Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Философия иррационализма. А. Шопенгауэр о мире и жизни человека.




РАЦИОНАЛИЗМ-совокупность философских направлений, делающих центральным пунктом анализа разум, мышление, рассудок – с субъективной стороны, а разумность, логический порядок вещей – с объективной. ЭЛЕАТЫ-чувства нас обманывают; ПЛАТОН(удвоение мира); НЕПЛАТОНИКИ-удвоение мира; ЭМПИРИЗМ -знания приходят из опыта; РАЦИОНАЛИЗМ; ЭПОХА просвещения-метод мышления эпохи разделяющий оптимизм этого мышления; Философия КАНТА- устраняет противоположность эмпиризма и рационализма в высшем синтезе своего критицизма; Философия ГЕГЕЛЯ- частично возвращаются к объективистскому рационализму; Целиком рационалистичными являются исторический материализм, позитивизм, прагматизм и те направления современной философии, которые зависят от философии рационализма и находятся под его влиянием: марксизм. Основной принцип систематизм.

Иррационализм(философия индивидуализма).Под иррационализмом имеется в виду философское учение, согласно которому решающим фактором в познании, в поведении людей, в мировоззрении, в ходе исторического процесса и общественного развития играют не силы разума, не рациональное начало, а иррациональное (от лат. irrationalis — неразумный, бессознательный). На передний план выдвигаются внемыслительные аспекты духовной жизни — воля, непосредственное созерцание, чувство, интуиция, бессознательное, мистическое озарение, воображение, инстинкт и т.п. Принципом иррационализма пользовались многие философские направления, в частности, философия жизни, экзистенциализм и др. Но иррационализм существовал как особое философское учение XIX в. Основным его представителем был А. Шопенгауэр.

Иррационализм в нач. XX в. выделил из себя еще целый ряд течений и школ

В своей концепции Шопенгауэр исходит из кантовской «вещи в себе», но дает ей собственную трактовку. Она представляет собой бессознательную «волю к жизни», внеразумную силу. Эта сила объективируется в многочисленных формах, определяя стремление к ничем не ограниченному господству. Человек не может постичь направленность влечений собственной воли и существует в мире иллюзий и миражей.

Жизнь, по мнению Шопенгауэра, полна страданий и воплощается у человека в «войне всех против всех», наполняя его существование глубоким унынием: пессимизм. Таким образом, преодолевается индивидуальное, усмиряется воля к жизни, исчезают порождающие страдания явления и происходит полное успокоение духа. Шопенгауэр был одним из первых философов, который указал на важную роль в жизни человека бессознательного, инстинктивных импульсов, связанных с биологическим происхождением человека. Подобные идеи были впоследствии использованы Фрейдом при создании его теории. В трактате о любви он говорил, что любовь - это сильное влечения, возникающее между двумя людьми противоположного пола. Человек как животное действует необходимо и импульсивно. Человек как явление подчинен тем же законам, что и явление. Ноуменальная сущность человека это его шанс. Тело человека- это ощутимая и видимая воля, т.е. тело страдает тело наслаждается, стремится к самосохранению. Человек является самым жаждущим животным. Человек способен доставлять страдания другим людям. Прогресс – это иллюзия. Любое иллюзорное счастье негативно. Нежелание спасет человека.

Выход для человека:

1.Формирования философского отношения к жизни. 2.Этический путь.3.Путь художника или эстетический.

Мир есть мир человека, другого мира нет и быть не может. Мир в его пространственно-временном измерении, во всем его многообразии есть только форма представления, способ представления представляющего мир человека.

Мир - это мой мир, восклицает Шопенгауэр. И я его вижу таким, каким мне позволяет его видеть моя собственная способность представления. Солнце и планеты невозможно увидеть без видящего глаза, невозможно познать без познающего рассудка. Без глаз и рассудка солнце и планеты можно назвать лишь словами, именами объектов - не более. Но Шопенгауэра нельзя обвинить солипсизме. Он соглашается с выводами естествознания, что животные появились раньше людей, рыбы - раньше животных суши, растения - раньше рыб, неорганическое вообще существовало раньше всего органического. Первоначальная материальная масса должна была пройти длинный ряд изменений, прежде чем мог раскрыться первый глаз, пусть этот глаз принадлежал даже насекомому. Поэтому, констатирует Шопенгауэр, мир - это не только мой мир, поскольку мир существует независимо от меня. "И все же от этого первого раскрывшегося глаза ... зависит Бытие всего мира, как от необходимого посредника знания". "Мир" имеет способность к самостоятельному существованию: вещество в мире существовало до каждого из нас; мир проходил этапы в своем развитии, прежде чем мог раскрыться первый человеческий глаз, увидевший этот мир. То, что мы называем "миром" имеет свою историю, где не было места человеку; мир будет существовать даже тогда, когда не будет самого человека, но мир становится миром только для взирающего на этот мир человека.

39. «Философия жизни» о проблеме человека.

К середине XIX в. западноевропейская философская мысль оказалась в глубоком кризисе. Он был обусловлен в первую очередь разложением гегелевской философской школы. Философия Гегеля, которая оказалась не в состоянии ответить на практические вопросы современности.

Возникла потребность «выхода» из тупика традиционной философии, поиска новых подходов, основанных на ином мировоззрении и миросозерцании.

Одним из вариантов этого «выхода» является «философия жизни», которая на исход. Опирается не на абстрактное познание мира, а на философствование, вытекающее из полноты переживания жизни, где центром размышления является человек. Богатство понятия «жизнь» позволило разнообразить его трактовку. Так, акцент на биологических аспектах привел к обоснованию культа силы, сведению источника развития к волевым усилиям по обеспечению абсолютного освобождения индивида, к формированию идей «сверхчеловека». Внимание к историческим аспектам позволило трактовать жизнь как целостный духовный процесс в условиях реконструкции особенностей эпохи. Этот акт осуществляется интуитивно.

Понятие жизнь многозначно:

1.Жизнь в биологическом смысле (Ницше)

2.Жизнь в космологическом смысле (Бергсон)

3.Жизнь в культурно-историческом плане (Шпенглер, Дильтей)

Философия жизни. Это философское направление конца XIX — начала XX вв., основным понятием и предметом философствования в котором является понятие «жизнь» как, во-первых, органическая целостность и во-вторых — творческая динамика бытия. Основные способы познания — иррационализм и интуиция.

Жизнь целостна и находится в непрерывном становлении. Поскольку она целостна, ее нельзя познать рациональными, а потому односторонними методами науки. Поскольку она развивается, в нее не входит все застывшее, остановившееся в развитии (например, у Шпенглера это цивилизация как застывшая форма культуры). Поскольку жизнь — это спонтанный поток становления живого, она не имеет целесообразности, а соответственно в истории как части целостной жизни нет объективных законов. История, как и человек, имеет только свою судьбу.

Что же делает человек в этом неуправляемом, спонтанном потоке жизни? Он ее переживает, инстинктивно чувствует. Но он не пассивен. Его постоянное стремление — вырваться за рамки своего бытия, особенно социального, возвыситься над собственной судьбой. Отсюда трагичность его существования, ибо судьбу победить нельзя. Однако человек должен быть горд, аристократичен, силен волей, благороден. Такой человек стремится к целостной жизни, не боится смерти, желает быть сильнее других, постоянно ищет целостность своего существования, максимально приближает его к целостности жизни.

Различия в философских воззрения Шопенгауэра и Ницше

Шопенгауэр Ницше

1. Первооснова мира и человека. «Воля к жизни» - демиург Вселенной. «Воля к власти» - ничем причинно не обусловленное явление.

2. Общая характеристика мира. Мир един, поскольку является «объективацией» единой «воли к жизни». Мир дискретен, так как существует множество «воль к власти».

3. Саморазвитие мира. Мир динамичен, так как «воля к жизни» обеспечивает его переход от одной ступени «объективации» к другой. Прогресс отсутствует, есть только «вечное возвращение».

4. Пути «освобождения человека». Нравственное и эстетическое прозрение. Освобождение от индивидуальности и «воли к жизни». Утверждение индивидуальности посредством борьбы с коллективно значимыми формами морали и религии.

5. Итог самосовершенствования человека. Осознание над индивидуальной ценности человеческой жизни. Отказ от «воли к жизни». Выращивание индивидуальных качеств «сверхчеловека» как полной реализации «воли к власти».







Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2022 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных