Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Проблема свободы в немецкой классической философии.




Свобода у Канта есть право повиноваться тем законам, с которыми он согласен. Кант - враг деспотии и тирании. Избавление от них возможно путем строгого разделения властей: исполнительной, законодательной и судебной. Их разумное соотношение позволит обуздать и ограничить любое своеволие. Единственным строем, отвечающим условиям свободы, Кант считал парламентскую республику.

Власть закона дарит людям мир, и он должен стать вечным. Мечта о вечном мире выражалась и обосновывалась многими мыслителями прошлого. Создавались проекты, предлагались планы. Не остался в стороне от этой идеи и Кант. Гегель. Его ведущим идеалом становится «Свобода через разум».Мировой разум или дух, движущийся в мировой истории, имеет явно выраженную цель – свободы. История человечества - это процесс сознания свободы. Свобода составляет внутреннюю природу человека, но лишь постепенно на протяжении тясачелетий познается.

Мировая история состоит из 3 эпох:

1. Восточная эпоха: человек, не осознал, что его сущность свобода. Все - рабы.

2. Античный мир: часть людей осознала свою свободу.

3. Германская (христианская): все свободны, но высшее воплощение свободы - государство, т.к. гос-во является высшим воплощением разума.

Славян считал народами не имеющими исторического будущего.

Прогресс в сознании свободы нельзя понимать чисто субъективно, т.е. изменение мнений людей. Чтобы стать реальной, идея должна объективизироваться, вылиться во что-то внешнее. Такой объективизацией свободы становится у Гегеля семья, гр. Общество, государство.

Фейербах- свободный выбор в границах свободы.

В своих философских размышлениях Иммануил Кант пришел к дуализму (который пронизывал всю его философскую мысль) детерминированности и индетерминированности человеческой жизни. С одной стороны человек, как обладающий телом, подчинялся законам природы и, следуя за умонастроением эпохи, в которой он жил, можно было бы заключить, что ввиду этого вся человеческая жизнь предопределена причинно-следственными связями.

 

Однако с другой стороны, каждый человек обладаем мышлением, или, точнее сказать, разумом. В своей философии Кант последовательно показал, что законы разума не несут в себе причину со стороны природы, а «декларируются» им самим для себя. В этом отношении разум не зависит от внешней природы вещей, и именно внутренняя природа разума обуславливает восприятие внешних вещей.

 

Исходя из этого, можно заключить, что свобода человека состоит в следовании законам своего собственного разума, ибо свободно лишь то, что действует по собственному «принуждению» (как осознанной и целенаправленной деятельности), а не по принуждению извне. Однако в философии Канта сами законы разума приводят нас к существованию такого понятия как «Бог», являющимся не существующим в реальности (как в религиозном представлении), а существующим в сознании каждого отдельно взятого человека именно ввиду того, что каждый человек имеет разум с его законами, одинаковыми для всех. Человек должен принимать решения именно принимая во внимание существование Бога (при чем вне зависимости есть он на самом деле или нет). В этом и заключается истинная свобода в Кантовском смысле.

 

В завершении эпохи немецкой классики Г.В.Ф. Гегель развивает понятие свободы следуя кантовском умонастроениям, однако расширяя их до всеобщего и исторического масштаба. Ввиду взгляду Гегеля на мир как воплощение абсолютной идеи, свобода сама по себе есть следование законам развития этой абсолютной идеи. Свобода понимается не столько как присущая индивиду (так как он является субъективным воплощением абсолютной идеи), а как присущая всему миру, в том числе на уровне социальных групп, в частности – государства. Свободным государством является то, которое построено на законах абсолютного разума (что есть синоним «абсолютной идеи»), в котором каждый гражданин осознает эти законы, а следовательно – следует им. Свободное государство является следующей ступенью в развитии абсолютной идеи до самой себя [цепочка «субъективный дух» (человек) - «объективный дух» (государство)- «абсолютный дух» (абсолютная идея).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных