Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Научиться эффективно генерировать и применять идеи в нужной вам области деятельности.

А что если?..

Хоть и говорят, что никто не знает, что было бы, если бы все было по-другому, но фантазировать-то никто не мешает. В этом упражнении на развитие креативности вам как раз предлагается подумать над подобные вопросы. Ведущий выносит на обсуждение вопрос из серии «А что если?..», а участники ищут на него ответы. К примеру:

  • А что если бы люди не умели лгать?
  • А что если бы человек умел летать?
  • А что если бы наши домашние животные были разумны так же, как и мы с вами?

Выбор вопросов зависит от аудитории, потенциально провокационных вопросов лучше избегать. Скажем, обсуждение вопроса «А что если бы Советский Союз не развалился?» может перерасти в спор сторонников и противников «совка». Ведущему следует преподнести ситуацию так, чтобы участники помнили, что основная цель — это развитие креативности и обмен нестандартными идеями, а не выяснение истины в последней инстанции.

Что общего?

В этом упражнении на развитие креативности участникам предлагается найти как можно больше сходства между абсолютно не похожими друг на друга предметами или явлениями (помните, как у Льюиса Кэрролла — «Чем ворон похож на письменный стол?»). Нужно дать участником какое-то время для размышлений, а потом обсудить получившиеся результаты. Вопросы могут быть, к примеру, такими:

  • Что общего между жителями Лапландии и кофе?
  • Что общего между поездами и шнурками для кроссовок?
  • Что общего между шоколадом и горой?
  • Что общего между говорением и ходьбой?

Конечно, различных упражнений и тренингов на развитие креативности существует масса. Главное — по возможности заниматься развитием своего креативного мышления не в одиночестве, ведь истина рождается в споре, а самые нестандартные идеи обычно генерируются в компании единомышленников.

 

Креативность - немаловажное качество человека и, способствующее успеху едва ли не во всех областях жизни. Так что желание развить в себе креативность - вполне естественное и логичное. Я уже слегка касался темы креативного мышления. Сегодня продолжим разговор о развитии креативности с упором на практическое применение.

Итак, как же прокачать свое творческое мышеление?

Ну-ка, посмотрим, что там коллеги с Запада напридумывали. Так, ага, ага. Все, как я и думал. Как правило, желающим повысить свою креативность "гуры" советуют что-то вроде:


  • Избавиться от неуверенности в своих творческих способностях;
  • Внести больше разнообразия в свою жизнь: ходить на работу новой дорогой, отказаться от привычек в питании, поменять режим дня;
  • Больше читать и смотреть фильмы, придумывать для них продолжение;
  • Заняться каким-нибудь видом творчества (писать стихи (ага! вот откуда столько графоманов), снимать на фотоаппарат, рисовать...)
  • Фантазировать, разглядывать облака, выискивая там очертания знакомых предметов.

Все это безусловно имеет отношение к творческому мышлению и может способствоать его совершенствованию. Чем же тогда вызвана моя ирония?

1. Выполняя перечисленные выше действия, вы в первую очердь тренируете не креативность, а умене делать именно их. Превосходно научившись находить в нагромождении облаков крокодила, поезд и дядю Васю, вы сделаете не такой уж большой шаг в отношении поиска идей для поиска клиентов для вашей фирмы. Надеюсь, это очевидно.

2. Выполнение всех этих советов несколько противоречит друг другу. Скажите, по-настоящему креативному человеку нужно учиться разглядывать облака. Скажем, можете ли вы представить Леонардо да Винчи за таким занятием? Я вот лично нет. Штука в том, что тренируясь в такой эфемерной области (где не видно конкретных результатов, как, например, в спорте), мы говорим своему подсознанию "а на деле-то я чувак не шибко креативный..."

3. Время! Да, выполнение всех этих советов может стать вашими хобби. А может - и не стать. Может превратиться в потери времени.

Короче. Я считаю традиционные советы сугубо неэффективными. Всем этим следовало заниматься в детстве, в период формирования творческих (и всех остальных) способностей. А выросшему человеку нужно искать другие путию.

Все это было написано не только с целью пропаганды центрального тезиса моего блога - "махните рукой на "полезные" советы светил поп-психологии и думайте своей головой" - но и чтобы вы немного яснее осознали задачу.

А задача у человека, который вдруг захотел мыслить креативнее, скорее всего такова:

Научиться эффективно генерировать и применять идеи в нужной вам области деятельности.

А не развить "креативное мышление вообще". Что дает такая формулировка задачи? Разумеется, упрощение достижения цели: конкретную задачу решать гораздо проще (берите, кстати, на заметку: для решения многих проблем нужна не креативность, а ясная постановка задачи).

Ну а теперь главное. Как же все-таки улучшить этот самый процесс выработки идей?

Во-первых, нужно сориентировтаь свое сознание и подсознание на поиск идей в нужных вам областях. Определитесь, какие именно идеи вам нужны. Как строить бизнес? Или как построить отношения с новым коллективом? А может, как лучше реализовать новый проект, сваленный на вас начальством? А может, вы ищете новые способы вложения денег? Или...

Дело в том, что каждый человек непрерывно генерирует множество мыслей. Большей частью пустых. Дайте себе четкие указания: думать о том-то и о том-то. Если выдалось безделье - не мечтать, а искать нужные вам идеи.

Этот шаг можно сравнить с посевом семян: вы кидаете задачи и проблемы в почву своего сознания и подсознания - а вырастают идеи. Не сами по себе, конечно. Искать их нужно и осознанно - даже если не получается, честный трудовой пот удобряет почву для идей.

Также просто думайте почаще о своих задачах, поворачивете их так и этак, и к вам придут идеи - обычно внезапно: на прогулке, в душе, за завтраком, во сне.

Во-вторых, случайно промелькнувшие идеи важно:

- не забыть
- не задавить внутренней критикой в зародыше
- не бросить на полдороге (далеко не всегда пришедшая идея полностью удачна: приходится ее доводить)

Собственно, именно умение улавливать, фиксировать и разрабатывать случайно мелькнувшие идеи и даст значительный прирост креативности. Придумывать умеют почти все, дводить до ума - очень немногие.

А как развить это умение? - возникает следующий вопрос. Порой встречаются сведения, что тот или иной великий человек всегда носил с собой блокнот и постоянно фиксировал свои впечатления и идеи.

Я пробовал носить с собой записную книжку. Как вы понимаете, это далеко не всегда удобно (в душ, например, ее не возмешь, а думается там и правда хорошо;).

Как мне кажется, я нашел выход из положения. Моя методика работы с идеями такова:

1. Я нарисовал в ворде табличку: несколько строк и два столбца. В первом столбце - название и картинка-символ направления, в котором я осуществляю поиск идей. Так, у меня есть направление "Саморазвитие" - идеи одновременно для личного самосовершенствования и написания постов в этот блог. В качестве картинки - шапка этого блога. Есть направление "Инвестирование", символом служит стилизированный знак доллара - $. Ну и так далее.

(Таким образом частично выполняется первый шаг - обозначение направлений деятельности)

2. Когда у меня возникает идея, которая, например, способна помочь мне улучшить собственную жизнь или которая достойна упоминания в блоге (обычно бывает то и другое), я придумываю символ уже для нее. Это довольно просто: ведь мы мыслим не словами, чем-то средним между словами, картинками и ощущениями. Теперь я мысленно соединяю этот символ и символ темы для поиска идей - в данном случае это зонтик на пляже. Так, для недавнего поста о самовоспитании символом был многоэтажный дом. Вот я и представил: на краю хрупкого пляжного зонта стоит небоскреб. Очень ярко и легко запоминается (такое совмещение - это известный прием мнемотехники - искусства запоминания).

В описании это может выглядеть довольно громоздко, но на деле методика очень проста и эффективна. По сути, у вас появляется блокнот, который можно брать куда угодно. А придумывая для идеи символ вы попутно таки-тренируетесь в креативном мышлении и, главное, лишний раз обдумываете свою мысль, открывая в ней новые грани. Проверено.

Кроме того, идеи всегда у вас в голове и с ними всегда можно поработать - хоть через день, хоть через месяц. Визуальная память очень крепка.

3. Когда я добираюсь до своего компьютера, я открываю табличку и записываю новые идеи в соответствующие разделы (разумеется, если они этого достойны и не могут быть реализованы сразу). Это тоже обязательно по нескольким причинам:

- формулируя идею письменно, человек обдумывает ее с новой стороны и видит недостатки;
- есть возможнсть поработать со всей "базой" идей, найти новые подходы и взаимосвязи;
- возникают новые идеи!

Еще одно подтверждение эффективности данного подхода я получил совсем недавно. Находясь на отдыхе я не думал о делах, однако отдельные (иногда весьма ценные!) мысли мелькали - и я фиксировал их в своей "внутренней таблице", не особо, впрочем, стараясь. Вернувшись и открыв файл на компьютере, я легко выгрузил туда пару десятков новых идей. Не потерялась ни одна.

Итак, если вы хотите развить креативность, то есть увеличить эффективность поиска и разработки новых идей, то я советую следующее:

1. Определитесь, в каких именно областях вы хотите генерировать новые идеи. Это можно сделать, начертив простую табличку: название области с символом - место для идей. Почаще думайте о своих темах - засевайте свое сознание и подсознание информацией, фантазируйте на нужные темы, вырабатывайте идеи не дожидаясь озарения - и тогда оно через какое-то время придет.

2. Связывайте в воображении символы возникающих идей с символами соответствующих тем, чтобы качественно запомнить идею.(Так как на символе темы (опорном) должно разместиться несколько идей, то связыайте символы идей с частями опорного символа. Например, у меня возникло 5 идей по саморазвитию, их символы дом, самурайский меч, листок дуба, книга и воздушный шарик. Тогда я представляю себе пляжный зонтик, на краю кторого стоит дом, ближе к центру зонта в него вокнут меч, к самой серединке прилип большой дубовый лист, в верхней части зонта приклеена книга, к низу привязан шарик. Стоит увидеть такую картинку внутренним взором и удержать в сознании на несколько секунд, как она прочно отпечатывается)

3. Очищайте "внутренний блокнот", записывайте идеи в настоящий файл. Когда это сделано, представьте опорные символы (символы тем) "чистыми" - и используйте снова сколько душе угодно.

Развитие креативности — штука полезная, но не факт, что именно это станет решающим фактором вашего успеха.
Не забываем также: любые советы/правила/стереотипы надо обдумывать и примерять на себя.
Развивать в первую очередь стоит качества, к которым у вас и так есть склонность. Концентрируйтесь на них! Создавайте неповторимую формулу успеха — только вашу и ничью больше.


 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору | Цели и задачи учебной практики


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных