Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Понятие функции выбора




В основе многих экономических моделей (потребительского спроса, конкурентного рынка и др.) лежит предположение о том, каким образом осуществляется выбор «лучших» вариантов из числа предложенных.

Рассмотрим следующую предельно упрощенную модель потребительского выбора товара. На складе имеется фиксированный набор штучных товаров Ω. Потребителю доступна совокупность товаров (ассортимент) X⊂Ω, из которой он выбирает для себя любой товар (или набор товаров).

Разберем две ситуации, связанные с таким выбором. В первом случае каждый товар x∈Ω снабжен ярлыком с указанием определяющей для потребителя характеристики товара в виде числа f(x). Потребитель выбирает товар, у которого эта характеристика имеет наибольшее значение. Во втором случае товары не снабжены ярлыками с указанием их ценности для потребителя. Потребитель, тем не менее, сравнивая товары, выбирает те, которые ему нравятся больше. Моделируя выбор потребителя, можно предположить, что потребитель неявным образом приписывает каждому товару некоторое число – оценку его полезности. Возникает естественный вопрос, какими свойствами должен обладать выбор потребителя, чтобы такая модель была адекватной (правильно описывала потребительский выбор).

Возможны и другие модели, например, связанные с приписыванием товару нескольких числовых оценок его качеств и т.п. Чтобы, наблюдая поведение потребителя, предвидеть, что он выберет из нового ассортимента, нужно понять общие закономерности выбора и скрытую логику мотивации потребителя. Математическим аппаратом для изучения выбора в подобных и иных ситуациях служат функции выбора.

Пусть задано множество вариантов (или, как еще говорят, альтернатив) Ω. В содержательных задачах это может быть множество товаров, проектов, планов, стратегий и т.п. Будем считать, что Ω – конечное множество, содержащее не менее двух элементов. Подмножества множества Ω будем называть предъявлениями. Если предъявлено множество X⊂Ω, то выбор из него состоит в указании множества выбранных вариантов Y⊂X. В случае, когда выбор пуст, Y=∅, будем также говорить об отказе от выбора. Функцией выбора называется отображение C: 2Ω →2Ω такое, что C(X)⊂X для всех X⊂Ω. Содержательно, C(X) – это множество вариантов, выбранных из предъявленного множества вариантов X. Выбор называют единичным, если из любого предъявления выбирается ровно один элемент, то есть любое множество C(X) содержит ровно один элемент. Выбор называют множественным, если хотя бы одно множество C(X) содержит более одного элемента.

В некоторых случаях удобно считать, что не все предъявления допустимы. Тогда выделяется множество допустимых предъявлений, а под функцией выбора понимается отображение этого множества в 2Ω. В дальнейшем, говоря о множестве предъявлений, мы обычно будем считать, что оно содержит все возможные предъявления; случаи, когда это не так, будут оговариваться специально. Впрочем, как правило, предположение о допустимости всех предъявлений несущественно, и нет нужды уточнять, совпадает ли множество допустимых предъявлений со всем множеством 2Ω или является его собственной частью.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных