ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Теоретический материал.На рисунке показаны графики тригонометрических функций синуса и косинуса с разними значениями аргумента. При параллельном переносе графиков тригонометрических функций можно применять набор шаблонов. Шаблоны можно изготовить самим, из картона или из других материалов. Единичный отрезок 1 сантиметр. Это самый удобный масштаб для работы с графиками тригонометрических функций. Без труда можно нанести разметку на оси Ох и, самое главное, повторять доли числа ! А это очень важно, т.к. затем можно быстро найти длины векторов параллельного переноса: – на 6 клеток, /2 – на 3 клетки, /4 – 1,5 клетки, /3 – на 2 клетки, /6 – на 1 клетку.
Например, чтобы построить график функции у=sin(x – ) приложим шаблон так, чтобы одна из вершин нашего шаблона ("макушка" волны) была в точке ( /2; 1). Это синусоида. А теперь сдвинем вправо на , т.е. на 6 клеток. В одной системе координат можно построить несколько графиков. Можно использовать цветные пасты, но это не обязательный атрибут в работе. Обязательным же является оформление аналитической записи функции рядом с графиком. При построении графиков с помощью шаблонов проверять ключевые точки. Например, точки пересечения с осью Ох или вершины синусоиды. Например, сдвинув синусоиду на /3, нужно посмотреть, что все точки пересечения сдвинулись ровно на 2 клетки. График функции y=f(x+a) можно получить, выполнив параллельный перенос вдоль оси Ох на а единичных отрезков вправо, если а<0 и на а единичных отрезков влево, если а>0. График функции y=f(x)+a можно получить, выполнив параллельный перенос вдоль оси Оy на а единичных отрезков вниз, если а<0 и на а единичных отрезков вверх, если а>0.
Решение примеров и задач (алгоритм выполнения задания): Задание 1. Строим систему координат. Делаем разметку... Как выполнить построение графика функции y=sin(х – )? Сначала, "Зацепились" за макушку волны, например, точку ( /2; 1), переместили шаблон на 6 клеток вправо. Подписали график. А теперь посмотрим, как изменились свойства функции. На доске оформлена таблица свойств функции y=sinx. Проверяем свойства функции и заполняем правую часть таблицы. Если свойство не изменилось, то для экономии времени просто ставлю знак "+".
Здесь, везде n Z. Задание 2. Работаем аналогично.
Здесь, везде n Z. Задание 3. Решить самостоятельно, с последующей проверкой. Решите примеры: Задание 1. Функция y=sin(x + 3 ). 1. Какое преобразование надо выполнить и что произойдет с данным графиком? 2. Почему же при этом преобразовании графики полностью совместились? 3. Приведите свои примеры таких функций? Задание 2. Функция y=cos(x + 3 ). 4. Какое преобразование надо выполнить и что произойдет с данным графиком? 5. Почему же при этом преобразовании графики полностью совместились? 6. Приведите свои примеры таких функций? Вопросы для самоконтроля: 1. Как преобразуются графики тригонометрических функции? 2. Что такое «синусоида»? 3. Что такое «косинусоида»? 4. Что такой параллельный перенос графика? Рекомендуемая литература: Основные источники: 1. Башмаков М.И., математика: учебник для нач. и сред. Проф. образования, -М.: Образовательно-издательский центр «Академия», 2010.- 256 с. 2. Башмаков М.И. Алгебра и начала математического анализа (базовый уровень). 10 кл. – М., 2005. 3. Башмаков М.И. Алгебра и начала математического анализа (базовый уровень). 11 кл. – М., 2005. 4. Башмаков М.И. Математика (базовый уровень). 10—11 кл. – М., 2005. 5. Башмаков М.И. Математика: 10 кл. Сборник задач: учеб. пособие. – М., 2004. Дополнительные источники: 1. Алимов Ш.А. и др. Алгебра и начала анализа. 10 (11) кл. – М., 2000. 2. Атанасян Л.С. и др. Геометрия. 10 (11) кл. – М., 2000. 3. Башмаков М.И. Алгебра и начала математического анализа (базовый уровень). 10 кл. – М., 2005. 4. Башмаков М.И. Алгебра и начала математического анализа (базовый уровень). 11 кл. – М., 2005. 5. Башмаков М.И. Математика (базовый уровень). 10—11 кл. – М., 2005. 6. Башмаков М.И. Математика: 10 кл. Сборник задач: учеб. пособие. – М., 2004. 7. Башмаков М.И. Математика: учебник для 10 кл. – М., 2004. 8. Колмогоров А.Н. и др. Алгебра и начала анализа. 10 (11) кл. – М., 2000. 9. Колягин Ю.М. и др. Математика (Книга 1). – М., 2003. 10. Колягин Ю.М. и др. Математика (Книга 2). – М., 2003. 11. Луканкин Г.Л., Луканкин А.Г. Математика. Ч. 1: учебное пособие для учреждений начального профессионального образования. – М., 2004. 12. Пехлецкий И.Д. Математика: учебник. – М., 2003. 13. Смирнова И.М. Геометрия. 10 (11) кл. – М., 2000. Интернет ресурсы: 1. Колмогоров А.Н. (ред.) — Алгебра и начала анализа: Электронная книга. Lib.mexmat.ru/books/3307 2. Алгебра и начала анализа. 10-11 класс. Учебник. Мордкович e-ypok.ru/content/ 3. Математика для колледжей» Математический Портал – библиотека math-portal.ru
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|