ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Историческая форма общества. Понятия общественно-экономической формации и цивилизации.Общественно-экономич. формация (ОЭФ) – это общество на опред. ступени развития. Основу каждой ОЭФ образует способ производства – это единство производит. сил и производств. отношений. Ведущими здесь являются производит. силы, которые и определяют производств. отношения. Совокупность производственных отношений составляют экономический базис формации. Над ним возвышается надстройка. Составляющие надстройки: идеи, взгляды, идеологические отношения и соответствующие им учреждения. Наряду с формационным подходом, связанным с выделением крупнейших типов общества и ступеней его развития, существует также цивилизационный подход, основанный на понятии «цивилизация». Понятие цивилизация имеет несколько смыслов. Первый: ступень развития, следующая за варварством (Морган – США, Энгельс); 2 смысл: как процесс общественного совершенствования (англоязычные страны); локальные цивилизации – отличия по географ. признаку и по духовной культуре, чаще всего религии. Историч. процесс имеет направленный характер. Общее направление – все более полная реализация потенциально бесконечной универсальной сущности человека. «цивилизация» - это конкретно-историч.формации, связанные с крупными факторами жизни общества – использованием железа, пара и машин, атомной энергии и т.д. Направленность исторического процесса от низшего к высшему рождается из природы способностей и потребностей, труда и познания, производства и потребления. Цель истории – создание условий для всестороннего развития человека, которое означает и всестороннее удовлетворение биологических потребностей, и развитие задатков человека. Важным фактором, определяющим направленность исторического процесса, является сознание. Уже фундаментальная структура его – деление на две ступени: чувственную и логическую – выражает основную тенденцию процесса познания – усложнение. Одно из крупных открытий Маркса – единый закономерный исторический процесс, «магистраль» которого образована последовательностью пяти общественно-экономических формаций. Основные ступени исторического процесса: 1. Первобытно-общинная формация – первая ступень сформировавшегося общества. В развитии первобытного человека выделяют две стадии: · Дикость – производство простейших орудий труда и с их помощью присваивание средств к жизни; присваивающий образ жизни; · Варварство – приручение и разведение домашних животных, и возделывание растений, в первую очередь злаков; производящий образ жизни. Труд освободился от примитивной, инстинктивной формы и стал исключительным достоянием человека. Первобытная общность была сломлена разделением труда, породившим частную собственность, расколовшим общество на враждебные классы, поставившим на место всех физич. и духовных чувств человека – чувство обладания. 2. Рабство – господство рабского труда и деление людей на людей-индивидов и людей-вещей. Рабство – это «простейшая, наиболее стихийно сложившаяся форма разделения труда» (Энгельс) на материальный и духовный, но создавшая предпосылки для экономич, политич. и интеллектуального развития человечества. Рабство изжило себя, ибо для повышения эффективности труда требовалось уже не «живое орудие», а самостоятельно организующий свою работу индивид. 3. Феодализм – ускорение распада родовых связей, усиление социального расслоения, формирование различных сословий. Имея свой надел, крестьянин до известной степени принадлежащий себе развивался как относительно свободное существо. Религия при феодализме выступает в качестве "наиболее общего синтеза и наиболее общей санкции" социального порядка: философия, право, мораль, искусство, литература, образование пронизаны религиозным мировоззрением. 4. Капиталистическая формация – отделение производителя от средств производства, лишение собственности на землю у народных масс, жизненных средств, орудий труда, превращение их в наемных рабочих и, соответственно, превращение феодальной эксплуатации в капиталистическую. Развитие человеческой сущности связано с тремя стадиями:
5. Коммунистическая формация – равенство по отношению к средствам производства. Переход средств производства в обществ.собственность и лишение собственности капиталистов открывают возможность для серьёзного развития производит.сил общества, но при этом сохраняется один из источников соц.неравенства – существенное различие умственного и физич.труда. Коммунистическое общество основано на всеобщем непосредственно общественном труде. 50. Материальное производство: структура и источники развития. Матер. производство – способ развития человека, его сущности, само производство человеком собств. жизни посредством преобразования природы. Понятие матер.производства имеет узкий и широкий смысл. В узком смысле: матер. производство – собственно производство; в широком смысле: - единство 4х осн.сфер: собственно производство, распределение, обмен, потребление. В процессе производства создается предметы, удовлетворяющие потребности индивидов; распределение рассредоточивает их согласно обществ.законам; обмен рассредоточивает их согласно отд. потребностям (разделение труда); потребление выступает в качестве стороны производства как потребление рабочей силы и средств производства. Производство тождественно потреблению. Смысл 1: каждое из них есть непосредственно другое. Смысл 2: каждое из них есть опосредованно другое (без одного нет другого). Смысл 3: каждое из них совершаясь создает другое. Производство – ведущий компонент. Проекция потребления на человеческую сущность – потребность; проекция производства – способность. Новые способности опережают старые потребности, далее наоборот. 51. Производительные силы: структура и источники развития. Производственные отношения: структура и источники развития. В производстве различают 2 стороны: производит. силы и производств. отношения. Производит. силы определяют производств. отношения. Производит. силы выражают единство 2х сторон: личной (сам человек, труд, рабочая сила) и вещественной (средства производства (продукт человеч. деятельности)). Сам труд потребляет средства производства. Средства производства состоят из предмета труда – то, на что направлена человеч. деятельность, сам труд; и средств труда – то, что служит проводником воздействия на предмет труда, от них зависит то, какой предмет будет обрабатываться. Средства труда состоят из орудий труда – механич. средства; и средств для хранения предметов труда. В результате – продукт труда. Источники развития производит. сил. В производит. силах наиболее подвижным, определяющим является личный элемент – общество, люди, тогда как техника (средства труда) – лишь преобразованный человеком природный элемент. Изменение техники осуществляется людьми, т.е. новая техника создается в результате деятельности человека. Появлению новой техники предшествует возникновение новых потребностей и способностей. Средства труда служат показателем развития рабочей силы. Производств. отношения – отношения между людьми в процессе производства. В соответствии со сложной структурой производства различают собственно производств. отношения (ведущая роль), отношения распределения, обмена, потребления. Источник развития производств. отношений заключен в производит. силах. Каковы пр – ные силы, таковы и пр – ные отношения. Соотношение раскрыто Марксом. Произ. Силы, будучи содержанием способа пр – ва, определяют форму – пр – ные отношения. Пока пр – ные отношения соответствуют производительным силам, они создают простор их развитию. Взаимосвязь определяет закон: соответствия пр – ных отношений производит. силам. Закон коренится в природе человека. Пр – ные силы выражают отношение человека к природе, которое не сводится лишь к ее преобразованию, оно есть отношение человека к своей родовой сущности, к человеческой сущности вообще. Таким образом, закон выражает соответствие отношений человека и его собственной сущности. Сущность труда. Труд- наивысшая форма материальной активности, высший способ движения и развития. Труд – процесс преобразования человеком природы с помощью средств труда (прежде всего, орудий труда) для дальнейшего удовлетворения потребностей. Труд – важнейшее проявление человеч.сущности. Сущность труда – движение от простого, исходного предмета труда к более сложному, продукту труда. Человек в процессе труда создает такие предметы и условия, которые не могут существовать в природе и которое должны быть произведены человеком. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|