Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Механизмы интериоризации и экстериоризации в процессе психического развития.




Культурное развитие можно определить как освоение индивидом всеобщих форм деятельности благодаря использованию особых психологических орудий — знаков, которые становятся средствами саморегуляции личности в процессе интериоризации.

Интериоризация — основной механизм психического развития человека: формирование внутренних структур человеческой психики в процессе усвоения индивидом социального опыта. Понятие интериоризации было введено и разрабатывалось французскими психологами (П. Жане, Ж. Пиаже и др.), а также представителями психоанализа. Последние стремились показать, каким образом в онтогенезе под влиянием сложившейся структуры межличностных отношений, переходящей «внутрь» психики, формируется устойчивая структура интрапсихических связей — своеобразный «каркас» личности.

Интериоризацию следует отличать от любых форм получения «извне», переработки и хранения «внутри» психики какой-либо знаковой информации.

Интериоризация, происходящая в процессе усвоения общественного опыта, приводит не только к изменению содержания душевной жизни индивида, но и к появлению новых форм психической деятельности, из которых складываются высшие психические функции, отличающие человека от животных.

Л.С. Выготский полагал, что высшие психические функции складываются в онтогенезе путем интериоризации знаковых средств и межличностных отношений, что по своей природе и сути они являются интериоризованными отношениями.

Согласно Л.С. Выготскому, «первоначально всякая высшая функция была разделена между... двумя людьми, была взаимным психологическим процессом». Иными словами, психика человека диалогична по своей структуре и природе, она формируется и развивается в диалогическом пространстве культуры, в сфере социального взаимодействия и общения. Любая сложная специфически человеческая форма психической активности первоначально возникает как действие «для других» и лишь позднее становится действием для себя (например, первоначально ребенок использует речь как средство коммуникации / общения с другими людьми и лишь позднее осваивает внутреннюю, свернутую речь как средство самоконтроля и управления деятельностью).

В философской литературе экстериоризация рассматривается как психологический процесс, в результате которого внутренняя психическая жизнь человека получает внешне выраженную (знаковую и социальную) форму своего существования. Исследование данной категории в психологии зачастую связывается с исследованием творческой самореализации личности как культурного акта самоутверждения.

Существенное значение названному понятию было уделено Л.С. Выготским, по мнению которого человек овладевает собой (своим опытом) как одной из сил природы извне – при помощи особой техники знаков, создаваемой культурой, так что овладение тем или иным внутренним психологическим процессом предполагает его предварительную экстериоризацию «культурно-

историческую теорию поведения». Процесс экстериоризации – это самореализация как акт опредмечивания себя как личности в средства культуры. В целом же в психологической науке выделяется два вида самореализации как утверждения человеком себя – персонализация и культурализация. В аспекте настоящего исследования нас, прежде всего, интересует самореализация как культурализация, подробно представленная в исследованиях Л.Н. Когана, который называет реализацию сущностных сил человека в любом виде социальной деятельности культурной деятельностью, культура понимается при этом как мера и способ реализации сущностных сил личности.

Экстериоризация первична интериоризации в процессе формирования индивидуального опыта как психической функции. В экстериоризации личность занимает рефлексивную позицию по отношению к собственному опыту, отделяет себя как личность от опыта непосредственного восприятия и переживаний, порождает отношение к этому опыту, осмысляет и переосмысляет его и в этом процессе, порождает новый опыт, новое личностное знание. В этом смысле и процесс экстериоризации личностного опыта можно рассматривать, с одной стороны, как деятельность, в которой личность развивается, с другой – как творческую деятельность по преобразованию самой личности (самостроительство), субъектом которой, по сути своей, является сама личность. Экстериоризация личностного опыта – это не просто «припоминание», «воспроизведение» прошлого опыта как базового знания, как уровня актуального развития, это деятельность осмысления и переосмысления имеющегося содержания базовых знаний на основе объективации его элементов и составляющих. Более того, личность способна породить новые знания, явно не вытекающие из прошлого опыта.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных