Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Атомистическая школа.




Милетская школа

Первой философской школой Древней Греции стала Милетская школа Милет— город в Ионии (западный район Малой Азии), находящийся на перекрестке дорог между Западом и Востоком. К представителям данной школы относятся: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

Фалес (ок. 625—547 гг.до н.э.) — древнегреческий мудрец, которого многие ав­торы называют первым философом Древней Греции. Первым в Греции предсказал полное солнечное затмение (для Ионии), ввел календарь из 365 дней, разделенных на 12 тридцатидневных месяцев, оставшиеся 5 дней были помещены в конец года (такой же календарь был в Египте). Он был математиком (доказал теорему Фалеса), физиком, ин­женером; участвовал в политической жизни Милета. Именно Фалесу принадлежит знаменитое изречение: «Познай самого себя». Философские воззрения. Фалес был стихийным материалистом, первоначалом бытия считал воду.Вода — разумна и «божественна». Мир полон богов, все существующее является одушев­ленным (гилозоизм); именно боги и души — источники движения исамодвижения тел, например магнит имеет душу потому, что он притя­гивает железо. Космология и космогония. Все возникло из воды, из нее все начи­нается и в нее все возвращается. Земля — плоская и плавает на воде. Солнце и другие небесные тела питаются испарениями воды. Божеством космоса является разум (логос) — сын Зевса.

Анаксимандр. (ок. 610—546 гг. до н.э.) — древнегреческий мудрец, ученик Фалеса. Некоторые авторы именно Анаксимандра, а не Фалеса называли первым философом Древней Греции. Анаксимандр изобрел солнечные часы (гномон), первым в Греции составил географическую карту и соорудил модель небесной сферы (гло­бус), он занимался математикой и дал общий очерк геометрии. Философские воззрения. Первоосновой мира считал апейрон— вечное неопределенное и беспредельное материальное начало. Космогония и космология. Из апейрона выделяются две пары про­тивоположностей: горячее и холодное, влажное и сухое; их комбина­ции порождают четыре основные стихии, из которых состоит все вмире: Воздух, Вода, Огонь, Земля. Таким образом, все существующее в мире происходит из единого (апейрона). С какой неизбежностью произошло возникновение мира, с такой произойдет и его гибель. Происхождение жизни и человека. Живое зародилось под воздей­ствием небесного огня из ила — на границе моря и суши. Первые жи­вые существа жили в воде, затем некоторые из них вышли на сушу, сбросив с себя чешую. Человек зародился и развился до взрослого состояния внутри огромных рыб, потом первочеловек вышел на сушу.

Анаксимен (ок. 588—525 гг. до н.э.) — древнегреческий философ, ученик Анаксимандра. Занимался физикой, астрономией, метеорологией. Философские воззрения.

Был стихийным материалистом и в ка­честве первоначала всего сущего выбрал

воздух-самую бескаче­ственную и неопределенную из четырех стихий. Космогония икосмология. По Анаксимену, все возникает из воз­духа. В своем обычном состоянии, будучи равномерно распределен, воздух не заметен Заметным же он делается под влия­нием тепла, холода, влажности и движения. Именно движение возду­ха есть источник всех происходящих перемен, главным при этом яв­ляется его сгущение и разрежение. При разрежении воздуха образу­ется огонь, а затем — эфир; при сгущении — ветер, облака, вода, земля, камни. Учение о душе. Беспредельный воздух является началом не толь­ко тела, но и души. Таким образом, душа воздушна, а значит, и матери­альна. Учение о богах. Анаксимен считал, что не боги создали воздух, а сами боги возникли из воздуха.

Эфесская школа

Гераклит(ок. 544—480 гг. до н.э.) — древнегреческий мудрец. Родился и жил в г. Эфесе, поэтому его часто называют Гераклит Эфесский. Философские воззрения. Первоначалом всего су­щего Гераклит считал огонь.Огонь является материальным, вечным и живым (гилозоизм), более того — он разумен, ему присущ Логос. Огонь никем не сотворен, но он подчиняется мировому закону, «мерой вспыхивая и мерой угасая». Диалектика. Является её родоночальником. Принципиальная особенность мира состоит в его по­стоянной изменчивости: «все течет», «нельзя дважды войти в одну и ту же реку». В этом Гераклит противостоит большинству античных философов, которые считали, что «истинное бытиё» является вечным и неизменным (пифагорейцы, элеаты и др.). Существенное изменение по Гераклиту — это изменение в свою противоположность (холодное на­гревается, горячее остывает). Противоположности существуют в един­стве и в вечной борьбе («борьба — отец всего и царь над всем»). Космология и космогония. Все в мире возникает из огня, и это «путь вниз» и «недостаток» огня (схема 20). По мнению Гераклита, космос не вечен, «путь вниз» сменяется «путем наверх», и тогда весь мир сгорает в мировом пожаре, который есть одновременно и мировой суд (так как огонь живой и разумный). Учение о душе. Душа человека — сочетание огня и влаги. Души возникают, «испаряясь из влаги», и, наоборот, «душам смерть — воде рождение». Чем больше огня в душе, тем она лучше; человеческий ра­зум — это Огонь (Логос). Гносеология. Чувства, особенно зрение и слух, полезны в процессе познания, но высшая цель состоит в познании логоса. Оно доступно не всем, хотя все люди разумны. Судьба учения. Идеи Гераклита об Огне-Логосе во многом послу­жили основой учения стоиков. Идеи диалектики стали привлекать серь­езное внимание только начиная с эпохи Возрождения, последовательное применение и развитие они нашли в философии Гегеля и марксизме.

Пифагорейский союз

Пифагорейский союз (табл. 20), созданный Пифагором, был научно-философской школой и политическим объединением. Это была закры­тая организация, а учение его — тайным. В него принимали только свободных людей, причем и мужчин, и женщин, но только тех, кто прошел многолетнюю проверку и подготов­ку. Пифагор(ок. 580—500 гг. до н.э.) — древнегреческий философ. В г. Кротоне основал свою школу — Пифагорейский союз. Пифагору приписывается доказательство «теоремы Пифагора» и превращение математики из эмпирической в теоретическую науку; также он внес свой вклад в развитие астрономии. Философские воззрения. Первоначалом бытия он считает идеальные сущности — числа(имеются в виду целые натураль­ные числа). Пропорции между числами создают мировую гармонию. Числа связаны с геометрическими фигурами (тройка — с треуголь­ником, четверка — с четырехугольником и т.п.). Пять стихий, из кото­рых состоят все материальные тела, тоже связаны с числами. Так, Зем­ля состоит из частиц кубической формы, Огонь — из тетраэдров (четы­рехгранных пирамид), Воздух — из октаэдров (восьмигранников), Вода — икосаэдров (двадцатигранников). В философии Пифагора по­является представление о пятой стихии (которой не было в мифоло­гии) — Эфире; частицы Эфира — додекаэдры (двенадцатигранники). Пифагор верил в переселение душ (метемпсихоз). Космология. В центре мира находится Земля (геоцентризм), все не­бесные тела движутся в Эфире вокруг

Земли и производят монотонный звук определенной высоты, совместноэти

звуки создают мелодию («музыку небесных сфер»), которую могут слышать люди с особо тонким слухом, например, как Пифагор. Судьба учения. Через неоплатонизм пифагореизм оказал опре­деленное влияние на всю последующую европейскую философию, ба­зирующуюся на платонизме. Кроме того, пифагорейская мистика чи­сел повлияла на каббалу, натурфилософию и различные мистические течения.

Элейская школа

Школа получила свое название от г. Элея, где в основном жили и работали ее крупнейшие представители: Ксенофан, Парменид, Зенон. Элеаты первыми попытались рационально объяснить мир, исполь­зуя философские понятия предельной общности, такие как «бытие», «небытие», «движение». У элеатов первых появилась оценка чувственного телесного мира как «неистинного» и «иллюзорного» — ему был проти­вопоставлен «истинный», умопостигаемый мир. Судьба учения. Учение элеатов оказало значительное влияние на Платона, Аристотеля и всю дальнейшую европейскую философию, а апории Зенона и сегодня вызывают значительный интерес и многочис­ленные попытки их разрешить.

Ксенофан (ок. 565—473 гг. до н.э.) — древнегреческий философ в г. Элея в Великой Греции стал основателем Элейской школы. Философские воззрения. Первооснова всего сущего у него — Земля.Она своими корнями простирается в бесконечность. Вода — соучастница Земли в порождении жизни, даже души состоят из Земли и Воды. Учение о богах. Ксенофан первым высказал мысль, что не боги тво­рят людей, а люди — богов, причем по своему образу и подобию. Бог един, вечен, однороден и неизменен. Отож­дествление истинного бога с космосом (бытием) позволяет назвать Ксенофана предтечей пантеизма.Утверждение о неизменности мира делает Ксенофана основоположником метафизикив современном смысле этого термина. Гносеология.Постичь сущность мира можно только с помощью разума. Правда, ра­зум нас тоже временами обманывает, но постепенно люди могут при­близиться к постижению истины. Но высшим и абсолютно правильным знанием обладает только бог. Человеческое познание является ограниченным, оно есть всего лишь субъективное мнение. Эти утверждения позволяют назвать Ксенофа­на предтечей скептицизма.

Парменид (родился примерно в 504—501 гг. до н.э. — древнегреческий философ, учился у Ксенофана и пифагорейца Аминия. Центральные проблемы философии Парменида — соотно­шение бытия и небытия, бытия и мышления. Познать истину можно только с помощью разума. В отличие от предшествующих философов, которые чаще всего только декларировали свои идеи, он стремился до­казать свои тезисы, и прежде всего, что бытие (сущее) существует, а небытие (несущее, пустота) — не существует. Бытие для Парменида — сплошной неподвижный шар (Единое), не имеющий никаких пустот и частей, в котором отсутствует всякое дви­жение и изменение. Парменид выступает как первый теоретик метафизики, выступая про­тив диалектики Гераклита.

Зенон Элейский(ок. 490—430 гг. до н.э.)— древнегреческий философ. Жил в г. Элея, был учеников Парменида. Философские воззрения. Защищал и отстаивал учение Пармени­да о Едином, отвергал реальность чувственного бытия и множествен­ность вещей. Разработал апории(затруднения), доказывающие невозможность движения. Апории Зенона служат для того, чтобы доказать невозможность дви­жения в истинном, умопостигаемом мире.

Атомистическая школа.

Основоположником атомизма считается Левкипп, но о нем почти ничего не известно. Поэтому под древнегреческим атомизмом прежде всего имеется в виду учение Демокрита.

Демокрит.Примерное время жини — ок. 460—370 гг. до н.э. Родился в г. Абдеры (Эллада). Философские воззрения. Первоначало. Первоначалами бытия являются атомыи пустота,в которой находятся и движутся атомы. Атомы (букв, «неделимые») — это мельчайшие, неделимые частицы вещества. Каждый атом вечен и неизменен, атомы не возникают и не исчезают. Четыре традиционные стихии Демокрит считал вода и земля состоят из атомов различных форм, а огонь — только из шарообразных. Учение о первичных

и вторичных качествах. Сами по себе атомы лишены таких качеств, как цвет,

запах, тепло и т.п. Все эти качества — результат восприятия атомов нашими органами чувств. Космология и космогония. Мир в целом — беспредельная пустота, в котором существует бесконечное количество миров, состоящих из атомов. Детерминизм. Ничто, происходящее в мире, не возникает беспри­чинно, все появляется в силу необходимости. Случайность придумали люди для оправдания собственного невежества. Происхождение жизни и человека. Живое возникает из неживого без вмешательства богов и без какой-то цели. Источник движения для людей и животных — душа; она, как и все остальное, состоит из атомов. Со смертью тела душа распадается и погибает. Происхождение религии и атеизм. Источник веры в богов — страх перед силами природы, которые человек не может объяснить. Все происходящее в мире — результат движения атомов.




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных