Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Строение философской системы Г.В.Ф Гегеля, его учение о диалектике, о рассудке и разуме.




Гегель - объективный идеалист – отверг учение Канта о непознаваемости мира; впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса; попытался раскрыть внутреннюю связь движения и развития – заложил основы диалектической системы. Мышление есть не только субъективная, но и объективная сущность, первооснова всего существующего. Мышление отчуждает свое бытие в виде материи, оставаясь в ней внутренним содержанием – принцип тождества бытия и мышления.

Абсолютная идея – не только начало, но и развивающееся содержание мирового процесса и результат его существования. Высшая ступень абсолютной идеи – абсолютный дух человека и человеческой истории. Абсолютная идея содержит в свернутом виде все определения общественных, духовных, и природных явлений.

Весь мир, природа, человек – воплощение абсолютной идеи, т.е не мышление отображает бытие, а бытие воплощает собой воплощение абсолютной идеи.

Философия: 1) как система (объективный идеализм); 2) как диалектический метод.

Все явления в своем развитии проходят 3 стадии: тезис, антитезис, синтез. Гегель объявляет логику наукой о сущности вещей, которая развивается в понятиях. Учение Гегеля о развитии составляет ядро гегелевской идеалистической диалектики и целиком направлено против метафизики.

Особое значение в диалектическом методе Гегеля имели три принципа развития, понимаемые им как движение понятий, а именно: переход количества в качество; противоречие как источник развития; отрицание отрицания. В этих трех принципах, хотя в идеалистической форме, Гегель вскрыл всеобщие законы развития.

Выступая против метафизиков, рассматривавших понятия вне связи друг с другом, абсолютизировавших анализ, Гегель выдвинул диалектическое положение о том, что понятия взаимосвязаны между собой. Таким образом, Гегель обогатил философию разработкой диалектического метода. В его идеалистической диалектике заключалось глубокое рациональное отражение. Рассматривая основные понятия философии и естествознания, он в известной мере диалектически подходил к истолкованию природы, хотя в своей системе он и отрицал развитие природы во времени.

 



13. Философия Фейербаха: критика идеализма и религии, антропологический материализм.

Философия Людвига Фейербаха считается завершающим этапом немецкой классической философии, и началом материалистической эпохи в немецкой и мировой философии.

Главное направление философии Фейербаха – критика немецкого классического идеализма и основание материализма.

Философия Фейербаха стала первым случаем глубоко последовательного материализма, основными чертами которого были: полный разрыв с религией (атеизм) и освобождение от многовекового религиозного влияния; попытка объяснить Бога и религию с материалистической точки зрения, исходя из человеческой природы; материалистическое, с учетом новейших достижений науки объяснение проблем окружающего мира и человека; большой интерес к социально-политическим вопросам; убеждение в познаваемости окружающего мира.

Фейербах выдвинул теорию антропологического материализма. Суть этой теории в том, что: единственно существующими реальностями являются природа и человек; человек является частью природы; человек есть единство материального и духовного; человек должен стать главным интересом философии; идея существует не сама по себе, а есть продукт сознания человека; Бог как отдельной и самостоятельной реальности не существует; Бог – плод воображения человека; природа (материя) вечна и бесконечна, никем не сотворима и никем не уничтожима; все, что нас окружат (предметы, явления), - различные проявления материи.

Особое место в философии Фейербаха занимает проблема Бога. Фейербах выступает с атеистических позиций; тесно увязывает проблему Бога с антропологией.

Также Л. Фейербахом были затронуты вопросы познания (гносеология).

Согласно Фейербаху окружающий мир познаваем, а познавательные возможности разума безграничны. Однако безграничность возможностей познания разума наступает не сразу, а развивается постепенно, по мере эволюции человека, накопления опыта, роста научно-технического прогресса.

Суть данной идеи философ выразил словами: «То, что не познаваем мы, познают наши потомки».

Основу познания, по Фейербаху, составляют субъективные чувственные ощущения, в основе которых лежит объективная реальность и которые осознаются разумом. Таким образом, гносеология Фейербаха базируется на материалистических принципах при соединении и уравнении эмпирического и рационального подходов.

 



14. Социально-политическая доктрина ("научный коммунизм")

 

Теория "научного коммунизма" изложена в совместной с Энгельсом работе "Манифест Коммунистической партии", а также в таких произведениях, как "Классовая борьба во Франции" (1852), письмо к Иосифу Вейдемейеру от 5 марта 1852, "Гражданская война во Франции" (1872), "Критика Готской программы" (1875) и др.

Концепцию классовой борьбы, которая впервые была открыта английскими экономистами и французскими историками, Маркс существенно переосмыслил и развил. Он усматривал в классовой борьбе, социальном конфликте основную движущую силу истории (за исключением первобытного общества) и выводил ее из развития способа производства.

Маркс полагал, что пролетариат осуществит социалистическую революцию, свергнет власть буржуазии и совершит экспроприацию капитала. Социалистическая революция охватит одновременно все развитые капиталистические страны. После этого должна быть установлена диктатура пролетариата, которая сохранится вплоть до возникновения бесклассового коммунистического общества.

Особое место в марксизме занимала теория классов и классовой борьбы, с позиций которой рассматривалась вся история человечества. Маркс и Энгельс с благородным гневом подвергли капитализм в его ранней стадии первоначального накопления когда эксплуатация трудящихся (особенно детского труда) имела тяжелейшие формы. Маркс, развивая идею смены капитализма социализмом, замену путем экспроприации частной собственности государственной, доказывая необходимость диктатуры пролетариата, провозгласил сен-симоновский принцип социализма "от каждого по способностям, каждому по труду" и коммунизма "от каждого по способностям, каждому по потребностям", считал, что со временем в условиях капиталистического общества эксплуатация трудящихся непременно приведет к их обнищанию, к обострению классовых противоречий, стало быть, социальному взрыву, к революции.

Общество всесторонне развитых людей - это уже не капиталистическое, а коммунистическое общество. К нему, полагает Маркс, есть лишь один путь: пролетарская, социалистическая революция. Пролетарии, рабочий класс - порождение капитализма. Пролетарии всех стран должны объединиться в борьбе против капиталистической эксплуатации. Социалистическая революция пролетариата свергнет власть капиталистов, уничтожит частную собственность на средства производства, обобществит производительные силы, ликвидирует стихию рынка. Общество перейдет к непосредственному, централизованному распределению материальных благ. Тем самым будут уничтожены классы и социальное неравенство между людьми. В этих положениях изложена уже не столько научная, сколько идеологическая концепция марксизма - не столько его стратегическая, сколько тактическая программа.

 


15.Особенности постклассической западной философии. Характеристика философии жизни: Ф. Ницше, психоанализа, позитивизма, экзистенциализма.

 

Философии до посл. трети 19 в. называлась классической философией. После стали называть неклассическим этапом. Постклассической философия –с середины 20 в. Произошло изменение всей соц.-политической, культурной, экономической ситуации в Европе и России. Переход капитализма в империализм, смена классич. Научной парадигмы на неклассич. Научную парадигму (И. Ньютон). Парадигма- научная картина мира, где доминируют научные взгляды и теории одного из ученых, и которая поддерживается всеми учеными.

С наступлением новой, современной эпохи формируется и новая, современная духовная культура, а вместе с ней и современная философия, противостоящая прежней, традиционной философии. В религии в это время тоже возникают новые, нетрадиционные формы верований.

Изучение материй в глубь - изменение мировоззрения – открытие новых принципов в новой философии.

Предметом философии стало обращение не только к разуму, но и к человеку, воле, вере, интуиции и чувствам.

Философия жизни Ницше. Основной темой нового направления в философии была интуитивно постигаемая жизнь как целостная и динамически развивающаяся реальность. Собственно первым её представителем считается Фридрих Ницше, который ввел понятие воли к власти, которая пронизывает всю природу, являясь стимулом эволюции, а также социальное бытие. В теории познании философии жизни господствовал интуитивизм и альтернативный объяснению принцип понимания, который сближался с неокантианским методом гуманитарных наук. Интеллект и разум однозначно воспринимаются как инструмент воли к власти или средство приспособления к окружающей среде. В социальной философии проводилось различие между культурой как творческим периодом развития общества и цивилизацией как объективацией культуры. С этим различием было тесно связано противопоставление творческой элиты (обладающей

 

монополией на «жизненный порыв») инертным массам. Крайним случаем творческой элиты является сверхчеловек Ницше.

Сверхчеловек с точки зрения Ницше-есть развитие, совершенствование человека, самовыражение чел., способность стать сильной личностью, преодолеть всякие ограничения в познании мира.

Психоана́лиз — психологическая теория, разработанная в конце XIX — начале XX века австрийским неврологом Зигмундом Фрейдом, а также чрезвычайно влиятельный метод лечения психических расстройств, основанный на этой теории. Психоанализ расширялся, критиковался и развивался в различных направлениях, преимущественно бывшими коллегами Фрейда, такими как Альфред Адлер и К. Г. Юнг, а позднее нео-фрейдистами, такими, как Эрих Фромм, Карен Хорни, Гарри Стек Салливан и Жак Лакан.

Основные положения психоанализа заключаются в следующем:

· человеческое поведение, опыт и познание во многом определены внутренними и иррациональными влечениями;

· эти влечения преимущественно бессознательны;

· попытки осознания этих влечений приводят к психологическому сопротивлению в форме защитных механизмов;

· помимо структуры личности, индивидуальное развитие определяется событиями раннего детства;

· конфликты между осознанным восприятием реальности и бессознательным (вытесненным) материалом могут приводить к ментальным нарушениям, таким как невроз, невротические черты характера, страх, депрессия, и т. д.;

· освобождение от влияния бессознательного материала может быть достигнуто через его осознание (например, при соответствующей профессиональной поддержке).

Позитиви́зм (положительный) — философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования.

Позитивисты объединили логический и эмпирический методы в единый научный метод. Основная цель позитивизма — получение объективного знания.

Позитивизм оказал влияние на методологию естественных и общественных наук (особенно второй половины XIX века).

Позитивизм критиковал натурфилософские построения, которые навязывали науке неадекватные умозрительные образы изучаемых ею объектов и процессов. Стадии истории человечества с позиции позитивизма (согласно О. Конту):

· Теологическая — люди в качестве объяснительной гипотезы используют понятие Бога, которому предписывают первопричины явлений и которого облекают в человекоподобный образ.

· Метафизическая — люди по-прежнему стремятся постичь начало и назначение вещей, но место богов занимают абстрактные сущности. Место Единого Бога занимает Природа, которую Конт определяет как «смутный эквивалент универсальной связи».

· Позитивная — единственной формой знания становится научное знание. Человечество становится достаточно взрослым, чтобы мужественно признать относительность (релятивность) нашего познания.

Экзистенциали́зм (существование)— направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности бытия человека, провозглашающее его иррациональным. Экзистенциализм развивался параллельно родственным направлениям персонализма и философской антропологии, от которых он отличается, прежде всего, идеей преодоления (а не раскрытия) человеком собственной сущности и большим акцентом на глубине эмоциональной природы.

В чистом виде экзистенциализм как философское направление никогда не существовал. Противоречивость этого термина исходит из самого содержания «экзистенции», так как она по определению индивидуальна и неповторима, означает переживания отдельно взятого индивида, не похожего ни на кого. Единственным, кто чётко выражал свою принадлежность к этому направлению, был Жан-Поль Сартр.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных