Место Аристотеля в истории философии. Учение Аристотеля о бытии, материи и форме.
Воззрения Аристотеля энциклопедичны и вобрали в себя все гл. достижения античной науки (физика, психология, этика, теория познания гносеология(наука о познании), эстетика, соц. философия)
1.Главной труд- Метофизика - по содерж-ю- конспект лекций, посвящ-й исследованию первопричин мира. Анронис Родосский - дал название метофизика(философия), то что над физикой(над природой).
Аристотель попытался преодолеть разрыв между миром чувственных вещей и миром идей, дает критику платоновского идеализма.Он исходит из материализма, признает объектнивность(то, что существует независимо от человеческого сознания), считает её самост-ной субстанцией(то, из чего все происходит)Истинное бытие – это бытие единичное, то есть бытие реальных вещей мира.
2. Позднее Ар-ль развивал учение о форме и материи, в ктр отходит от материализма и частично возвращается к платоновскому положению об идее, как основе мира.Аристотель рассматривал единичное бытие как сочетание МАТЕРИИ и ФОРМЫ
Материя – это пассивное аморфное начало, первичный материал, который содержит в себе потенцию всех вещей.
Чтобы потенциальная возможность стала действительностью, материи нужно придавать форму.
Формой выступает эйдос(идея)- активное начало жизни и деятельности. Оформляя материю, форма дает ей действительное существование, переводит из потенциального бытия в истинное.
Форму Аристотеля рассматривают как стимул и цель, как причину становления вещей.
Форма как эйдос тождественна сущности вещи.
У живых существ материя- это тело, а форма- душа.
Всех существ он делит на низшие, которые состоят из материи и формы и высшие, т.е. чистой формы или идеи.
В Гносеологии Ар-ль исходит из строго материалистических предпосылок. Выдвигает 2 уровня познания: 1- чувственный(основан на данных органах чувств); 2 –рациональный(обработка чувственных данных посредством разума)
Таким образом непосредственный источник познания- первичные ощущения идей, они устанавливают факт и его причину. Затем разум завершает исследование факта и его сущности.
независимо от ч-ка.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|