Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Проблема единства мира в философии.




 

Мир многообразен и для его обозначения мы обычно употребляем такие общие понятия, как Мироздание, Вселенная. Так мы называем все, что считаем существующим. Но в философии есть определенное понятие (категория), которое полнее отражает это единство мира во всем многообразии его проявлений. Это категория - «бытие».

Впервые термин «бытие» в философии ввел древнегреческий философ Парменид, и с тех пор оно является одним из фундаментальных понятий философии. Учение о бытии, рассматривающее наиболее общие категории всего сущего (категория «сущее» обычно отождествляют с «бытием», а также с категорией «субстанция»), называется онтологией и является одним из важнейших разделов философии

Так что же такое «бытие»? В самом широком смысле - существовать, быть, наличествовать. А как философская категория - реальность во всем ее многообразии, существующая объективно, т.е. независимо от сознания, воли и эмоций человека. Проблема бытия и соотношения его с сознанием всегда стояла в центре философского мировоззрения. Именно через понятие «бытие» человек пытался осмыслить и свое место в мире.

Так в чем же проявляется многообразие бытия? Бытие имеет материальную, общественную и идеальную формы. Как мир материальных вещей и процессов, бытие имеет формы физических, химических, геологических, биологических тел.

Под социальным бытием мы имеем в виду бытие человека, как личности, классов, наций, и т.д. Духовное бытие мы наблюдаем в результатах творческой деятельности человека, в различных формах его духовной культуры (мифы, сказки, или даже плод буйной фантазии больного человека также является бытием).

Но, несмотря на многообразие форм бытия, само бытие - едино.

А теперь сделаем вывод и запомним: бытие есть все то, что есть и не быть не может. Противоположностью бытия является ничто, а «ничто» не существует.

Бытие - это объективная и субъективная реальность в своей совокупности:

• -объективное бытие - это мир физических тел, материальный мир.

• субъективное бытие - это мир психических состояний, мир сознания, духовный мир человека. Характерная черта современного понимания бытия - признание множественности его форм:

• бытие природы и вещей, созданных человеком,

• бытие человека,

• духовное бытие,

• бытие общества.

Обратите внимание, философы уже не делят бытие на «истинное» и «неистинное». Однако и сегодня в ряде направлений, (например, экзистенциализме), делается попытка переосмыслить подход к бытию, исходя из анализа человеческого существования, как высшего состояния бытия. Но этой философии мы посвятим отдельную лекцию.

Проблема материи разрабатывалась философами, начиная с древних времен. Само понятие «материя» (от лат. - вещество) - является фундаментальной, исходной категорией философии. Она объединяет всю совокупность бесконечного множества всех существующих в мире объектов и систем.

Понятие «материя» совпадает с понятиями «объективная реальность», «объективный мир», существующими независимо от человеческой воли. Противоположностью является субъективная реальность.



20. Характеристика человека как родового, культурно-исторического существа. Соотнесите понятия: человек, личность, индивидуальность, индивид; субъект и субъективность.

Человек как родовое существо конкретизируется в реальных индивидах. Понятие индивида указывает, во-первых, на отдельную особь как представителя высшего биологического вида Homo sapiens и, во-вторых, на единичный, отдельный «атом» социальной общности. Индивид в качестве особой единичной цельности характеризуется рядом свойств: целостностью морфологи­ческой и психофизиологической организации, устойчивостью во взаимодействии со средой, активностью.

Уникальность человека проявляется на биологическом уровне. Сама природа зорко бережет в человеке не только его родовую сущность, но и уникальное, особенное в нем, хранимое в его генофонде. Все клетки организма заключают в себе генетически контролируемые специфические молекулы, делающие данного индивида биологически неповторимым: ребенок появляется на свет уже с даром уникальности. Уникальность людей поразительна даже в своем внешнем проявлении. Однако подлинный ее смысл связан не столько с внешним обликом человека, сколько с его внутренним духовным миром, с особенным способом его бытия в мире, с манерой его поведения, общения с людьми и природой.

Уникальность личностей имеет существенный социальный смысл. Личность включает в себя общие черты, свойственные ей как представителю человеческого рода: ей свойственны и особенные признаки как представителю определенного общества с его специфическими социально-политическими, национальными.

 

Человек не рождается с уже готовыми знаниями, умениями, навыками. Всем этим он овладевает. Культура - это та жизненная среда, которую создает человек и которая формирует человека. Она не существует где-то вне человека, вне человеческих общностей. Для ребенка, только что родившегося, культура - уже готовый мир, в который он погружается и который его формирует. Ребенок овладевает речью, способностью прямохождения, свободой ориентации в пространстве. Затем основной формирующей становится художественное общение (сказки, рисование, песни, игры и т.д.), развивающее воображение. Далее доминантой становится познание мира и развитие абстрактного мышления. Из биологического существа ребенок превращается в разумное существо, способно», к труду и творчеству. От того, насколько он овладел уже созданной культурой, зависит его культуротворческая деятельность. Деятельности человека как субъекта (творца культуры) предшествует деятельность как объекта (потребителя) культуры. Без деятельности по освоению (распредмечиванию) уже созданной культуры (культурного наследия) она не станет достоянием человека. Освоив же культурное наследие, человек становится носителем определенных ценностей, идеалов, носителем способности к творчеству. сознание нового в любой сфере человеческой деятельности возможно лишь при условии усвоения всего созданною за предшествующее время. Творческий прорыв в математике, например, возможен лишь для человека, усвоившего уже полученные результаты математической науки. Не освоив азы (сложение, вычитание, умножение и деление), человек, не сможет постигнуть высшую математику. Изучая ее, он последовательно проходит все стадии ее становления и развития только в ускоренном темпе. Освоив же все добытые за последнее время знания, человек приобретает возможность творчески развивать математическую науку.

Культурный человек — это человек, впитавший в себя уже созданную культуру, это образованный культурой человек, ставший носителем ценностей и идеалов определенной эпохи, готовый к творчеству. Культурный человек, являясь носителем культуры, олицетворяет собой свою эпоху и творит ее. В ходе истории культура непрерывно изменяется по своему содержанию и формам проявления, соответственно изменяется и сам человек, носитель и творец культуры. Влияние общества на личность зависит от характера этого общества. На каждом этапе исторического развития общество вырабатывает свой механизм социализации личности, то есть развития человека активного, полноценного члена общества - человека культурного. В ходе социализации осуществляется подключение индивида к социальной памяти данной общности, освоение им накопленных традиций. Через различные социальные механизмы и институты человек осваивает необходимые производственные навыки, практические знания о естественной и социальной среде, культурные ценности и нормы, то есть необходимый в данном обществе социокультурный опыт. Социализация человека осуществляется через систему воспитания и образования. Особенности социализации зависят от исторически конкретной социально-экономической структуры и преобладающего типа культуры.

 

Человек - это социально-биологическое существо, воплощающее собой высшую ступень в эволюции жизни и являющееся субъектом общественно-исторической деятельности и общения.

Личность - это конкретный человек, который является носителем сознания, способный к познанию, переживаниям, преобразованию окружающего мира и строящий определенные отношения с этим миром и с миром других личностей.

Индивидуальность - это конкретный человек, который отличается от других людей уникальным сочетанием психических, физиологических и социальных особенностей, проявляющихся в поведении, деятельности и общении.

Индивид - единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех психофизических и социальных черт человечества.

 

Субъект — носитель действия, тот, кто (или то, что) познаёт, мыслит или действует, в отличие от объекта (как того, на что направлены мысль или действие субъекта)

Субъективность — это выражение представлений человека (мыслящего субъекта) об окружающем мире, его точки зрения, чувств, убеждений и желаний. В философии термин обычно противопоставляется объективности.

 

 


 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2025 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных