Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Познание как постижение истины. Понятие истины. Основные концепции истины. Правильные, верные знания о мире называются истиной.




Правильные, верные знания о мире называются истиной.

Наши истинные знания могут характеризоваться через понятия объективности, конкретности, абсолютности и относительности. Итак,

1) любое наше знание, истина всегда объективна по своему содержанию, т.к.к истина – это те знания, которые соответствуют объективному миру. Если же не соответствуют, то это не истина, а потому не объективных истин быть не может.

Вместе с тем, следует помнить, что знание – это субъективный образ объективного мира. Т.е. момент субъективности нельзя полностью убрать из наших знаний (это отражается в культурологической модели познания). Наши знания – всегда субъективный образ объективного мира. Эта противоречивость знания – источник его развития.

2) Истина всегда конкретна, т.к. знаний ни о чем быть не может. Всякое знание – это знание о чем-то.

Рассуждения «вообще» возможны, но они ничего не дают для практики, а познание необходимо человеку, чтобы понять себя и мир и найти свое месть в мире. Отсюда также вытекает требование рассматривать разные теории с конкретно-исторической точки зрения.

3) Всякая истина относительна, т.к. никакое наше знание не является исчерпывающим. Всегда можно что-то уточнить и дополнить. Во-первых, развивается наша практика, способы познания, развиваемся мы сами. Во-вторых, мир бесконечен в своих проявлениях и развивается.

4) Знания действительно всегда относительны. Однако в любом нашем знании есть то, что проверено практикой на предмет их соответствия действительности и опровергнуто быть не может («все вещи состоят из атомов», «люди смертны»). Это значит, что любое наше знание включает в себя момент абсолютности (точного, конкретного и объективного отражения какой-либо черты объекта), т.е. включает в себя черно абсолютной истины. В этом смысле все истины абсолютны.

Абсолютная истина – это полное, исчерпывающее знание о мире. Такое знание – идеал, к которому мы стремимся. А реальное знание – это противоречивое единство моментов абсолютности и относительности, включающее порой и заблуждения. Такая противоречивость знания – источник его развития.

Концепции истины

В классической философии сформировались корреспондентная, когерентная и прагматическая концепции истины. Концепции отличаются в основном пониманием критериев истины.

1) Выше мы рассмотрели корреспондентную концепцию истины. Ее истоки уходят к Платону, Аристотелю, Декарту. Истина – это правильное отражение действительности. Этот взгляд развивал и диалектический материализм, критерием истины рассматривая практику.

2) Когерентная концепция истины. Критерием истины считает непротиворечивость знаний. Это важный критерий, но основой базового знания, с которым мы соотносим новое знание, должна быть все же проверенность его практикой на соответствие объекту.

3) Еще в античности софисты говорили, что истины нет, поэтому истиной будет то, что тебе выгодно (с выгодой они отождествляли счастье). Сократ же считал, что каждый может иметь свое мнение, но истина для всех должна быть одна.

4) С этой концепцией также связана конвенциональная концепция истины, считающая, что истина есть результат договора между людьми.

В постклассической философии истина лишается объективного статуса. Например, у Кьеркегора истина – это форма психического состояния личности, а неопозитивизме истина – это феномен языкового ряда.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных