Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Характеристика основных направлений работы




Познавательное развитие детей в дошкольном возрасте базируется на становлении восприятия, активизации сферы образов-представлений и наглядных форм мышления. В процессе целенаправленного обучения формируется, с одной стороны, ориентировочно-поисковая деятельность (метод проб, практическое примеривание и зрительная ориентировка на свойства и качества предметов), а с другой — создаются условия для усвоения детьми систем сенсорных эталонов и их словесного обозначения.

Наряду с развитием образов восприятия и развитием сферы образов-представлений у детей происходит становление новых форм ориентировки в предметном мире, ознакомление с живой и неживой природой.

Напомним, что образ восприятия — это непосредственное отражение предмета (явления, процесса) в совокупности его ощущаемых свойств, в его объективной целостности. Это отличает восприятие от ощущения, которое также является непосредственным чувственным отражением, но лишь отдельных свойств предметов и явлений, воздействующих на анализаторы. В зависимости от того, какой из анализаторов является ведущим в данном акте, различают зрительное, слуховое, осязательное (тактильное), вкусовое, обонятельное восприятие 3.

Образы-представления — это образы воспринятых ранее предметов и явлений в единстве их свойств и качеств, зафиксированные в слове. Они также различаются по видам доминирующих в них анализаторов (зрительные, слуховые, осязательные (тактильные), вкусовые, обонятельные), но одновременно могут различаться и по тематическому содержанию (представления об окружающей действительности, пространственные, временны́е, математические, музыкальные представления и др.). Представления могут различаться между собой уровнем обобщенности, подразделяясь на частные, общие, схематические и типические. Отмечаются существенные индивидуальные различия в яркости, устойчивости и точности представлений, а также в их влиянии на протекание познавательной деятельности.

Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо вести целенаправленную коррекционно-педагогическую работу. Ребенка нужно научить действиям рассматривания, выслушивания, ощупывания, т. е. сформировать у него перцептивные действия. Но обследовать предмет, услышать его звук еще недостаточно: необходимо определить отношение этого цвета к другим цветам, этой формы к другим формам, этого звука к другим звукам. Для этого ребенку нужны мерки, с которыми можно сравнить то, что он воспринимает в данный момент. За время существования человеческой цивилизации были разработаны общепринятые мерки, или, как их называют, эталоны, с которыми сравнивают, сопоставляют результаты восприятия. Это системы геометрических форм, шкалы величин, меры веса, звуковысотный ряд, цветовой спектр, тепловые характеристики, система фонем родного языка и т. д.

В дошкольном возрасте возникают новые средства ориентировки; содержательно обогащаются представления и знания ребенка о мире; начинает складываться целостная система отношений и знаний, в которой объединяются ценностно значимые ориентиры деятельности ребенка и понимание смысла этой деятельности самим ребенком. Под влиянием обучения ребенок начинает осуществлять постоянный поиск взаимосвязей и взаимозависимостей, что становится неотъемлемой характеристикой его поведения и деятельности.

В этом возрасте происходит интенсивное развитие всех основных функций речи (фиксирующей, сопровождающей, познавательной, коммуникативной и регулирующей), а также освоение всех сторон языковой системы — семантической, грамматической, лексической и фонетической.

С учетом специфических особенностей дошкольников с нарушением интеллекта в программе выделяются коррекционные задачи обучения с целью развития у детей ориентировочно-поисковой деятельности и усвоения ими систем сенсорных эталонов, а также задачи, охватывающие все разделы коррекционно-развивающего воспитания и обучения в области формирования познавательной деятельности и дальнейшей социализации детей.

При этом основной смысл содержания различных разделов программы заключается в формировании возрастных психологических новообразований, которые способствуют становлению новых мотивов, побуждающих к различным видам детской деятельности: общению, игре, рисованию, лепке, аппликации и конструированию, трудовой деятельности.

Раздел программы «Познавательное развитие» имеет следующую структуру:

• сенсорное воспитание и развитие внимания;

• формирование мышления;

• формирование элементарных математических представлений;

• ознакомление с окружающим;

• развитие речи и формирование коммуникативных способностей;

• подготовка к обучению грамоте (развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму и элементарное обучение грамоте).

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных