Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






КОМПЛЕКСНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ




ПРОГРАММА

дополнительного образования детей

дошкольного возраста

«Дошколенок».

 

для детей от 1 года до 7 лет

 

 

Направленность: социально-педагогическая

· Пояснительная записка

· Организационно-педагогические условия

· Модель образовательной среды

· Учебный план

· Организация педагогического процесса

· Организация деятельности по взаимодействию с родителями

· Образовательные программы дополнительного образования детей Дошкольного возраста

· Проектная деятельность

 

Челябинск


Продолжение Приложения Д

1. Пояснительная записка.

Как показывают педагогические исследования, большинство родителей не могут своими силами обеспечить систематическое, полноценное развитие своих детей в дошкольном возрасте, поэтому, всё более привлекательными для родителей становятся школы (центры, отделения, комплексы) раннего развития дошкольников. Организация дополнительного образования в условиях дошкольного образовательного учреждения привлекательна для родителей, прежде всего тем, что обеспечивают ребенку возможность посещать в одном месте занятия по различным направлениям. Это позволяет выявить наклонности детей и в дальнейшем продолжить их обучение в профильных коллективах данного учреждения. Кроме того, дополнительное образование ребенок получает добровольно. Это способствует формированию положительной мотивации к обучению и облегчает последующую адаптация ребенка к школе.

Все эти факторы превращают учреждения дошкольного образования в реальное, весьма значимое звено существующей сегодня системы образования детей дошкольного возраста, несущее педагогическую ответственность за своих дошкольников – выпускников.

В основу предлагаемой комплексной программы развития, обучения и воспитания «Дошколенок» дошкольного образовательного комплекса (далее ДОК) легли теоретические взгляды ведущих специалистов по дошкольному воспитанию на сущность развития ребенка в период дошкольного детства, современные требования к содержанию образовательной программы для дошкольных образовательных учреждений, рекомендации Министерства образования РФ по реализации образовательных программ в педагогическом процессе, а так же знакомство и анализ организации педагогической образовательной деятельности в подобных школах (центрах, отделениях) раннего развития дошкольников.

Актуальность ведения данного направления образовательной

Продолжение Приложения Д

деятельности в МДОУ д/с №35 г. Челябинска обусловлена рядом причин: сокращение, общего числа детей, постоянно посещающих детские дошкольные учреждения; распространение образовательных учреждений повышенного уровня (лицеев, гимназий), набор в которые проводится на конкурсной основе и требует достаточно высокого уровня общего развития ребенка; увеличение числа детей с теми или иными отклонениями в развитии, что требует индивидуального подхода к ним сочетании с возможностью общения со сверстниками.

Программа «Дошколенок» предназначена как для детей, посещающих МДОУ д/с №35 г. Челябинска, так и для детей, не посещающих традиционные дошкольные учреждения (детский сад), в возрасте от 1 года до 7 лет. Учитывая то, что характерными чертами «домашних» детей является неравномерное развитие познавательных процессов, ограниченность контактов и вследствие этого недостаточная развитость навыков общения и трудности в эмоциональной сфере, программа предлагает насыщенное образовательное содержание, соответствующее познавательным интересам современного ребенка. Обучение осуществляется по всем основным направлениям, в которых происходит развитие и становление личности ребенка, его вхождение в современный мир. Широкое образовательное содержание становится основой для развития любознательности, способностей детей, для удовлетворения индивидуальных склонностей и интересов.

В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально – практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Этому способствует образовательный процесс, который сочетает в себе те виды деятельности, которые свойственны детям и получают развитие в

Продолжение Приложения Д

 

дошкольном возрасте:

1. Игровая деятельность (дидактические игры, игры с правилами, сюжетно – ролевые игры, театрализованные, развивающие).

2. Продуктивная деятельность (художественно–изобразительная, конструирование, ручной труд).

3. Общение (свободное).

4. Элементы физической культуры.

5. Элементы трудовой деятельности (самообслуживание, трудовая деятельность в природе, коллективная трудовая деятельность).

6. Учебная деятельность (в процессе освоения основ математики, грамоты, явлений природы, образцовой литературы и искусства, а так же в процессе развития координационных движений, навыков и умений в области пения и ритмики) в основном направленная на развитие познавательных интересов и выработку умения учиться (элементарное понимание смысла учебного задания, переключение внимания на способы выполнения задания).

Программа развития, обучения и воспитания «Дошколенок» является общеразвивающей, комплексной образовательной программой. При этом программа вариативна и может меняться в соответствии с социальным заказом и рекомендациями специалистов. Её использование требует от педагога способности творить и строить педагогический пресс по модели субъект–субъектного взаимодействия с ребенком на основе педагогической диагностики

Данная программа реализуется в дошкольном образовательном центре, который посещают дети от 1 года до 7 лет.

 

 

Продолжение Приложения Д

 

Таблица 2 - Структура ДОК

Младшая возрастная группа Средняя возрастная группа Старшая возрастная группа
«Крохи» (1-3 года) Адаптационные группы кратковременного пребывания «Солнышко» (4-5 лет) «Фантазёры» (5-6 лет) «Знайки» (6-7 лет)

 

Каждая из групп, имеющих указанные выше названия, в свою очередь, разделена на подгруппы с тем, чтобы число детей на занятии не превышало 8-10 человек. Данная наполняемость групп дает учреждению дополнительного

образования большие преимущества, по сравнению с детскими садами, так как создает реальную основу для применения индивидуального подхода к каждому ребенку.

Количество занятий и их продолжительность зависят от возраста детей:

· младшая возрастная группа (1-3 года) – 2 раза в неделю, по 3 занятия (20 минут) + свободная игровая деятельность до 20 минут;

· средняя возрастная группа (4-5 лет) – 3 раза в неделю, по 4 занятия (25 минут) + свободная игровая деятельность до 20 минут;

· старшая возрастная группа (5-6 лет) - 4 раза в неделю по 4 занятия (30 минут) + свободная игровая деятельность до 20 минут;

· старшая возрастная группа (6-7 лет) - 4 раза в неделю по 4 занятия (35 минут).

По мере взросления детей расширяется тематика образовательных программ.

Учитывая методические требования школьной программы, рекомендации Министерства образования по организации образовательного

Продолжение Приложения Д

 

процесса в группах раннего развития дошкольников в учреждениях дополнительного образования, а именно то, что «… подготовка к школе предполагает не столько накопление определенной суммы знаний, умений и навыков по отдельным предметам, сколько формирование восприимчивости детей к знаниям, развития у них личного опыта познания, проблемно–поисковой деятельности, экспериментирования. Поэтому на этапе дошкольного детства знания, умения, навыки должны рассматриваться не как самоцель, а как средство умственного развития.

Важнейшим показателем уровня подготовки ребенка к школе является хорошо развитые речь, восприятие, память, воображение, наглядно – образное мышление, умение элементарно рассуждать, выделять существенные признаки предметов и явлений, сравнивать предметы, владеть навыками общения со сверстниками и взрослыми», определено основное направление данной программы - повышение уровня готовности дошкольников к начальному школьному обучению.

Цель программы: создать в деятельности ребенка модель учебно–воспитательной сферы, которая позволяла бы гармонично развивать личность и адаптивный потенциал для успешного обучения в начальной школе.

Главной задачей является то, что дети должны прийти в 1 класс крепкими, здоровыми, с хорошо развитой правильной выразительной речью, ответственно относящиеся к своим обязанностям, умеющими работать дружно, сообща, подчинять себя требованиям взрослых, обладающими достаточными знаниями об окружающем мире, умеющими читать и считать, способными к самостоятельной трудовой, художественной и умственной деятельности.

Чему мы будем учить: начальный курс математики и развития логики; обучение грамоте и развитие речи; ознакомление с окружающим миров и

Продолжение Приложения Д

 

экология; изучение английского языка; музыка (развитие музыкальных способностей); изобразительное искусство и художественное творчество (рисование, лепка, бумагопластика, аппликация, конструирование); развитие двигательной и гигиенической культуры; социальные отношениям (ребенок – взрослые, ребенок – ребенок, отношение ребенка к самому себе); игровая деятельность (сюжетно – ролевые игры и развивающие); развитие творческого мышления; хореография.

Наряду с проблемами интеллектуального развития, нельзя забывать о том, что в этот период идет активная социализация личности ребенка. Вопросы социализации ребенка решаются эффективнее, если в этом процессе участвует семья. Дети всегда испытывают удовольствие от совместного с родителями творчества, наполняют свои души добром, любовью, фантазией, игрой, приобретают большую уверенность в себе. Поэтому помимо основных образовательных программ для детей проводятся дополнительные занятия (вариативные): «Играем и поём»; этикет; семейный клуб «Веселая суббота».

Показатели конечного результата: дети, сохранившие и укрепившие физическое и психическое здоровье, имеющие представление о здоровом образе жизни; свободные, проявляющие самостоятельность, инициативу деятельности и общения, умеющие выражать свое мнение и отстаивать его, обладающие воображением (в соответствии с возрастом); гуманные – добрые, способные к сопереживанию, понимающие ценностные основы отношения к окружающей действительности – природе, окружающим предметам, явлениям общественной жизни, сверстникам, взрослым, самому себе; стремящиеся добиваться лучших результатов, развивать свои индивидуальные способности; умеющие осуществлять выбор, ставить и решать проблемы, принимать и быть инициатором изменений в тех или иных

Продолжение Приложения Д

 

ситуациях (в соответствии с возрастом).

Посещение детьми Дошкольного образовательного комплекса и обучение их по комплексной образовательной программе «Дошколенок» поможет оптимально организовать жизнь и учебу, развитие и воспитание ребенка в ответственный год перед школой; сделать переломный момент в его жизни естественным, свободным, радостным, не связанным с резкой ломкой его психологического стереотипа.

2. Организационно – педагогические условия реализации комплексной программы развития, обучения и воспитания ДОК.

1. Группы дошкольного образовательного комплекса комплектуются из детей в возрасте от 1 года до 6 лет по заявлению родителей.

2. Обучение и воспитание ведется на русском языке.

3. Численный состав групп (рекомендуемый):

· младшая возрастная группа (1 - 3 года) – 8-10 человек;

· средняя возрастная группа (4 - 5 лет) – 10 человек;

· старшая возрастная группа (5 – 6 лет) – 10 человек;

· подготовительная к школе группа (6 - 7 лет) – 10 человек.

4. Обучение в ДОК проводится по комплексной образовательной программе «Дошколенок», представляющей взаимосвязанное содержание по всем основным направлениям образовательной деятельности в условиях дошкольного образовательного центра, гарантирующей к концу дошкольного

детства базовый уровень образования для дальнейшего обучения в школе.

5. Продолжительность занятий и перерывов между ними, на основании санитарно–гигиенических требований к организации образовательного процесса дошкольников и Устава ЦЭВД, зависят от возраста детей и составляет:

· младшая возрастная группа – 20 минут и не менее 10 минут;

Продолжение Приложения Д

· средняя возрастная группа – 25 минут и не менее 10 минут;

· старшая возрастная группа – 30 минут и не менее10 минут;

· подготовительная к школе группа – 35 минут и не менее 10 минут (при количестве 4-х занятий в день, перерыв после 2-х занятий должен составлять 15-20 минут).

6. Учебная нагрузка в неделю (на основании учебного плана комплексной образовательной программы «Дошколенок») составляет:

· младшая возрастная группа – 6 часов в неделю;

· средняя возрастная группа – 12 часов в неделю;

· старшая возрастная группа – 16 часов;

· подготовительная к школе группа – 16 часов.

7. Расписание занятий ДОЦ составляется заместителем директора по УВР с учетом пожеланий родителей, учетом возрастных особенностей детей и установленных санэпидемоологических требований. Расписание утверждается директором ЦЭВД.

8. В ДОК занятия проводятся в 2 смены:

· 1 смена – 9.15 - 13.05 часов;

· 2 смена – 15.30 – 18.00 часов.

При этом для выработки у детей устойчивых организационных навыков и «привычки» обучения, желательно занятия каждой из групп в дни посещения начинать в одно и тоже время (например: группа «Крохи» - понедельник, среда – с 10.00 до 11.30)

9. Режим работы ДОК: с 1 сентября по 30 мая, при этом обучающиеся занятия начинаются с 15 сентября и заканчиваются 25 мая.

10. В каждую возрастную группу, назначается педагог-куратор, главная задача которого – наполнить деятельность группы интересными делами, включить каждого ребенка и его родителей в содержательную деятельность, способствовать реализации интересов и жизненной активности детей.

Продолжение Приложения Д

 

11. МУДОД «Центр эстетического воспитания детей» и родители детей в обязательном порядке заключают договор о предоставлении дополнительной платной образовательной услуги.

3. Модель образовательной среды дошкольного образовательного центра.

Данная программа развития, обучения и воспитания направлена на повышения уровня готовности дошкольников к обучению в общеобразовательных школах. На первый план выдвигается развивающая функция, так как «на эффективность обучения ребенка в начальной школе гораздо большее влияние оказывают степень развития его памяти, внимания, воли, уровень самоорганизованности, умение управлять своими действиями, чем знание букв и цифр, навыки чтения и письма», а не обучающая функция.

Учитывая вышеизложенное, а так же психофизиологические особенности дошкольников, предлагается следующая модель дошкольного образовательного центра представленного на рисунке.

 
 

 

 


Рисунок 2 - Модель дошкольного образовательного центра МДОУ д/с №35 г. Челябинска

Продолжение Приложения Д

 

Представленная модель образовательной среды позволяет наиболее полно реализовать все поставленные программой развития, обучения и воспитания цели и задачи, позволяет проследить траекторию развития ребенка, организовать совместную деятельность всех участников образовательного процесса: детей, родителей и педагогов.

4. Учебный план.

В соответствии с моделью образовательной среды ДОЦ, учебный план включает основные программы по образовательной деятельности (основной блок) и дополнительные программы по социальной ориентации (вариативная часть).

А) общий учебный план по ступеням:

 

№ ступени Возраст Уч.нагрузка в нед. Основной курс Вариативная Часть  
Подготовительная - «Крохи» 1-3 года 6 часов 6 часов (по 15-20 минут) 1 час  
«1» - средняя возрастная группа 4-5 лет 12 часов 12 часов (по 25 минут) 1 час  
«2» - старшая возрастная группа 5-6 лет 16 часов 16 часов (по 30 минут) 2 часа  
 
«3» - Подготовительная к школе группа 6-7 лет 17 часов 16 часов по 35 минут) 1 час  

 

Учебная нагрузка состоит из часов основного курса, отведенных на изучение учебных и образовательных программ, и из часов (вариативная часть), отведенных на расширение социального опыта детей и культурно – досуговую деятельность.

Б) Учебный план комплексной образовательной программы «Дошколенок»:

 

Продолжение Приложения Д

 

Образовательное направление Количество часов в неделю
Младшая возрастная группа (1-3) Средняя возрастная группа (4-5) Старшая возрастная группа (5-6) Подготовительная к школе группа (6-7)
Основные программы
  Развитие речи -      
  Развитие математических представлений -      
  Изобразительная деятельность и конструирование        
  Развитие двигательной активности, основ гигиенической культуры        
  Развивающие игры        
  Сказкатерапия        
  Экологическое развитие        
  Хореография -      
  Английский язык -      
  Развитие музыкальных способностей        
  ИТОГО        
Дополнительные программы (вариативная часть) – по желанию родителей
  «Играем и поём»        
  Этикет -      
  Семейный клуб «Веселая суббота» 1 раз в месяц 1 раз в месяц 1 раз в месяц 1 раз в месяц
  Психологическая гостиная По желанию родителей 1 раз в месяц

 

Предложенное почасовое распределение учебной нагрузки соответствует возрастным особенностям детей и не противоречит санитарно – гигиеническим требованиям по организации образовательной деятельности с дошкольниками.


Приложение Е






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных