![]() ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Уровни, методы и формы научного познания.Специфика научного познания состоит в том, что оно стремится дать целостную, рационально-теоретически организованную систему знаний о мире. Для достижения этого само научное познание должно быть упорядочено. Структура научного познания включает определенные уровни научного исследования: 1. эмпирический; 2. теоретический; 3. метатеоретический. Если обыденное познание пользуется, так называемым, методом проб и ошибок, то в науке есть целая система методов познания. Бэкон Ф. сравнивал метод с фонарем, освещающим путь. «Метод» так и переводится как путь, способ познания или преобразования мира, совокупность приемов и операций для освоения действительности. Наука о методах – методология. Роль методологии выполняет философия. Классификация методов: 1. частнонаучные; 2. общенаучные; 3. философские. 1. Эмпирический уровень научного познания Он связан с исследованием объектов в процессе прямого или косвенного (приборы) взаимодействия с ними, т.е. опирается на чувственное познание При этом формируются эмпирические методы: 1. наблюдение; 2. эксперимент; а также измерение и сравнение. Цели наблюдения и эксперимента ставятся на рациональном уровне. В результате мы получаем такую форму эмпирического познания как научный факт. Знания в форме научных фактов констатируют количественные и качественные характеристики объектов и явлений. 2. Теоретический уровень научного познания. Он имеет место тогда, когда из имеющихся знаний выводятся новые, без непосредственного обращения к объекту. При этом используются теоретические методы: 1. метод восхождения от абстрактного к конкретному; Объект абстрактные понятия, фиксирующие отдельные конкретное, т.е. 2. сочетание исторического (описание развития по порядку) и логического (выведение закономерностей исторического развития) методов; 3. гипотетико-дедуктивный метод (выдвигаем общую гипотезу и смотрим, что она может объяснить, т.е. от общего идем к частному); 4. аксиоматический метод; 5. методы математизации, формализации, абстрагирования и обобщения и др., например, системно-структурный, методы синергетики… Никакое научное познание невозможно также без использования общелогических методов (приемов) познания: - анализ (разделение целого на части на практике или мысленно) и синтез (соединение); - абстрагирование и обобщение; - индукция и дедукция; - аналогия и моделирование и др. (найти самим). 3. Метатеоретические основания науки Приставка «мета» переводится как «сверх», «больше», как то, что охватывает собой нечто. Метатеоретические основания науки – это принципы, объясняющие развитие не отдельных научных уровней или конкретных наук, а принципы функционирования любого научного знания. Т.е. метатеоретические основания науки – это уровень общенаучного и философского знания. На этом уровне формируются: -- научная картина мира (НКМ); -- идеалы и нормы исследования; -- философские принципы и др. НКМ - это система общих представлений о мире, получаемых в различных науках. Она исторически меняется. В целом в науке как общенаучная доминировала механистическая картина мира. Отражение мира в науке всегда осуществляется в соответствии с исторически складывающимися идеалами и нормами исследовательской деятельности. Их можно разделить на 3 группы: 1. идеалы и нормы описания и объяснения; 2. идеалы и нормы доказательности и обоснования знаний; 3. идеалы и нормы организации знаний. Развитие научных знаний Обычно становление нового теоретического знания происходит на фоне уже известной теории. Поэтому говорят не о становлении теории, а о росте научного знания. Парадигма (от греч. Образец) – совокупность ведущих представлений и методов научного познания на данном отрезке эволюционного развития науки. Затем наступает этап научной революции и происходит смена парадигм. Научная революция открывает новые объекты и методы исследования. …большую роль играют традиции и новации в науке… Итак, наука – единство постепенных количественных и коренных качественных изменений, т.е. научных революций. Примеры научных революций: гелиоцентрическая система Коперника, создание Эйнштейном ОТО и СТО, создание квантовой механики, создание синергетики, создание генной инженерии и т.д. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|