Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Философские идеи эпохи ренессанса




 

Философия Возрождения — направление в европейской философии XV—XVI веков. Характеризуется неприятием официальной католической религиозности и интересом к человеческой личности. Внутри течения гуманистов этот интерес выразился в идеяхклассического гуманизма и способствовал утверждению практического критерия истины(опыт+польза), который лёг в основу методологии современных естественных наук.

Эпоха становления раннебуржуазной культуры в Европе 14-16 вв. получила название Возрождения. В этот период на новом, более высоком уровне возрождается духовное наследие, образ жизни античности. На базе этой культуры формируется противоположное средневековому ренессансно-гуманистическое мировоззрение. Гуманизм как ведущий принцип философии Возрождения утверждал достоинство и права человека, его ценность как личности. В центре внимания оказывается не бог с идеей загробного спасения, а человек и его земное предназначение (антропоцентризм). Развивается идея об абсолютной духовной свободе человека, его неограниченных возможностях по отношению к самому себе, познанию, творчеству, миру.
Важная черта Возрождения - ориентация на искусство, саму эпоху можно назвать художественно-эстетической. Утверждается идеал всесторонне развитой личности, человека-Творца, Мастера. Крупнейшие гуманисты - Петрарка, Данте, Леонардо да Винчи, Эразм Роттердамский, Коперник и др. сыграли огромную роль в становлении светской культуры, искусства, передового естествознания. Высший итог в развитии философии Возрождения - натуралистический пантеизм Дж. Бруно. Он отверг религиозно-идеалистическое учение и развивал материалистическое представление о мире, закономерностях его бытия и развития. Согласно его концепции о бесконечности Вселенной, космос един и многообразен, существует по тем же законам, что и Земля. В эпоху Возрождения также возникла социальная утопия (Т.Мор, Кампанелла), развивалась политическая мысль (Н.Макиавелли). История начинает трактоваться как результат целенаправленной деятельности людей, а не как "божественный промысел". Социально-политические философы считали необходимым совершенствование существующего общества, государства, права. Видоизменилась и религиозная мысль. В реформаторских учениях М.Лютера и Ж.Кальвина основная роль отводилась уже не свободной воле человека, а личной вере, предопределенности человеческой деятельности.

Антропоцентризм (от греч. άνθροπος — человек и лат. centrum — центр) — ненаучное идеалистическое[1] воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.

Антропоцентризм представляет собой одно из наиболее последовательных выражений точки зрения телеологии, то есть приписывания миру внеприродных, внешних ему целей. В античной философии антропоцентризм сформулировал Сократ, позднее этого воззрения придерживались представители патристики, схоластики и некоторые философы нового времени

Философские идеи эпохи Ренессанса: гуманизм, антропоцентризм, пантеизм. Развитие знаний в 14-16 в сильно повлияло на представления людей о мире и месте чела в нем. Великие геогр откр, гелиоцентрическая с-ма мира Коперника изменили представления о размерах Земли и её месте во Всел. В эту эпоху происходят кардинальные сдвиги в соц-экон и дух жизни Евр. Происходило возрождение ант культурыры, ант образа жизни, способа мышления и чувствования, поэт эпоха получ назв Возр. Появилась натурфил-и (учения о природе,свободного от подчинения теологии), она отождествляла Бога с прир, не отрицая его суще-я. Огромное знач-е имели естественнонауч. труды Кузанского, Коперника,Бруно,Винчи,Галилея. Важнейшей отличит чертой мир-ия эпохи Возр - ориентация на искусство, в эпоху Возрождения в центре внимания оказывается человек, он приобрет наиб самостоят Осн черты: Антропоцентризм (интерес, в первую очередь, к челу и его деят-ти; С антропоцентр связан характерный для Возр культ красоты.), Гуманизм (идеология, рассматривающая чела, его личность, его свободу, его активную, созидающую деят-ть как высшую ценность и критерий оценкиобщ институтов; В шир смысле слова гуманизм предст собой образ мышления, который провозглашает идею блага чела главной целью соц и культ развития и отстаивает ценность человека как личности. Как целостная система взглядов и широкое течение общественной мысли гуманизм возник именно в эпоху Возрожд), Пантеизм (религ и фил учение, объединяющее, и иногда отождествляющее Бога и мир; Если в средневекБог и прир резко противопоставляются, то в фил-ии Возрожд ближаются, а в некоторых концепциях начинает преобладать пантеизм, где Бог не творит мир из ничего, но растворен в мире и является таким же вечным, как мир. В результате этих процессов в фил-ии Ренессанса вырабатывается новая картина мира, приводящая как к отождествлению Бога и природы, так и к обожествлению самого человека).

9. Проблема самоопределения философии в эпоху нового времени. было тесно соп­ряжено с утверждением и развитием капитализма.Последний возник в регионе,очерченном географией основных процессов, связанных с его генезисом.Итал.Возр-е,герман­ская Рефор-я,революции в Нидерландах, Анг.,Фр.вступали,как инструменты в оркестре,дополняя друг друга и сливаясь в одну общую симфонию.В ожесточенной борьбе были сломлены мощь феод.двор-ва и дух. диктатура церкви,расчище­ны пути для невиданного доселе развития промыш-сти и торговли.Европ.чел постепенно освобождается от средне­век.связанности,вследствие чего рождаются его субъекти­визм и индивидуализм.К сущностным явлениям Нов.време­ни,по справедливому замечанию нем.ф-фа Хайдеггера,принадлежат также наука,машинная техника и ис­кусство,к-ое выдвигается в горизонт эстетики.Чел.дея-сть понимается в целом как культура.Ускоряющееся развитие буржуазных отн-й предъяв­ляло новые требования к отд.наукам и к методологии.Именно в данный период возникает "наука Нов.времени", т.е. наука в собственном смысле этого слова.В16-17вв.выделяется в самостоятельную науч.дисциплину астрономия,в 17-18-физика,химия, био­логия и др.В 17-18вв.появляется плеяда видных ученых и мыс­лителей,сыгравших огромную роль в борьбе с религ.схоластикой,в разработке науч.и фил.проблем.Особое место среди них принадлежит Ньютону,от­крытия к-ого произвели подлинную революцию.Его трудами был заложен фундамент механ.картины мира и механис­т.мировоззрения.Содержание науч.метода Ньютона составили принципы(осн.понятия и з-ны),устанавлива­емые на основе опыта путем индукции.Цель этого метода-про­тивопоставление достоверного естественнонауч.зн-я домыслам натурфил.хар-ра.Знаменитый девиз уче­ного "гипотез не измышляю" стал лозунгом такого противостоя­ния.


 

10. дилемма эмпиризм и рационализм. Хар-на ориентация на по-зн-е реаль-ти,основ-ое на чувств-ом.Формирова-ние естествозн-я связано с тенденцией позн-я на ед-ых фактах.Встает?о сущ-ти и хар-ре самого позн-я. Стремление к систематизации,колич.рост и усилив-шаяся дифференциация позн-я вызывают развитие теорет.мышления,стремящегося к созданию целостного образа мира.Стремл-е к выяснению взаимосвязей ведет к повыш.роли рац.рассм-я,поэтому с развитием чувственного эмпирич.позн-я мира развивается и точное математ.мышление. Осн.пред-ли:Бекон,Декарт. Д. –фр.ф-в.Его ф-я связана с матемой,физикой,космогонией.Уч-е о материи. (суб-станции).Общая причина движения по Д–бог,он сотворил материю вместе с движением и покоем и сохраняет в ней одно и то же общее кол-во движения и покоя.В челе связаны бездуш.и безжизн.телесный механизм с мыслящей душой.Тело и душа взаимосвязаны шишковидной железой.Материалис-тич.физиология выступала в противоречивом сочетании с уч-ем о нематериальности души:тело сущ-ет в протяжение,душа-в мышлении.Кон.задачу зн-я видел в господстве чела над силами природы,в открытии и изобретении технич.ср-в,в усовершенствовании природы чела.Он родоначальник рационализма.Отвел в пр-ссе позн-я гл.роль дедук-ции. Бэкон. Лейтмотив его ф-и–«зн-е–сила».Осн.зас-луг:1ым изменил отн-е к теории позн-я.Осн.метод науч.исслед-й-аристотелевским(дедукция–от общего к единичному путем лог.выводов).На этом пути не найти нов.зн-е,можно лишь выявить уже известное скрытое.Осн.познав.дея-ти д.б.индукция,к-ая опира-ется на опыт.Чтобы получить общее пред-е о ч-л,нужно иметь опред.опыт.Возражения:опыт имели крестьяне,невеж.люди,аобраз.люди опыта не имели). Б.:«Получить зн-е можно,если избавиться от заблуж-дений»-идолов:1.Идола рода(люди в силу своей природы объясняют мир из чел природы,перенося на него свои кач-ва–антропоморфность мифа).2.Идола пещер(каждый смотрит на мир из своей пещеры,к-ая сделана из образования,воспитания,соц.положения) 3.Идола рынка(на рынке люди общаются,усваивают мнения др.лю-дей,что приводит к ошибочным выво-дам,слова обыденной речи переносятся в науку без уточнения).4.Идола театра(в театре люди черпали образцы должного поведения,нужно критично относится к мнениям авторитетных людей). Б.принадлежал к эмпирикам (в основе позн-я лежит опыт).Считал:ф-я должна носить практ.хар-р,высшая цель науки-господство чела над природой,а«господ-ть над природой можно,только подчиняясь ее з-нам». Б.провоз­гласил ставший знаменитым девиз: «Знание–сила». Могуществен тот,кто может,а может тот,кто знает.Путь,ведущим к зн-ю,-наблю­дение,анализ,сравнение и эксперимент.Ученый дол-жен идти в своих исс-ях от наблюдения ед.фактов к широким обобщениям.В трактате«Новый органон»Б развил нов.пони­мание задач науки.Именно он возжег факел нов.науки–мето­дологии экспериментального естествозн-я.Б-верующим челом.Наука,подобно воде, имеет своим источником или небесные сферы,или землю.Она состоит из 2х видов зн-я–один из них внушается Богом, а др ведет свое начало от органов чувств.Наука,т о,делится на теологию и ф-ю.Б стоял на пози­ции двойств.исти-ны:есть истина религиозная и «светская».Вера в Бога достигается путем открове-ния,«светская»истина постиг.опытом и разумом.Он не сознавал важности и индукции,и дедукции.Подобно тому как чел не м-ет ходить на одн.ноге,так и ученый не м-ет полноц заним.нау­кой,пользуясь лишь одним из этих методов.


 

Просвещение

 

В нач.17в.в Европе зародилось Просвещ-е -идейное тече-ние,связанное с борьбой народных масс и молодой буржуазии против феодализма.Из предшествующих эпох П-ем была унаследована фундаментальная идея европ. мыслителей-идея переустройства жизни на разумных началах.Это переустройство понимается как рез-т распространения в общ-ве полож.,практ.полезных зн-й.Особое внимание уделялось правителям.т.к.просвещен-ные монархи европы должны были внедрить принципы разума в повседневную жизнь своих гос-в.Поск-ку же нов. зн-я противоречили христ.вероучению,то свою гл.задачу просветители видели в борьбе с религ.догматами,прини-маемые на веру,без опытного-рационального обоснова-ния.Особенно сильно заявило о себе во Фр.Наиб.яркая фигура-Вольтер.Творчески восприняв учения Локка и Ньютона,В.пришел к пониманию ф-и как действенного орудия разума в борьбе против неразумного,отжившего свой век общ-ва.Все тв-во проникнуто антицерк.настрое-ниями.Сила В.как ф-фа-в уничтожающей критике всей прежней метафизики.Руссо-один из наиб.влият.идеологов Пр-я.1-ый,кто указал на противореч.хар-р обществ.прог-ресса.в трактате«Об общ.договоре»ф-ф разраб-л концепцию такой орган-ии общ-ва,к-ая предполагала бы свободное вступление его членов в договорные отн-я,ра-венство всех лиц и признание ими осн.з-ов.Обосновал право народа на восстание против деспотической власти.Родина не может сущ-ть без свободы,свобода-без добродетели,добродетель-без граждан.«у вас будет всё если вы воспитаете граждан,без этого у вас все,начиная с правителей гос-ва,будут лишь жалкими рабами».Монте-скье в работе «О духе з-ов»предложил нов.взгляд на сущ-ть общ-ва.Гл.идея-идея сопряжения з-ов и естеств.сре-ды.Пытался объяснить принципы развития общ-ва естеств.образом.Однако,утверждая,что природная среда имеет опред-ее влияние на развитие общ-ва,он переоце-нил это влияние.Тенденция объяснить уст-во общ-ва естеств.путём сыграло боль.роль во фр.бурж.предрево-люц.мышлении.


 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных