу Покров стал одним из главных праздников владимирских земель, а затем и всей Руси.
Москва.
Самая древняя постройка в Москве – собор (главный храм) Спаса Нерукотворного Спасо-Андроникова монастыря в Москве (1410-1427 гг.)
Московский Кремль. Московский Кремль имеет древнюю историю. Первые деревянные укрепления появились в 1156 г. Крепость возникла на высоком холме при слиянии рек Москвы и Неглинной. Есть свидетельства, что уже в конце ХIII в. на территории Кремля стояли первые каменные храмы.
По периметру стен располагались 18 мощных башен – многоэтажных сооружений с 3-5 ярусами бойниц. Угловые башни для удобства обороны были круглыми, остальные – четырехгранными. Расставили их на таком расстоянии, чтобы защитники могли вести перекрестный обстрел штурмующих. Войти в Кремль можно было через шесть башен. В XVII в. царь обычно въезжал через Спасские ворота, а патриарх – через Троицкие. Боровицкие ворота использовались для хозяйственных нужд. Ныне только четыре башни – Спасская, Троицкая, Боровицкая и Никольская – сохранили свои ворота. Главная площадь Кремля – Соборная. Сюда своими фасадами выходят основные кремлевские храмы – Успенский, Архангельский, Благовещенский, церковь Ризоположения, а также Грановитая палата и колокольня «Иван Великий». Древнейший из существующих соборов Кремля – Успенский.
К западу от Соборной площади в древности размещался государев двор–резиденция царя. За долгие века царский дворец многократно перестраивался. До наших дней сохранились лишь отдельные его части, среди которых наиболее известна Грановитая палата. В конце XV в. ее построили итальянские архитекторы Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари. Фасад палаты, обращенный к площади, облицован белым граненым камнем, отсюда и название – Грановитая. На втором этаже палаты находится огромный двухсветный, с двумя рядами окон, зал площадью почти 500 кв. м. Его своды высотой 9 м опираются на единственный четырехгранный столб, стоящий в центре. Столб и портал входа украшены нарядной резьбой и позолотой. В Грановитой палате устраивали праздничные обеды, здесь проходили приемы иностранных послов, заседали Земские соборы.
Благовещенский собор служил домовой церковью русских царей и соединялся переходом со стоящим рядом дворцом. Войти в храм можно только через окружающую его галерею. Одно из самых знаменитых сооружений Кремля – колокольня «Иван Великий». Она поставлена на месте древней церкви Ивана Лествичника, поэтому и получила название Ивановской. Ну а Великой ее прозвали за необыкновенную высоту – более 80 м. Колокольня долгое время считалась самым высоким зданием Руси. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|