Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Основные идеи философии Нового времени. Проблемы научного метода в философии Ф. Бэкона и Р. Декарта.




Философия Нового времени — период развития философии в западной Европе в XVII—XVIII веках, характеризующийся становлением капитализма, буржуазной революцией, бурным развитием науки и техники, формированием экспериментально-математического мировоззрения. Этот период иногда называют эпохой научной революции.

Разум, свобода, активность - символы философии Нового времени. Не альянс религии и философии, а союз философии и науки должен осуществить царство человека на земле. Становление капитализма и интерес к естествознанию были связаны с развитием производства и торговли. Учение о природе перешло в ведение науки. В философии на передний план вышли гносеология и методология, перед которой стояла задача объяснить познание и найти оптимальные пути постижения истины. В объяснении познания возникло противостояние между эмпириками и рационалистами, делавшими ставку на чувственный опыт и разум, соответственно. Единодушие было в том, что знание - сила. Идеалом буржуазного общества выступил человек как разумное деятельное существо, активность которого обусловлена мерой свободы. Особенностью философии Нового времени явилось также противостояние материализма и идеализма. Буржуазия обращалась к материализму в период решающей борьбы за своё политическое господство и к идеализму после закрепления экономического господства политической властью, в целях духовного влияния на массы. Материализм выступал, как правило, под флагом атеизма. Материализм 17-18 веков был существенно ограниченным, что проявлялось в его механицизме, созерцательности и идеалистическом понимании общественного развития. Становление философии Нового времени проходило под знаком борьбы с религией. Философский материализм стал идеологией буржуазии как прогрессивного класса эпохи, а идеализм - оппозиции.

Ключевые фигуры в философии разума, эпистемологии и метафизике семнадцатого и восемнадцатого столетий разделяются на две основные группы. Рационалисты, главным образом во Франции и Германии, предполагали, что всё знание должно начинаться с определённых «врождённых идей», присутствующих в уме. Главными представителями этого направления были Рене Декарт, Барух Спиноза, Готфрид Лейбниц и Николай Мальбранш. Эмпиристы, напротив, считали, что знание должно начинаться с чувственного опыта. Ключевые фигуры этого направления — Джон Локк, Джордж Беркли и Дэвид Юм. (Сами понятия рационализма и эмпиризма возникли позже, в основном благодаря Канту, но они достаточно точны.) Этика и политическая философия обычно не рассматриваются через эти понятия, хотя все эти философы решали этические вопросы в свойственных им стилях. Среди других важных фигур в политической философии были Томас Гоббс и Жан-Жак Руссо.

В конце восемнадцатого столетия Иммануил Кант создал принципиально новую философскую систему, претендовавшую на то, что она объединила рационализм и эмпиризм. Кант стимулировал бурное развитие философской мысли в Германии в начале девятнадцатого века, начиная с немецкого идеализма. Характерной чертой идеализма была мысль о том, что мир и разум должны быть поняты, исходя из одних и тех же категорий.

Английский политический деятель и философ Френсис Бэкон – первый величайший исследователь природы в Новое время. Его философия, по сути, материализм. Для Бэкона совершенно бесспорно существование объективного материального мира, он убежден, что материя обладает внутренней силой, активностью и неотделима от движения.

Последовательно развивая мысль о полезности науки для практической деятельности, Бэкон читал, что наука тогда отвечает данной цели, когда вооружена новыми методами исследования. Как родоначальник эмпиризма Бэкон утверждал равноценную роль опыта в познании. Знание не возникает в голове человека само по себе, а индуцируется (находится) экспериментом. Метод экспериментирования связан с другим методом, также разработанным Бэконом, - индукцией, т.е. такой формой доказательства, когда мысль движется от частного к общему. По справедливому убеждению Бэкона, путь достижения истины очень сложен, особенно много трудностей вносят ложные понятия и представления, которые он называл идолами или призраками. Ложные представления возникают вследствие разных причин: ограниченности человеческого ума, субъективности восприятия, неправильного употребления слов и т.д. Преодолевая призраки, разрушая схоластические догмы, познание озаряется истинным светом знания. Разработанные Бэконом новые методы научного познания, тесно связанные с успехами естествознания и общим подъемом культуры, принесли философу заслуженную славу.

Подобно Бэкону французский философ Рене Декарт занимался проблемами научного познания, но его позиции отличны от позиции англичанина. Не отрицая значение опытно-экспериментальных исследований в естественных науках, Декарт однако считал, что открытие совершаются не вследствие опытов, как бы ни были они совершенны, а вследствие активности человеческого интеллекта, который определяет и сами опыты. Ориентация на разум делает методологию Декарта рационалистической, а его самого представителем рационализма.

Как один из великих математиков своего времени Декарт пытался и в философии использовать математический подход. В математике ценятся точные достоверные выводы, основой математического знания служат аксиомы. Также и в философии следует отталкиваться от некоторой интуитивно ясной истины – интеллектуальной интуиции, путь к которой пролегает через сомнение. Универсальное сомнение – исходный пункт подлинной науки. Сомневаться можно во всем, за исключением того, что сомневающийся, действительно, сомневается. Декарт делает знаменитый аксиоматический вывод: «Я мыслю, следовательно, существую». Можно спорит, прав ли Декарт, пытающийся через достоверность бытия мысли прийти к достоверности бытия вещей. Несомненно одно, требование Декарта о наличии мыслящего субъекта как необходимой стороны в познавательном процессе получило признание и дальнейшее развитие.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных