Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Предпосылки и истоки.




К 20-му веку, большой шаг в перед сделали науки: биологические и психология. Были открыты и исследованны не интеллектуальные составляющие личности, в результате изменились представления о человеке и о мотивах его деятельности.

Философские истоки Фрейдизма:

1) Учение Платона, в философии Платона есть понятие Эрос - это одно из космических начал, сила, которая управляет миром и определяет многие действия человека, а человек она тоже присутствует;

2) Теория Шопенгауера, Любовь - это сила не разумная, это проявление воли неосознаваемая человеком и противоречащая разуму;

3) Сеансы гипноза, а именно то, что человек совершает действия, а потом он объясняет их.

В структуре личности по Фрейду 3-и части:

Оно (Id) - бессознательное или подсознание, близкое к понятию воли у Ницше и Шопенгауера - это не создаваемые желания и стремления в основе которых биологические причины:

-Либидо - самое важное по Фрейду, сексуальный инстинкт, проявляется по разному, также включает любовь к себе и близким, с возрастом меняется направление инстинкта. Из подавления этих комплексов могут сложится опасные неврозы.

- Агрессия - направленна на людей.

- Танатос - стремление к смерти.

Я или Ego это сознание или разум.

Superego, сверхсознание - система запретов и норм, которая диктует общество, появляется позже всех (внутренний контролер).

Фрейд полагал, что гораздо сильнее человека помогает бессознательное, все остальное быстро рушатся, когда меняется сознание.

Требования бессознательного и сверхЯ чаще противоположны, они сталкиваются в разуме и иногда вызывают неврозы (психические отклонения), чаще всего встречаются страхи, необъяснимые. отрицательные и положительные реакция (нравится какой либо цвет).

Неврозы могут быть опасны, или делают человека несчастным для борьбы с ними он разработал практику психоанализа.

Психоанализу подвергается личность, через произвольный разговор, сны в символической форме, не мотивированные действия, ищите оговорки и ошибки. По мнению Фрейда - человек здоровый не существует.

Фрейд считал, что общество возникло благодаря запрета, до этого он был животным. Этому посвящена его работа "Тотемы и табу".

Для человека одним из способов освобождения от неврозов может стать Сублимация - перенаправление энергии бессознательного в культурное русло.

Чаще это виды спорта, политика (наиболее сложные конфликты с отцом). религия и творчество.

 

Неофрейдизм:

К.Г.Юнг - ученик Фрейда, он осуждал Фрейда за то, что он преувеличивает роль либидо в бессознательном, по его мнению это только частный случай самосохранения; и критикует за признание только индивидуального бессознательного.

Он вводит понятие коллективного бессознательного, говоря что оно первично, а на его основе складывается индивидуальное бессознательное, происхождение коллективного не объясняется.

Коллективное бессознательное - это то, что отличает нации; складывается миллионы лет и изменяется очень медленно, механизм наследования не ясен, коллективное бессознательное наследуется биологически поэтому не живя там, где родился могут проявляется в будущем.

Коллективное бессознательное лежит в основе Архетипов (образы и представления обо всем: мать-земля; герой) они выражаются в языке, мифологии, религии и искусстве.

Архетипы - это кладезь коллективного опыта, для народа они очень важны; особое внимание удаляется процессу подавления культурных Архетипов.

Подавление Архетипов начинается в новое время т.к. начинается индустриализации и секурялизации, человек направляет внимание на улучшение жизни через науку и разум, а культура становится забытой, что может быть очень печально (этноцентризм - один народ лучше всех).

Такое явление как фашизм - это явление массового психоза, похожего на индивидуальный психоз.

Причина расовых психозов - это западный путь развития, а восточный поддерживает коллективное бессознательное в ущерб личностному началу. По мнению Юнга может существовать и третьи путь развития сочитающий коллективное бессознательное и рационалистического, однако это дело будущего.

 

 

Тема 39. Зарубежная философия ХХ века: структурализм и постструктурализм.

 

Структурализм (начало XX в. — 60-е гг. XX в.) — направление современной философии, возникшее на основе специальной методологии анализа лингвистических, семиотических, антропологических проблем, мифов и сказок, других художественных текстов. Основоположник — швейцарский лингвист Фердинанд Соссюр (1857-1913).

Структура — закон связи определенного множества элементов. Этот закон объективен, универсален, объединяет в одно целое частные функции отдельных элементов.

Знание структур освобождает гуманитарное знание от субъективизма и превращает его в разновидность научного.

Структурализм — реакция на обвинения в «ненаучности» гуманитарных наук. Гуманитарные науки якобы погрязли в эмпиризме, их обобщения недостоверны, субъективны, неформализуемы. Но перестройка гуманитарных наук по образцу естественных уничтожает их специфику. Значит, они должны иметь собственные методы объективного анализа. За их открытие структурализм приобрел всемирную известность. Гуманитарное знание признали научным.

Главное понятие — «структура» (форма) — закон связи функций множества элементов. Ей подчиняется бесконечное множество различных конкретизации. Знание структуры освобождает от накопления и анализа частностей. Так, русский лингвист В. А. Пропп в 1927 г. установил, что все русские волшебные сказки имеют одну и ту же структуру.

Постструктурализм (последняя треть XX в.) — движение критиков структурализма. Яркий представитель — французский философ и социолог Мишель Фуко. По их мнению, структуралисты переоценили самодостаточность структур, оставили за пределами анализа контекст, диалогичность и индивидуальные особенности человека, от проявления которых очень часто зависят направление и результаты развития истории.

В литературоведении постструктурализм проявился в форме движения «деконструкции» — специального метода критики текста (автор — французский лингвист и философ Жак Деррида.

Цель критики — разрушение целостности текста, выявление в нем внутренней противоречивости, скрытых не только от «наивного» читателя, но и от самого автора «остаточных смыслов». Результатом критики должны стать собственные размышления критика, навеянные чтением исходного текста. При этом они более важны, чем сам текст. Деконструктивисты отрицают существование единственной «правильной» интерпретации литературного текста. Нет никакой однозначной, целостной, скрытой и все подчиняющей структуры текста. Разрушенный деконструкцией, он распадается на множество фрагментов, не связанных ничем, кроме личных ассоциаций критика. Сколько критиков (читателей), столько и интерпретаций текста. Нет никакого различия между естественным, научным и художественным языками.

Всякий язык неизбежно художественен, всегда функционирует по законам риторики и метафоры, любое научное знание существует в виде не строго логического изложения-исследования своего предмета, а художественного произведения. Всякий текст — «рассказ». Мир можно познать только в форме «литературного» рассказа, истории, даже представители естественных наук, например физики, «рассказывают истории» о ядерных частицах.

 

 

Тема 40. Зарубежная философия ХХ века: постмодернизм

Основные понятия: постмодернизм, интерпретация.

Представители: Ж. Делез (род.1926; «Различие и повтор», «Спиноза и проблема выражения» ), Ж. Бодрийар(род.1929), Ж. Деррида (род.1930; труд «Поля философии» (1972) ),), Жан Лиотар (1924-1998).

 

Постмодернизм - это обще культурное явление развитых стран 2-й половины 1970-х - 1990-х гг. противопоставившее себя модернизму и претендующее на его замену, что отличает постмодернизм от существующего одновременно с ним "неоавангардизма" или "позднего модернизма", последовательно развивающего модернистские концепции..

Исходит из критики классической философии (немецкой классики Гегеля и т.д.) наиболее критикуемые моменты - это рационализм, логоцентризм (новая ориентация мировоззрения, где опора направлена на центральный элемент любого текста или предмета). Повлияло на постмодернизм философия жизни в лице Ницше, экзистенцианализм в лице Хайдегера. Наиболее известны французские представители Жан - Француа Лиотар, Ж. Делейз, Ж. Бодрияр, Ж. Дериза, Ролан Бартд. В сторогом смысле этого слова философия постмодернизма термин условный так как одна из его идей доказательство не возможности. Постмодернисты считают, что философия в виде единого стиля мышления или целостной мировоззренчиской системе по их мнению не возможно. Универсальную систему они не пытаются создать. Предполагается что в современности произойдет смена философских парадигм, которая откажется от рационализма, разделение мира на объект и субъект и от принципа историзма. По прежнему большое вниманию уделяют изучению языка, знака, символа и деятельности создающие новые структуры.

Основные установки постмодернизма:

1. Мир и культура как система знаков. Из знаковых систем уделяется язык. Используется термин дискурсивная практика. Большое внимание уделяется структуре дискурсивных практик.

2. Мир рассматривается как текст. Вводятся новые обозначения " наратив " его вводит Деррида - это реальность понимаемая как текст, если анализировать культуру, то она не едина как текст, она представляет собой сумму текстов или интертекст где все виды норативов можно понять в совокупности с другими (как картина мозаична) кроме того на все норативы влияет предидущая традиция - интертекстуальность. Ничего нового в культуре создать нельзя. Следующие понятия очень важные диконструкция - это основной метод постмодерниского анализа, в котором может быть подвергнут любой текст. Метод заключается в разбирании текста на отдельные элементы и поиски интерпретаций, происхождения. Таким образом разрушается понимание об однозначности текста. А процесс интерпретации может стать бесконечным. Диконструкция как метод не совместим с представлением как истина. Само понятие истины в постмодернизме снимается в виду того что истина относительна. Раз истина абсолютна то стираются границы между сферами познания. Это не только философия, но и наука не может понять. Наука становиться в современности не доступной. Стирается граница между научными знаниями и псевдонаучными формами.

3. Бартд и Фуко - смерть субъектов. Любой субъект является не создателем, а элементом текста потому что находиться внутри него. Человек является частью текста никакой он не субъект. Децентрация - постмодернизм подвергает критике саму идею центра или ядра во круг которых сладывается культура и мир. В реальности существует множество культурных контекстов. Множестов точек зрения (плюрализм), которые касаются мира в целом. "Постмодернистская чувствительность" - это специфический способ видения мира как не единого, не упорядоченного напора фрагментов. Между которым нет причино следственной связи. Следствием из этого видения становиться эпистимастическая неуверенность - неуверенность в знаниях науки. Исчерпанность истории - это идея основана на повторяемости смыслов и ценностей. Отсюда истории направленного развития. Познавательная деятельность по мнению пост модернистов должна быть заменена интерпритаторской деятельностью на подобии игры. "Игра смыслами" подразумевающие не серьезность результатов.

Работы авторов постомодернистов находятся на границе философии и литературы. Не редко они противоречивы и парадоксальны. Проявляется тенденция к эстетизации философской мысли. Это течение существует и сейчас.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных