Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Современное состояние (неразрешенность) основного вопроса философии и его перспективы.




В настоящее время, несмотря на тысячелетние искания философов, основной вопрос философии достоверно не решен ни с онтологической, ни с гносеологической стороны и фактически является известной (неразрешенной) философской проблемой. В ХХ в. в западной философии наметилась тенденция уделять меньше внимания традиционному основному вопросу философии, так как он трудноразрешим и постепенно теряет свою актуальность. Яспер, Хайдеггер, Камю и др. заложили основы того, что в будущем может появиться другой основной вопрос философии – проблема экзистенционализма, то есть проблема человека, его существования, управления собственным духовным миром, взаимоотношений внутри общества и с обществом, его свободного выбора, поиска смысла жизни и своего места в жизни, счастья.

 

ВОПРОС 6: ДЕТЕРМИНИЗМ И ИНДЕТЕРМИНИЗМ. ДИНАМИЧЕСКИЕ И СТАТИСТИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ.

Детерминизм -(от лат. determine – определяю) – учение о связи и взаимообусловленности явлений действительности.

Философское учение, согласно которому всякое событие в мире имеет свою причину и совершается согласно вечным законам природы, называется детерминизмом (от лат. determino - определяю). Применительно к истории человечества детерминизм означает, что все исторические события подчиняются скрытым от человеческого сознания причинам и законам, что существует объективная, независимая от воли людей логика истории. Партию детерминистов в разное время возглавляли Демокрит, Спиноза, Гегель.

Классическое обоснование принципа индетерминизма дал шотландский философ-скептик Дэвид Юм. Он доказывал, что вера в причинную взаимосвязь вещей проистекает из привычки человеческой души увязывать события, регулярно следующие одно за другим во времени и смежные в пространстве, в единый ассоциативный ряд. В дальнейшем наиболее влиятельной школой, отвергавшей понятие причинности как «метафизическое», стал позитивизм (Конт, Рассел и др.).

В философском споре детерминистов с индетерминистами приняли участие и ученые. Хорошо известны дебаты Эйнштейна с Бором о действии законов природы. Эйнштейн доказывал, что «Господь Бог не играет в кости», имея в виду что законы природы не оставляют места для случайностей, и предлагал взять в судьи «старика Спинозу». Нильс Бор, со своей стороны, отстаивал вероятностную интерпретацию действия законов квантовой физики.

Особенно широкое распространение индетерминистские воззрения получили в области исторических наук. Большинство историков во все времена держались мнения, что человек свободно творит свою историю и у нее нет никаких раз навсегда заданных законов, подобных законам природы.

Динамические и статистические закономерности Человеческий разум не безграничен, он в состоянии охватить мыслью лишь бесконечно малую долю событий и вещей, которые существуют в природе. Этого достаточно, чтобы понять законы природы, но не достаточно, чтобы с абсолютной точностью описать хотя бы одну единичную вещь. Ибо существование всякой вещи в той или иной мере зависит от действия всех прочих вещей, т.е. от конкретного состояния бесконечной Вселенной в целом. По этой причине человеческий разум обречен «играть в кости» с матерью-природой, довольствуясь вероятностным знанием о существовании вещей, данных в чувственном опыте.

Имея дело с сущностями вещей, разум получает знание, выражаемое строгими и всеобщими законами, которые иногда называют «динамическими». Относительно же существования предметов чувственного опыта знание такого рода невозможно, поэтому разум может приобрести здесь, в лучшем случае, вероятностные, или «статистические», закономерности.

Динамические закономерности сопряжены с абстрагированием от множества второстепенных и случайных факторов, научные предсказания здесь имеют достоверный характер. Однако в большинстве физических, биологических и социальных процессов обнаруживаются множество случайных факторов, совокупный результат которых вскрывает определенную тенденцию, выражаемую статистическими закономерностями. Предсказания таких закономерностей имеют лишь вероятностный характер, обусловленный действием случайностей.

 

ВОПРОС 7: МАТЕРИЯ И ЕЁ СВОЙСТВА

«Материя» - одно из основных понятии философии. Материя - (лат. materia – вещество) – философская категория, которая в материалистической традиции обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальностью) по отношению к сознанию (субъективной реальности).

Идеализм либо совсем отвергает существование материи либо отрицает ее объективность. Платон рассматривает материю как проекцию мира идей. Сама по себе материя у Платона ничто. Для того, чтобы превратиться в реальность, в ней должна воплотиться какая-нибудь идея.

У Аристотеля материя существует как возможность, которая превращается в действительность только в результате соединения ее с формой. Формы берут свое начало от Бога.

У Г. Гегеля материя проявляется в результате деятельности абсолютной идеи, абсолютного духа. Именно абсолютный дух и идея порождают материю.

В субъективно-идеалистической философии Дж. Беркли говорится о том, что материи нет, и ее никто никогда не видел, что, если изгнать это понятие из науки, то это никто и не заметит, т.е. оно ничего не означает. По его мнению "материя" синоним слова «ничто». Для Беркли существовать - это быть потенциально воспринимаемым. Представители субъективного идеализма Э. Мах, Р. Авенариус не отрицают существование материи, но сводят ее к "совокупности (комплексам) ощущений". По их мнению, материя, вещь, предмет, - это комплекс ощущений человека. Ощущения человека создают их.

В материалистической философии существуют разные представления о материи. Материалисты признавали существование материи объективным и независимым от сознания (ощущений). Древние философы (китайские, индийские, греческие) материю рассматривали как первооснову всего существующего в мире. Например, древнегреческий философ Фалес считал, что все произошло из воды. По его мнению, даже Земля плавает на воде. А Анаксимен утверждал, что все вещи происходят из воздуха, за счет его разряжения, или сгущения. Воздух находится в постоянном движении. Когда он движется, он дает о себе знать в виде ветра, облаков, пламени. Анаксимен говорил, что воздух есть всеобщий субстрат вещей. Гераклит первоосновой всего сущего считал огонь. Огонь у него – это образ вечного движения. Гераклит считал огонь космосом и утверждал, что он один и тот же для всех, он был, есть и будет вечно живым огнем. Материалисты-атомисты: Левкипп и Демокрит. Материя отождествлялась ими с бесструктурными атомами. По Демокриту, бытие складывается из движущихся в пространстве атомов и пустоты. Атомы геометричны, не подвергаются никакому воздействию извне, неспособны ни к какому изменению, они вечны и неуничтожимы. Жизнь, с точки зрения Демокрита, - это соединение атомов, смерть - их разложение. Душа тоже смертна, т.е. ее атомы могут разлагаться. Взгляд на материю как на бесчисленное множество атомов сохранялся вплоть до начала ХХ века.

Отождествление материи с веществом (и с неделимыми атомами в его основе) был характерен и для французских материалистов XVIII века, и для Л. Фейербаха. Ф. Энгельс, основываясь на позициях атомистического материализма, писал, что реально существует материя лишь в виде конкретных форм, объектов. Материя не существует как бесструктурная первоматерия, не изменяемая форма всех форм.

Наиболее глубокие революционные изменения происходили в конце XIX и начале XX века в естествознании, особенно в физике. К числу важнейших открытий, подорвавших основы механической картины мира, относились, в частности, обнаружение рентгеновских лучей (1895 г.), радиоактивности урана (1896 г., А. Беккерель, Л. Кюри, М. Складовская-Кюри), электрона (1897 г., Д. Томсон). К 1903 г. были достигнуты значительные результаты в исследовании радиоактивности: получило определенное обоснование ее объяснение как спонтанного распада атомов, была доказана превращаемость химических элементов. М. Планком была создана теория квантов, энергии микрообъектов, А. Эйнштейн раскрыл количественную связь между массой тел и энергией связи их атомов.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных