ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Философские проблемы развития техники.Развитие науки логически приводит к ситуации, когда, начиная с эпохи Нового времени, возникает и приобретает все большее значение для общества феномен техники. Наука и техника становятся взаимосвязанными. В философии существует специальная дисциплина, анализирующая проблемы, относящиеся к технической сфере жизни общества – это философия техники, занимающая анализом процесса становления и развития техники, отражением этого процесса в технических науках. Техника – это искусство создание нового, ранее не существовавшего; это искусственно созданные средства деятельности человека; навык, мастерство, многосторонне умение, т.е. профессиональное искусство. Различают: 1) пассивную технику(включает производственные помещения, ж/д., мосты, каналы, телефон, радио, телевидение); 2)активную технику (состоит из орудий (инструментов), машин и аппаратуры управления машинами). Орудия: а) физического труда; б) умственного труда; в) жизнедеятельность человека. В истории техники можно выделить три ступени развития: 1. орудия ручного труда или инструменты; 2. машины (на уровне механизации); 3. автоматы (на уровне автоматизации). По Бердяеву в своём развитии человек проходит три этапа рабства: 1) раб природы; 2) раб государства, национальности и класса; 3) раб техники, машины, в которую превращено общество и незаметно превращается сам человек; Механизация, автоматизация и связанная с ними массовизация производства лишают людей индивидуальности, создают разновидность социальных роботов. Человек оказывается в плену технологического блефа (Эллюль Ж.). Уже не человек является «мерой всех вещей»(протогор), а вещь становится мерой человека. Особенно это обнаруживается в случае военной техники, ибо часто именно она решает, что будет с отдельным человеком и человечеством. инженер с инструментальным разумом может действовать, как лишённый гибкого и нормального человеческого интеллекта робот, подчиняющий всё интересам техники и производства. Бэкон: «Знание - это сила, но сила может быть разрушительной => возникает задача установления границ развития технического знания. Мерой оценки знания и его дальнейшего применения должен стать сам человек, его жизнь и здоровье». Современное общество можно охарактеризовать как техническую цивилизацию, в которой человек не только конструктор мира, но и сам становится объектом конструирования. «Технологическая уязвимость человеческого рода» - это экосоциальное явление, которое показывает.Она проявляется в:1. невозможности естественно-природного исправления и коррекции человеческих ошибок;2. перспективе перехода экологического хаоса в экологическую катастрофу;3. угрозе военного атома;4. в ограниченности возможностей современного научного познания в создании модели экологически чистого производства; Всё это свидетельствует о превращении человека в заложника научно-технического прогресса. Это проявляется в следующих моментах: 1) растёт число людей, которые затрагивают технические мероприятия или их побочные эффекты; так телевидение нарушает у детей психику; 2) природные системы становятся предметом негативной человеческой деятельности; нарушение или разрушение их влечёт за собой изменение климата, лучевое поражение, технологическую эрозию; 3) возрастают возможности вмешательства и воздействия в области медико-биологических и экологических взаимосвязей; 4) сам человек становится предметом научного исследования, над ним проводятся научные и технические эксперименты; 5) в области генной инженерии возникает возможность искусственного, евгенического изменения вида другой жизни и себя самого; 6) человек превращается в объект техники: потенциальный с помощью генетических манипуляций непосредственно через фармакологические воздействия и массовые внушения с помощью транквилизаторов или пороговых воздействий. Техника служит облегчению и освобождению, но создаёт и новые тяготы и зависимости. Техника считается гарантом человеческого развития и социального прогресса, но вызывает и бесчеловечные и разрушительные последствия. Техника – это только средство, сама по себе она не хороша и плоха. Всё зависит от того, что их неё сделает человек. Проблема техники – это одновременно проблема социальной и экологической ответственности, а также самоответственности человека, создающего её.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|