ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Смысл отношений «больше на», «меньше на» на множестве целых неотрицательных чисел в аксиоматической теории.Пусть a и b – целые неотрицательные числа, такие, что n(A) = a, n(B) = b, и установлено, что a < b. Это значит, что в множестве В можно выделить собственное подмножество В, равномощное множеству А, и множество В В не пусто. Пусть n(В В) = с и с 0. Тогда в множестве В элементов столько же, сколько в множестве А, да еще с элементов. В этом случае говорят, что число а меньше числа b на с или что число b больше числа а на с. Так как с = n(В В), где В В, то c = b – a. Следовательно, чтобы узнать, на сколько одно число меньше или больше другого, надо из большего числа вычесть меньшее. Взаимосвязь действий над множествами с действиями над числами, теоретико-множественный смысл отношений «меньше на», «больше на», позволяют обосновать выбор действий при решении задач с этими отношениями. Рассмотрим, например, задачу: «На верхней полке шкафа 5 книг, а на нижней – на 2 больше. Сколько книг на нижней полке?» Решим задачу и объясним ее решение. Решение. В задаче идет речь о двух множествах: множестве книг на верхней полке (А) и множестве книг на нижней полке (В), т.е. n(A) = 5. Число элементов множества требуется найти при условии, что в нем на 2 элемента больше, чем в первом. Наглядно это можно изобразить с помощью кружков (рис.7). Отношение «больше на» означает, что в множестве В столько же элементов, сколько их в А, да еще 2 элемента. Пусть А = {a, b, c, d, f}, В = В (ВВ). Т.к. В ~A, то предположим В = {q, w, e, r, t}. Тогда число книг, на которые на нижней полке больше, чем на верхней, обозначим C = В В = {z, x}. Найдем множество книг на нижней полке: В = {q, w, e, r, t, z, x}, n(B) = 7. Это значит, что n(B) = n(В) + n(ВВ). Т.к. В ~A, то n(B) = n(A) + n(BA) = 5 + 2 = 7. Следовательно, на нижней полке 7 книг. Рассмотрим еще одну задачу. Во дворе гуляли 6 мальчиков, а девочек на 2 меньше. Сколько было девочек? В задаче речь идет о двух множествах: множестве А мальчиков, множестве В девочек. Известно, что в первом множестве 6 элементов, т.е. n(A) = 6. Число элементов во втором множестве надо найти при условии, что в нем на 2 элемента меньше, чем в первом. Отношение «меньше на» означает, что в множестве В элементов столько же, сколько в А, только без двух. Наглядно это можно представить с помощью треугольников (рис.8). Таким образом, n(B) = n(A) = n(A) – n(A A) = 6 – 2 = 4.
Следовательно, девочек во дворе было 4. Объясним решение следующей задачи: «У школы посадили 3 дуба и 7 лип. На сколько больше посадили лип?» Решение. В задаче рассматриваются два: множество дубов А и множество лип В. Известно, что лип посадили больше. Тогда, чтобы ответить на вопрос задачи, достаточно воспользоваться сформулированным выше правилом и найти ответ при помощи вычитания: 7 – 3 = 4 (липы). Однако возникает вопрос: можно ли из количества лип вычитать количество дубов? Дело в том, что в данном случае мы из 7 лип вычитаем 3 липы. Чтобы убедиться в этом, изобразим дубы кружками, а липы квадратами (рис.9). Чтобы ответить на вопрос задачи, выделим в множестве лип подмножество В, равномощное множеству дубов А, т.е. В ~A и n(В) =3. Пусть А = {1, 2, 3}, В = {а, b, c, d, e, f, g}, В = {a, b, c}. Тогда остальные липы образуют множества В: B В = {d, e, f, g}, количество элементов в данном множестве n(BВ) = 4. Т.о., количество лип, которое необходимо найти, равно разности n(B В) = n(B) – n(В) = 7 – 3 = 4.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|