Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Философия М. Хайдеггера.




Мартин Хайдеггер (1889 – 1976) занимался разработкой самих основ экзистенционалистического понимания предмета и задач философии.

Экзистенция, по Хайдеггеру, - бытие, к которому человек сам себя относит, наполненность бытия человека конкретикой; его жизнь в том, что ему принадлежит и что есть для него сущее.

Бытие человека происходит в окружающем мире (именуется философом «бытие в мире»). В свою очередь, «бытие в мире» состоит из:

- «бытия с другими»;

- «бытия самого себя».

«Бытие с другими» засасывает человека, направлено на его полную ассимиляцию, обезличивание, превращение в «такого, как все».

«Бытие самого себя» одновременно с «бытием с другими» возможно только при отличии «Я» от других.

Следовательно, человек, желая остаться самим собой, должен противостоять «другим», отставать свою идентичность. Только в этом случае он будет свободен.

Отстоять свою идентичность в поглощающем человека окружающем мире – главная проблема и забота человека.

 

Тема 36. Зарубежная философия ХХ века: феноменология

Основные понятия: феноменология

Представители: Эдмунд Гуссерль (1859-1938)

I. Понятие «феноменология» и проблемы, рассматриваемые феноменологией

II.Основные идеи и представители

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ — учение о феноменах

Основатель Э.Гуссерль (1859- 1938) немецкий психолог, математик, философ свои первые идеи высказал в работе "Логические исследования".

Вводит термин Феноменология, дает названию методу - Феномологический метод. Он разрабатывал этот метод как универсальный.

Гуссерль, выступает против психологизма в гносеологии т.е. против убеждения, что любой познавательный акт или истина субъективны, опирируя математикой; примером науки ориентированной на истину является математика современное состояние которой его не устраивает, т.к. она направленная не на поиск истины, а направлена на решение задач считая что предметом математики является истина. Рассуждая о предмете математической истины, он отрицает её эмпирическое происхождение (истины математики не могут появится из опыта т.к. носят абсолютный характер). Также истины математики независящим не от индивидуального не от коллективного субъекта.

Математика знание беспредпосылочным знанием, поэтому они открываются с помощью интуиции (ученый слышит голос). Это непосредственное усмотрение истины и процесс, который не имеет всеобщего характера.

Платоновская идея «о существование мира эйдоса» - вечного и неизменного, знание из которого человек вспоминает и идеи декарта, источник математических истин предполагал врожденные идеи заложенные богом (Идея эйдосов - Платон). Включает не только математические, но основополагающие истины всех наук. Скорее всего эти истины только частично открылись человеку, но выйти на опыт можно только через человеческое сознание.

Задача феноменологии: создание чистого логического метода, который может использовать любая наука + описание сознания. Доступ в царство истины закрыт, о истине можно судить лишь по тем обрывкам знания, которые есть у людей.

Предмет изучения: поток сознания, в котором проявляется интуиция. Феноменология является чистой наукой о сознании. Сознание направленно во вне, на окружающий мир. В сознании он превращается в жизненный мир. Истина приходит в сознание в виде смысла, кроме этого в сознании содержатся: ощущения, эмоциональные состояния. Первый шаг метода, отказ от этих ощущений и состояний – РЕФЛЕКСИЯ. В результате первого шага, констатируется наличие сознания и его содержании. Сознание не имеет дело с вещами, они даны человеку как «феномены сознания», т.е. одновременный сочетающий в себе значимость и реальность в момент сознания. В нем отражена вещь в целом, она одновременно в сознании реально и наполнена смыслом. Таким образом, Гуссерль отрицает кантовское понятие «вещи в себе», считая, что феномен в сознание раскрывается. Таким образом, смысл имеет языковую и предметную оболочку. Языковое выражение смысла полностью невозможно. Даже мысль не существует в языке в чистом виде, потому что язык был придуман для обозначения наглядных предметов. Чтобы передать мысль другому человеку Ученые используют: аналогию, сравнения, примеры и т.д. Яркий пример – это язык математики. Операция освобождения мысли от предметно-языковой оболочки называется, эпохе’(воздерживание от суждения или заключение мира в скобки), таким образом, реальный мир отделяется от сознания. Сознание должно встать на точку зрения стороннего наблюдателя, при этом игнорируется его интенциональность, т.е. направленность и происходит сведение к чистому смыслу или феноменологическая редукция.

В чистом смысле можно увидеть основания феномена, таким образом, разворачивается горизонт – это истинный смысл каждой вещи, раскрывается мир идеи, которое должно быть выражено с помощью научного языка или эмпирических форм понятных людям. Но мир культуры создается именно таким образом. Великие ученые часто опережают свое время. Но со временем несовершенное выражение истины становится частью жизненного мира (новое поколение должно отказаться от этих идей, в попытке найти истинный смысл). Наиболее истинные знания – знания древних.

Тема 37. Зарубежная философия ХХ века: герменевтика

Герменевтика (от греч. Hermeneuen = толковать, истолковывать) Свое название герменевтика получила от имени древнегреческого бога Гермеса, который был посредником между богами и людьми - истолковывал волю богов людям и доносил пожелания людей богам.

Несколько значений:

· искусство толкования, интерпретации.

· теория понимания, постижения смысла.

· методы постижения чужой индивидуальности.

Основные вопросы герменевтики:

как возможно понимание?

• как устроено бытие, существо которого состоит в понимании?

Предметом исследования, как правило, является текст.

К фундаментальным понятиям герменевтики относятся:

• "герменевтический треугольник" - взаимоотношения между автором текста, самим текстом и читателем (Эмилио Бетти);

• "герменевтический круг" — циклический характер процесса понимания (познавая одно, с его помощь познаешь другое и т.д.) Гадамер.

Герменевтика возникла вместе с появлением герменевтических ситуаций - случаев, когда необходимо правильное истолкование и понимание текста.

Главная идея герменевтики: СУЩЕСТВОВАТЬ - значит быть понятым.

Этапы становления герменевтики:

1.Др.Греция. Софисты – которые истолковывали произведения Гомера.

2.Средневековье. Истолковывание Священного писания: Августин Блаженный, Фома Аквинский и т.д.

3.Эпоха Реформации. Мартин Флациус. Обосновывает контекстный подход + о необходимости учета цели текста.

4.Эпоха Просвещения (попытка интерпритации всей исторической эпохи). И.М.Хладениус: герменевтику применил не только к Св.писанию, но и к истории.

Представители: Ф. Шлейермахер(1768-1834), Мартин Хайдеггер (1889-1976), Ганс Гадамер (р.1900-2002), Поль Рикер (род. 1913-2005), Луиджи Парейсон (1918-1991), Джанни Ваттимо (род.1936), Э. Бетти (1890-1968), М.Ландман, (1913-1984), Вильгельм Дильтей (1833-1911).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных