Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Практическая работа №1




ПСИХОЛОГИЯ

планы семинарских занятий

для направлений подготовки:

«Управление персоналом», «Менеджмент»

Уч.г.

СЕМИНАР № 1

Психология как наука. Предмет и методы психологии

Ответьте на вопросы:

1. Каковы цели и задачи изучения курса «Психология и педагогика»?

2. Приведите и обоснуйте психологические и педагогические функции изучения данного курса.

3. Дайте определение объекта и предмета психологии. Существует ли однозначный ответ на вопрос о предмете и объекте психологии на современном этапе её развития?

4. Что означает выражение «психика как особая форма жизнедеятельности»?

5. Какое место занимает психология в системе наук?

6. Какими возможностями располагают психологическая и педагогическая науки в решении человеческих проблем?

7. Обоснуйте необходимость и актуальность научного подхода к решению психологических и педагогических проблем жизни и деятельности в современных условиях.

8. Каково возможное соотношение психологической науки и психологической практики? Приведите примеры.

9. Что дает изучение психологии современному специалисту?

10. По каким критериям можно развести используемые в психологии методы?

11. Назовите эмпирические методы психологии, дайте их характеристику. Укажите их виды, возможности и требования к применению.

12. Существует ли универсальный метод психологического познания?

Работа со словарем

(напишите определения понятий, выделите опорные слова):

1. Психология

2. Психические явления

3. Психика

4. Отрасли психологии

5. Методология

6. Принцип детерминизма

7. Принцип единства сознания и деятельности

8. Принцип развития

9. Методы психологии

10. Наблюдение

11. Эксперимент

12. Констатирующий эксперимент

13. Формирующий эксперимент

14. Опрос

15. Тест

16. Изучение (анализ) продуктов деятельности

17. Проективный метод в психологии

18. Надежность методики

СЕМИНАР № 2

Эмпирические методы в психологии

СЕМИНАР № 3

Психология деятельности

Ответьте на вопросы:

1. Что такое деятельность человека и чем она отличается от жизнедеятельно­сти животных?

2. Может ли быть деятельность немотивированной?

3. Составьте таблицу на тему: «Психологическая структура основных видов деятельности человека». Рассмотрите такие виды деятельности как игра, учение, труд с точки зрения специфики их структуры: цели, мотивы, потребности, действия, результат, отношение к результату.

4. «Через преодоление ошибок к мастерству». Как вы понимаете данный тезис? Какова может быть роль ближайшей трудовой группы в преодолении ошибок и формировании профессионализма? Почему ошибка не всегда влияет на становление опыта? Обоснуйте свой ответ, приведите примеры.

Работа со словарем

1. Поведение

2. Деятельность

3. Интериоризация

4. Экстериоризация

5. Цель деятельности

6. Мотив деятельности

7. Действие

8. Двигательные (моторные) действия

9. Мыслительные (центральные) действия

10. Чувственные (сенсорные) действия

11. Умение

12. Навык

13. Труд

14. Учение

15. Игра

16. Общение


СЕМИНАР № 4

Психология сознания и бессознательного

Ответьте на вопросы:

1. Что такое «высшие психические функции»? Каковы их свойства в соотношении с особенностями натуральных психических функций?

2. Каков психологический смысл термина «сознание»?

3. Что такое рефлексия?

4. Как следует понимать выражение: «Кто смутно говорит, тот смутно и мыслит»?

5. В чем заключается феномен психологической защиты человека?

6. Каково соотношение понятий «сознание» и «самосознание»?

7. Что такое Я-концепция? Каково значение Я-концепции в структуре личности?

8. Каким образом самооценка проявляется в деятельности и поведении?

9. Каково значение оценок окружающих людей в формировании самооценки человека?

Работа со словарем

1. Сознание

2. Высшие психические функции

3. Значение

4. Личностный смысл

5. Личностные ценности

6. Самосознание

7. Я-концепция

8. Бессознательное

9. Психологическая защита

10. Механизмы психологической защиты

11. Вытеснение

12. Отрицание

13. Забывание

14. Проекция

15. Формирование реакций (реактивное обучение)

16. Регрессия

17. Интеллектуализация

18. Соматизация

19. Замещение

20. Интроекция, идентификация с агрессором

21. Сублимация

Практическая работа №1

Цель: нахождение количественного выражения уровня самооценки.

Инструкция: Вам предлагаются слова, обозначающие разные черты личности. Выпишите в первую колонку бланка от 10 до 20 слов, характеризующих положительные черты Вашего идеала человека. В третью колонку выпишите от 10 до 20 слов, обозначающих качества, которыми Ваш идеал человека обладать не должен. Далее отметьте в колонках №2 и №4 (идеальных черт и нежелательных черт) качества, которыми обладаете Вы. Отмечая черты, учитывайте только их присутствие у Вас, при этом не важно, насколько они у Вас выражены.

Черты личности

Аккуратность, беспечность, вдумчивость, вспыльчивость, восприимчивость, гордость, грубость, жизнерадостность, заботливость, завистливость, застенчивость, злопамятность, искренность, изысканность, капризность, легковерие, медлительность, мечтательность, мнительность, мстительность, настойчивость, нежность, непринужденность, нервозность, нерешительность, несдержанность, обаяние, обидчивость, осторожность, отзывчивость, педантичность, подвижность, подозрительность, принципиальность, поэтичность, презрительность, радушие, развязность, рассудочность, решительность, самозабвение, сдержанность, сострадательность, стыдливость, терпеливость, трусость, увлекаемость, упорство, уступчивость, холодность, энтузиазм.

Бланк ответов

Идеальные качества Нежелательные качества
       
Ваш идеал человека (10 – 20 качеств) (И1) Из них присутствуют у Вас (И2) Нежелательные для идеала человека качества (10 – 20 качеств) (А1) Из них присутствуют у Вас (А2)
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

Обработка данных:

Для каждого множества (идеал и антиидеал) подсчитывается количество тех черт, которые испытуемый отметил у самого себя. Далее это число делится на количество слов в соответствующем эталонном ряду идеала или антиидеала.

Си = ; Са =

Си – коэффициент самооценки по положительным качествам (идеал);

Са – коэффициент самооценки по отрицательным качествам (антиидеал);

И1 – количество слов, описывающих идеал человека (первая колонка бланка);

И2 – количество слов, выбранных испытуемым из описания идеала человека, как присущих ему самому (вторая колонка бланка);

А1 – количество слов, описывающих антиидеал человека (третья колонка бланка);

А2 – количество слов, выбранных испытуемым из описания антиидеала человека, как присущих ему самому (четвертая колонка бланка).

Интерпретация. Если коэффициент Си близок к единице, а коэффициент Са близок к нулю, то испытуемому присуща переоценка себя, некритическое отношение к себе.

Если Си близок к нулю, а Са – близок к единице, то отмечается недооценка испытуемым своей личности, повышенная критичность к себе.

Если оба коэффициента близки к 0,5, испытуемому присуща нормальная, средняя оценка себя, он не переоценивает себя, но и достаточно критичен к себе.

 


СЕМИНАР № 5

Индивид, личность, субъект, индивидуальность

Ответьте на вопросы:

1. Покажите различия между понятиями «индивид» и «личность».

2. Каков психологический смысл формулы «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают»?

3. Как определяется понятие «личность» в разных психологических научных школах?

4. Что включает в себя психологическая структура личности?

5. Каково соотношение социализации и индивидуализации?

6. По каким критериям можно судить о социальной зрелости личности?

Работа со словарем

1. Индивид

2. Личность

3. Социализация

4. Индивидуальность

5. Индивидуально-психологические различия

6. Субъект, субъектность

7. Мировоззрение

8. Ответственность

9. Инфантильность

10. Субъективный контроль

11. Жизненный путь

12. Жизненный выбор

13. Совесть

14. Поступок

15. Нравственность, нравственный уровень личности

16. Психологическая зрелость

17. Инфантилизм

18. Самоактуализация

19. Личностный рост






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных