Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Уровни, методы и формы научного познания.




Специфика научного познания состоит в том, что оно стремится дать целостную, рационально-теоретически организованную систему знаний о мире. Для достижения этого само научное познание должно быть упорядочено.

Структура научного познания включает определенные уровни научного исследования:

1. эмпирический;

2. теоретический;

3. метатеоретический.

Если обыденное познание пользуется, так называемым, методом проб и ошибок, то в науке есть целая система методов познания. Бэкон Ф. сравнивал метод с фонарем, освещающим путь.

«Метод» так и переводится как путь, способ познания или преобразования мира, совокупность приемов и операций для освоения действительности. Наука о методах – методология. Роль методологии выполняет философия.

Классификация методов:

1. частнонаучные;

2. общенаучные;

3. философские.

1. Эмпирический уровень научного познания

Он связан с исследованием объектов в процессе прямого или косвенного (приборы) взаимодействия с ними, т.е. опирается на чувственное познание

При этом формируются эмпирические методы:

1. наблюдение;

2. эксперимент;

а также измерение и сравнение.

Цели наблюдения и эксперимента ставятся на рациональном уровне.

В результате мы получаем такую форму эмпирического познания как научный факт. Знания в форме научных фактов констатируют количественные и качественные характеристики объектов и явлений.

2. Теоретический уровень научного познания.

Он имеет место тогда, когда из имеющихся знаний выводятся новые, без непосредственного обращения к объекту. При этом используются теоретические методы:

1. метод восхождения от абстрактного к конкретному;

Объект абстрактные понятия, фиксирующие отдельные конкретное, т.е.

2. сочетание исторического (описание развития по порядку) и логического (выведение закономерностей исторического развития) методов;

3. гипотетико-дедуктивный метод (выдвигаем общую гипотезу и смотрим, что она может объяснить, т.е. от общего идем к частному);

4. аксиоматический метод;

5. методы математизации, формализации, абстрагирования и обобщения и др., например, системно-структурный, методы синергетики…

Никакое научное познание невозможно также без использования общелогических методов (приемов) познания:

- анализ (разделение целого на части на практике или мысленно) и синтез (соединение);

- абстрагирование и обобщение;

- индукция и дедукция;

- аналогия и моделирование и др. (найти самим).

3. Метатеоретические основания науки

Приставка «мета» переводится как «сверх», «больше», как то, что охватывает собой нечто.

Метатеоретические основания науки – это принципы, объясняющие развитие не отдельных научных уровней или конкретных наук, а принципы функционирования любого научного знания. Т.е. метатеоретические основания науки – это уровень общенаучного и философского знания.

На этом уровне формируются:

-- научная картина мира (НКМ);

-- идеалы и нормы исследования;

-- философские принципы и др.

НКМ - это система общих представлений о мире, получаемых в различных науках. Она исторически меняется.

В целом в науке как общенаучная доминировала механистическая картина мира.

Отражение мира в науке всегда осуществляется в соответствии с исторически складывающимися идеалами и нормами исследовательской деятельности.

Их можно разделить на 3 группы:

1. идеалы и нормы описания и объяснения;

2. идеалы и нормы доказательности и обоснования знаний;

3. идеалы и нормы организации знаний.

Развитие научных знаний

Обычно становление нового теоретического знания происходит на фоне уже известной теории. Поэтому говорят не о становлении теории, а о росте научного знания.

Парадигма (от греч. Образец) – совокупность ведущих представлений и методов научного познания на данном отрезке эволюционного развития науки.

Затем наступает этап научной революции и происходит смена парадигм. Научная революция открывает новые объекты и методы исследования.

…большую роль играют традиции и новации в науке…

Итак, наука – единство постепенных количественных и коренных качественных изменений, т.е. научных революций.

Примеры научных революций: гелиоцентрическая система Коперника, создание Эйнштейном ОТО и СТО, создание квантовой механики, создание синергетики, создание генной инженерии и т.д.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных